Найти в Дзене

Моторная алалия и крупная моторика

Оглавление

Связь физического развития и интеллектуального.


Ирина: - Сейчас мы поговорим на тему сенсорной интеграции, нейрокоррекция, моторика, нейропсихология. И расскажем вам, как это всё объять самостоятельно родителям. Как это сделать самому, не бегая по разным учреждениям.
Мария: - Мы это называем упражнение для самостоятельной работы.

Ирина: - Развитие моторики.

Мария: - Это очень важная часть, и без неё вся коррекционная работа, ну, не скажу, что теряет смысл, но теряет его значительную часть.

Ирина:-И удлиняется до бесконечности. Итак, любой человеческий мозг развивается изначально от движения. Мы об этом рассказывали в видео, где говорили про раннее развитие ребенка. Для того, чтобы мозг начал функционировать, нужно сначала научить тело двигаться. В нашем случае, моторной или сенсорной алалии, развитие общей или крупной моторики. Это не просто развитие двигательных функций ручек и ножек, это прежде всего координация работы полушарий мозга между собой. Это то самое межполушарное взаимодействие, которое очень сильно влияет на речь любого человека.

Мария: - У детей без речевых проблем и нарушений нет в этом проблем, потому что ребёнок развивается обычно, полноценно, нормально. С ним гуляют, бегают, посещают разные мероприятия, ребёнок где-то бывает, где-то куда-то лезет, играет и тем самым восполняет это. Для детей, у которых существуют тяжёлые речевые нарушения, чаще всего у родителей есть сложность, чтобы привезти куда-то ребёнка, или даже просто выйти с ним на улицу поиграть, как бывает с детьми с сенсорной алалией. Поэтому у них есть жуткий, большой, огромный дефицит этого.

Ирина: - Есть еще один аспект. Это родительское отношение, которые понимают, что ребенок в чем-то недостаточен. В нашем случае алалии это речь, и относятся к ребенку к такому, как к больному. И этим всем усугубляют. «Нет, ему бегать нельзя, нельзя лазить по всяческим горкам, качелям и так далее. Он больной». Нет, эти дети не больны. У них нет проблем с моторным развитием. Если это не что-то сочетанное, коморбидное. В плане моторного развития, в плане двигательной активности это совершенно обычные дети, а сенсорики даже слишком активно бегающие.

Мария: - Да, если бы у них не было этого речевого нарушения, то никто бы из родителей и не заметил у этого же ребенка какой-то недостаток. На самом деле эти недостатки могут восполнить сами родители путем вот этих вот так называемых упражнений для самостоятельной работы родителей. И в коррекционной работе мы всегда об этом говорим родителям. Не забывайте, есть ещё упражнения для самостоятельной работы. Мы их так и называем и даём определённые задания.

Ирина: - То есть, когда мы говорим, что с ребёнком с алалией нужно заниматься по 5-6-7 часов в день, это не значит, что с ним нужно сидеть за столом и учить слова или буквы, или звуки. Нет, это означает, что с ребёнком нужно заниматься его полноценным развитием личности: рисованием, лепкой, пением, танцами, и гулять, гулять, гулять…

Мария: - Более того, это хорошо происходит, когда это делает непосредственно сама мама или тот человек, который занимается с ребёнком. Если не мама, то няня или папа, или бывает бабушка посвятила себя занятиям коррекционной работы с ребёнком.

Ирина: - Почему?

Мария: - Потому что этот человек знает и понимает, на что направлена сейчас коррекционная работа. И, соответственно, те темы, которые сейчас проходят с ребенком логопед, он может восполнить их и провести параллельно, прямо на улице.

Ирина: - Закреплять, автоматизировать, что-то, наоборот, вызывать.

Мария: - И ребёнок, соответственно будет понимать, что говорит ему этот человек, и лучше его воспринимать. Именно поэтому я больше рекомендую, чтобы родитель это делал сам, а не отводил ребёнка дополнительно ещё куда-то.

Физическая активность.

Ирина: - Можно я расскажу о своём интересном практическом опыте? Как обычно сложилась ситуация, что у меня несколько родителей обозначили, что у них негде гулять в том месте, где они живут. Неудобная местность, не знаю, там, Нью-Йорк. И несколько родителей сказали: "Мы будем ходить к нейропсихологу". То есть родители разделились на две части. Часть ходили к нейропсихологу на целенаправленные занятия, часть просто гуляли с папой и гоняли мячик по футбольному полю. Я занималась коррекционной работой с теми и с другими и обнаружила примерно следующее. Спустя некоторое время выяснилось, что те дети, которые просто гуляли с родителями, просто бегали, просто лазили везде, у них развитие идёт почему-то быстрее. У сенсориков слова активнее стали появляться, пониматься и произноситься. А у тех, которые занимались с нейропсихологом, там по-прежнему какие-то ладушки и ничего далее.
Мария: - Опять же, потому что занятия происходят в кабинете.

Ирина: - Подождите. Оказалось, ещё веселее. В принципе, они делали одни и те же движения. Поочерёдные движения руками и ногами. Ладушки с тётенькой под стихи, и ладушки с мамой. Что было выяснено в результате? Оказывается, что, когда ребёнка приводят к нейропсихологу на все эти всевозможные сенсорные интеграции, двигательные активности. Там специалист заставляет ребёнка делать какие-либо движения, скоординированные между собой:«Эту ручку туда, эту ручку сюда». А ребенок, который лезет по лесенке, он делает намного больше движений. И поэтому ребенок быстрее развивается. Почему же? А оказалось очень просто. То, что нужно самому ребенку, лезть по лесенке на горку, почесать ухо другой рукой. То, что нужно ребёнку и особенно его мозгу, усваивается быстрее и лучше, чем то, что нужно тётеньке-специалисту по нейропсихологии, но это нужно ей. А ребёнок в момент занятия у неё может вполне себе пассивно сидеть, считать мух на потолке, пока она двигает его руками. И вот как раз заниматься самому со своим ребёнком получается намного эффективнее, чем ходить к какому-либо специалисту, который не учитывает индивидуальность ребёнка. Не учитывает его потребности, то, что нужно ему здесь и сейчас, в данный конкретный момент времени.
Мария: - То, о чём я постоянно говорю. Важно, чтобы у ребёнка было детство, был правильный здоровый онтогенез. Ребенок и так с тяжелым речевым нарушением много теряет в детстве из-за того, что он где-то не бывает или упускает какое-то время. Когда он это время проводит с родителями на улице, на каких-то площадках, таким образом это все восполняется и компенсируется. То есть, поймите нас правильно, мы ни в коем случае не против нейропсихологов, не против центров по сенсорной интеграции. Если вы действительно живете в Нью-Йорке, или в каком-то месте, где просто нет возможности выйти с ребёнком погулять, поиграть с мячом, просто побегать. То безусловно, вам нужно искать какое-то такое место. Но если у вас есть все возможности для того, чтобы побегать и поиграть с ребёнком вместе, пожалуйста занимайтесь.

Ирина: - Неважно на каком уровне речевого развития находится ребенок с моторной алалией, с ним необходимо заниматься физическим развитием. Вот в этом вопросе, кстати, не важен уровень речевого развития ребенка, важен его возраст. Поэтому открываем всевозможные планы, нормативы раннего развития ребёнка, и исходя из физических возможностей организма, даём ребёнку всевозможные задания.

Как научить ребенка прыгать?

Ирина: - Что у нас может быть, например, по возрастам? Например, нужно научить ребёнка прыгать. Ребёнок с моторной алалей довольно часто в 2-2,5, в 3 не умеет прыгать. Очень часто родители говорят, наверное, это аутичные черты, потому что ребенок не умеет прыгать. Научите. Это делается очень просто. Вариант первый. Попробуйте взять ребенка за ручки и под музыку вместе прыгать. Просто покажите ему, как это делается. Если не работает. Нужно взять его за подмышки, согнуть его коленочки и подпрыгнуть, выдернуть его вверх и поставить на место. И еще пару-тройку раз, чтобы ребенок понял, что для прыжка необходимо сгибание коленочек с резким их выпрямлением, пружинисто подпрыгиваем вверх. Все, дальше прыгать он будет самостоятельно.

Мария: - Да, или можно поставить ребенка на бордюр и, держа его за ручки, показать ему, что нужно спрыгнуть с бордюра.


Ирина: - Главное, чтобы он согнул коленочки, потому что иногда, бывает, солдатиком прыгает. Кстати, прыжки на кроватях и батутах не научают ребенка прыгать на твердой поверхности. Тоже выявляется искусственным путем.

Мария: - То есть прыгать, в принципе, на батуте – это полезное занятие.

Ирина: - Для моториков хорошо.

Мария: - Не понаслышке об этом знаю. У меня сын хоккеист, их обязывали прыгать на батуте. Это правильно, полезно и хорошо, вы можете тоже прыгать, но нужно научить прыгать ребенка и на твердой поверхности обязательно.


Ирина: -Пункт следующий. Ребеночек растет, взрослеет, нужно научить его прыгать на одной ножке. В принципе, приходится делать то же самое. Обязательно с опорой руками на что-то: мамины ручки, стульчик, стол, неважно что. Показываем, что нужно одну ножку поджать, а на вторую попрыгать. Вот не поверите, умеет прыгнуть на двух ногах, на одной ноге не может понять, что нужно снова согнуть коленку и выбросить свое тело вверх. То же самое, берете, присаживаете его, опускаете на согнутом колене, снова даете толчок вверх, и тогда он будет прыгать самостоятельно. Но некоторое время старайтесь, чтобы он прыгал, держась за опору, а потом уже и без поддержки.
Мария: -То есть не расстраивайтесь, если у вас не получилось, если ребёнок не понял сразу, что нужно сделать. Это абсолютно нормально. Это не говорит о том, что у вашего ребёнка есть какие-то ещё нарушения, и нужно выискать у него какие-то дополнительные болезни. Абсолютно нет.

Ирина: — Это говорит, что это совершенно обычный ребёнок, которому либо просто было рано делать это, либо его просто никто не обучал. Что еще у нас в движении есть? Мячики. Я рассматриваю сейчас самые-самые простые вещи, которые делают все дети с раннего возраста. Просто если упущен этот момент в свое время, пожалуй, его стоит восполнить. То же самое, о чем говорят родители: "-Ребенок не умеет ловить мяч. Ребенок не умеет кидать мяч". Возвращаемся на шаг назад в раннем развитии физическом по онтогенезу и предлагаем ребенку не бросать мяч и не ловить его в пространстве, а попробовать его катать в плоскости. Поверьте, как человек с плохим зрением, я знаю, что мяч, который в тебя летит, поймать довольно сложно. Ты не видишь с какой скоростью летит мяч, тяжело сообразить, что нужно сжать руки, чтобы мяч не прилетел в нос. Среагировать быстро не получается. Вот это как раз та самая вещь развития межполушарного и межанализаторного взаимодействия. То есть твоё зрение - анализирует мяч, твои руки - делают движение. Очень сложная конструкция. Но если сделать это в плоскости, когда нет верха-низа, есть только вперед-назад, это сделать довольно просто. Садимся напротив друг друга, раздвигаем ножки, чтобы мячик точно не укатился никуда, а хотя бы от ноги попал все-таки в руки. И катаем мяч себе, ребенку, он его здесь ловит. Уже потом встаём и предлагаем ребёнку ловить фактически на расстоянии буквально 10-15 см, чтобы он просто его взял фактически. Постепенно увеличиваем расстояние. Ребёнок тренирует свой глазомер, тренирует скорость движения рук от скорости мячика зависящую и начинает ловить мяч. То же самое с бросанием.
Мария: -Да, если совсем непонятно ребёнку всё-таки, как поймать этот мяч и не получается, я предлагаю родителям взять подушку. Подушку ловить несложно, она не большая и мягкая. И кидаем ребенку подушку или просто мягкую игрушку. Это очень забавно, детям нравится.

Игры для развития моторики.

Ирина: -Супер. Вот тоже хотела сказать, что порой мы пытаемся ребенку предложить правильный вариант игры, то есть отбивать мяч, пинать мяч. У моей дочери, например, была игрушка фиолетовый крокодильчик. Он был не очень большой этот фиолетовый крокодильчик. Ну так вот, отбивать его как боксерскую грушу ей нравилось больше, чем настоящую грушу. У сына то же самое. Там, правда, был зеленый заяц. Пинать его, бросать его, попадать мячиком в него было намного интереснее, чем специальные кегли, выставленные по порядку. Добавьте немного чудинки.

Мария: - Вы знаете, еще очень часто так происходит, что ребенку уже когда-то предлагали мяч, у него закрепилось, что он не может, у него не получается. И ребенок просто, как видит мяч, он уже не хочет с ним никак взаимодействовать. Какая-то негативная эмоция на нем осталась.

Ирина: -Особенно если в него попали один раз мячиком и было неприятно больно.

Мария: -Да, поэтому часто родители говорят, что ребёнок отказывается играть с мячом, он не хочет. Это всегда можно заменить на что-то другое, потом всё равно вы вернётесь к мячу, когда ребёнок немножко перерастёт, научится взаимодействовать с чем-то другим. И вот, кстати, от бросания подушками, вначале просто друг к другу, а потом, когда вся семья включается в это, и все обкидываются подушками, ребёнку становится интересно. И вот тут у него вызывается естественная, живая потребность кинуть подушку в папу или в маму, потому что это так весело. И всё это происходит в процессе игры, хорошие эмоции, при этом ребёнок бегает, прыгает, да, и всё это происходит. Тот самый хороший, нормальный, правильный, здоровый онтогинез.

Ирина: -Добавим еще пару вариантов. Мяч не обязательно должен быть классический резиновый с тремя полосочками. Это может быть надувной мяч для плавания. Он очень легкий, он очень крупный, не промахнешься. Хороший вариант. Еще круче воздушные шарики. Любишь?

Мария: -Очень люблю.

Ирина: -Воздушный шарик летит очень медленно, потому что он очень лёгкий, поэтому ребёнок успевает среагировать на его движение, успевает отбить его, успевает схватить его. Такой мячик - шарик можно отбивать даже головой, а можно развивать дыхание, вдох и выдох. Вдыхательный волейбол.

Мария: - Крутейшая вещь. Можно его дуть, отбить одной затем второй ручкой, ножками. То есть вы постепенно усложните задание. Можно шарик в стену отталкивать. Очень хорошая игра с мыльными пузырями.

Ирина: - Координация движений.

Мария: - Мама надувает пузыри, ребенок при этом их должен хлопать, вот тот же самый указательный жест, о котором все так переживают, что ребенок им не пользуется. Вот его очень хорошо выработать, как раз таки, хлопая мыльные пузыри пальчиком.

Ирина: -У меня один мальчик не умел хлопать. Ни в какую не хотел хлопать в ладоши. Просто, не знаю, какое-то принципиальное отторжение было. Научился это делать, хлопая по мыльным пузырям.

Мария: -Сюда же можно добавить какие-то речевые слова или речевые звуки, которые вы с ребенком проходите на данном этапе коррекционной работы.
Ирина: -Да. То есть, занимаясь с логопедом, вы чётко знаете, какие слова у ребёнка вызвали, какие нужно отрабатывать сейчас. И создаете игровую и тренировочную ситуацию, с пинанием, бросанием и так далее. И вставляете туда либо эти же слова, либо слова, похожие слоговой структуры. Я, например, всегда предлагаю, когда у ребёнка слова идут первой слоговой структуры, то есть стоящие либо из одного слога, либо из двух открытых слогов, играть в футбол: «попал», «мимо», «гол», «ура».
Самое главное, что в этот момент ребенок не думает, что он занимается речевым развитием. Не все они любят говорить. Моторики не очень любят говорить. Но пока он увлечен отбиванием мячика, он повторит все, что угодно. Особенно если это в рамках его возможностей. Если он это же попробовал, вызывать в этот момент и автоматизировать эти слова в игровой ситуации, пока он думает, что он развлекается, намного эффективнее.

Мария: - Тем более, что родители в этот момент знают, какие слова нужно вызывать, потому что эти слова, они сейчас и проходят. Соответственно, родители не предложат ребенку какое-то сложное слово, которое он еще не может говорить. Поэтому если ребёнок в этот момент куда-то пошёл на занятия, специалист там не всегда знает, какие сейчас возможности у ребёнка, что он может, и что отрабатывается. А если ему предложат другое слово, которое он ещё не может произнести, это уже будет не с таким удовольствием выполняться. Ещё почему я всегда за то, чтобы родители это делали сами, потому что мама и так очень много занимается с ребёнком. Ребёнок привыкает к тому, что мама от него постоянно что-то требует, и этот процесс он понимает. С мамой можно еще и поиграть и повеселится. И для ребёнка мама уже не просто объект, с которым он постоянно отрабатывает что-то, но мама это и тот человек, с которым ребёнок просто играет. И когда вы сядете потом с ребёнком за столик заниматься, он не будет вас воспринимать как опять скучное не интересное занятие. Потому что он будет знать, что сейчас с мамой он выполнил какое-то задание, что-то поучил, что-то ответил. Он знает, что он с мамой пойдет играть.

Ирина: -Проще. Ещё и в обратную сторону это работает. «Я привык общаться с мамой в игре, и здесь, за столом, она мне предлагает похожую ситуацию в плане произношения говорения. Я не задумываюсь, выполняю, потому что там у меня получалось, там я был успешен, там меня мама хвалила, там мне было классно. Я с мячиком игрался или ещё с чем-то. Здесь у меня тоже будет так же хорошо». То есть ребёнок из игры переносит свою успешность на занятия.

Мария: -Очень важно это и для эмоционального фона самой мамы, потому что, когда вы занимаетесь с ребёнком, вы прилагаете усилия, вам сложно порой от работы сбывать какой-то речевой материал. Да, мы не говорим, что алалия — это так здорово и коррекционная работа простая. Нет, она очень сложная, она требует много усилий для достижения хорошего результата. Ну а так у вас есть время проводить, играть со своим ребенком, проживать с ним полноценно это детство. И опять же на подсознательном уровне вы воспринимаете все это легче, и потом переносите гораздо проще.

Ирина: -Да-да-да, не важно, что у нас в речи какие-то проблемы, главное, что в игре он у меня вполне успешный и правильный мальчик.

Мария: -Да.

Плавание. Игры с песком и камушками.

Ирина: -Ещё одна очень полезная вещь для развития как общей моторики, так и межполушарных связей – плавание. Мы уже рассказывали о пользе купания и всевозможные игры в ванне, но в определённый момент времени нужно идти учиться плавать в бассейне. Хорошо, если ребёнок с самого младенчества учился плавать, но, если нет, идём, ищем.

Мария: -Индивидуального тренера можно найти.

Ирина: -С маленьким ребёнком только индивидуальный тренер в плавательных специальных учреждениях. Моторик прекрасно понимает все команды, которые ему дают, разумеется, под присмотром мамы. С индивидуальным тренером учим ребенка плавать. Дело в том, что в момент плавания все четыре конечности, голова, дыхание, все работает каждое в своем направлении, что очень хорошо стимулирует комиссуральные межполушарные связи. Если есть возможность, летом речка, пруд, море, все что угодно, дети должны уметь плавать. Это полезно для головы.

Мария:-Да, всё, что касательно моря или просто любого пляжа, там же хорошо деткам побегать босиком по камушкам, походить, покидать камушки, побросать, построить что-то, построить замки из песка, выкопать, потаскать водичку в ведре.

Ирина:-Вот для нас, для взрослых людей, выглядит как: «-А что такого, а зачем оно надо?». Ну вот смотрите, элементарная вещь. Построение замка из песка. Здесь у ребенка тренируется, вот вы не поверите что, это процесс оторможения. Это нужно равномерно удерживать ручку и лить мокрый песочек. То есть это не швырнули и бросили. Это нужно целенаправленно осуществлять эту деятельность. На самом деле безумно полезная штука. Мы сейчас говорили о том, как бросать и ловить мячики. Намного интереснее бросать камушки в море, в лужу, куда угодно. Бросать в цель. Это еще одна сложная штука, которую нужно учить детей. Как у нас это бывало. Дети либо бросают в никуда резко, либо просто роняют. Положить – это тоже сложная вещь. Бросить в цель – безумно невероятно непостижимая вещь. Что мы делаем? Мы ставим перед ребёнком мусорное ведро, офисную корзину или кастрюлю. И играем... Как это? Офисный баскетбол? Ну, когда менеджеры от скуки сидят и комкают бумажки, и бросают через весь офис ведро.

Мария: -Опять же скомкать бумажку.

Ирина: - Вот. Это так стимулирует ладошки.

Мария: -Замечательное задание.

Ирина: - Ставим прямо перед ребёнком, и он сверху в принципе просто роняет. Сажаем ребёнка на стол, корзинка внизу, бросаем туда. Отодвинули сантиметров на 15, на 20, на 30. Это нужно уже немножечко. Те же самые слова: «Кидай», «бросай».
Комкаем бумажку двумя руками. Далее одной рукой держимся, второй бросаем.

Мария: -Несколько действий одновременно.

Ирина: -Дальше можно купить дартс. Есть замечательный дартс, войлочная мишень и мячики из липучки.

Мария: -Или небольшое баскетбольное кольцо, повесить дома.

Ирина: -На высоте ребенка?

Мария: -Да, продаются такие детские, они простые в креплении, они веселые, и тоже можно забрасывать мяч. Более того, это можно объединить, играть вместе с мамой, вместе с папой.

Ирина: -Бурно радоваться и оречивлять всю нашу деятельность. Еще раз не забываем, мы говорим о моторной алалии, а это означает, что любая игра должна служить речевой цели. То есть мы эмоционально одобряем ребенка всегда, что бы он ни сделал, ни сказал. «Получилось – вау, супер! Не получилось – ух ты, а давай еще раз!». То есть ни в коем случае нельзя детям говорить: «нет, неправильно, фу-фу-фу», никаких плохих вещей.

Мария: -«Почему ты не умеешь это делать? Это так просто. Просто возьми мяч, просто брось».

Ирина: -Это непросто, поверьте, это очень непросто. Вот попробуйте на четвереньках пройтись по собственной комнате, и вы поймёте, насколько непросто быть маленьким ребёнком, когда ты половину мира не видишь. Это очень сложная жизнь у маленьких детей. Вот эта глупая поговорка, что маленькие детки – маленькие бедки, это точка зрения взрослых. Это с точки зрения взрослого у них маленькие бедки. Для ребёнка любой потерянный белый камушек – это горе. Это любое мамино неодобрительное выражение лица – это горе. Поэтому берегите психику своих детей. Всегда и всюду. У моторных алаликов и так сложности в их жизни. Поэтому обязательно эмоциональное одобрение. А если не получилось, мы говорим просто: «-А давай еще раз попробуем». Больше никаких комментариев.

Мария: -Держите с вами какие-то негативные, может быть, или неоправданные ожидания при себе, потому что ребенок, который не говорит, он очень хорошо считывает эмоции.

Ирина: -Да-да, у меня одной маме в диагностическом центре так и написали. Одна из проблем в том, что у мамы завышенные требования к ребенку. Это было проблемой в речевой работе.
Так, что можно ещё придумать из двигательных всяческих активностей? Догонялки. Безумно полезная штука. Это игра по правилам, это то же самое, что нужно научиться ждать своей очереди, научиться проигрывать. Потому что в современном детоцентрическом мире, с одной стороны его всегда нужно хвалить и одобрять. С другой стороны, нужно научить его спокойно относиться к тому, что кто-то сделал что-то лучше, чем ты сейчас. Чтобы ребенок мог самосовершенствоваться и в следующий раз тоже победить. В догонялки, разумеется, поддавайтесь. Не нужно показывать марафонский забег и бурно радоваться, что «ха-ха-ха, я тебя обогнал». Но тем не менее, учить немножечко проигрывать тоже можно.

Мария: -И здесь же можно использовать слова первого концентра. «Лови, догоняй, беги, ура, поймал и т. д.». Ещё хорошая замечательная игра прятки. Очень её люблю. Особенно на начальных этапах коррекционной работы. Для того, чтобы научиться звать маму, звать папу, произносить вот эти первые слова. Играем в прятки. Мама прячется, ребёнок ищет. Или там папа вместе с ребёнком ищет маму. И зовут: «-Мама, мама. Ура, нашёл». Соответственно, у ребенка появляется потребность говорить, и он понимает, зачем ему нужно сказать. Потому что очень часто сложность коррекционной работы заключается в том, что ребенок не понимает, для чего ему нужна речь. То есть ему сложно сказать, от него что-то хотят, от него требуют.

Ирина: -Невозможного произнести то, что ты не можешь. А зачем? Всегда помним, что речь формируется при наличии потребности в этой речи.

Мария: -А здесь у ребёнка есть потребность звать маму. Он понимает, для чего это нужно.

Ирина: -В последнее время, прямо одна из самых популярных проблем у родителей, что «-Ребенок меня не называет мамой». Я говорю: «-А зачем ему вас называть мамой, если мама и так всегда, это просто бесплатное приложение ко мне. Я бровью двинул, мама уже здесь. Я еще не успела захотеть покушать, а у меня уже во рту вкусно». Незачем звать маму, поэтому устраиваем прятки.

Мария: -Играем, играем, играем, ещё раз играем.

Ирина: -А вот на более поздних этапах развития на ОНР-2, когда нам нужно учить предлоги, прятки тоже можно использовать. «-Я спрятался за диваном, я спрятался под столом и т.д.». Серьёзная речевая работа, но те же самые вроде бы прятки.

Мария: -Да, те же самые предлоги можно отрабатывать, если что-то прятать. Мама что-то прячет, а ребёнок ищет. Мама ему даёт инструкцию, где спрятана какая-то вещь. Либо, наоборот, ребёнок даёт маме инструкцию, куда он что-то спрятал. Например: «-Открой шкаф, посмотри на полку и т.д.»

Ирина: - Чудесно. Так, что-то еще хотела рассказать из таких же мелочей, прекрасно стимулирующих развитие речи. А, вспомнила. Зарядка. Вот, давайте скажем так. С моторным алаликом у нас должны заниматься как можно большее количество людей, чтобы как можно большее количество людей провоцировали ребенка на говорение. Поэтому и мама, и папа, бабушки, дедушки, и, может быть, тренер, и все на свете с ним занимаются и пытаются у него узнать, что он хочет, что ему нужно, а для этого ему придется говорить. Но, тем не менее, обычно я предлагаю разделять обязанности в семье, то есть мама больше будет заниматься оречевлением в процессе лепки и рисования или в приготовлении салата и уборки в квартире. А вот двигательность чаще доверяем папам. То есть пока мама занята дома уборкой, папа с сыном пошли гонять футбол, или папа пошёл дочь учить кататься на велосипеде. Вот ещё одна важная тема. Почему? Довольно, ну, скажем так, классическое распределение психологических особенностей по гендерам. Это то, что мамы ярче реагирует на то, что ребенок побежал и упал. А папы к этому относятся довольно философски. «-Ну, упал и что? Вставай, побежали дальше».

Мария: -Испачкался или что-то уронил.

Транспортные средства для физической активности.

Ирина: -Вот, поэтому отправляйте ребенка гулять по улице, заниматься движухой с папами. С папой точно также можно заниматься зарядкой. Это уже как бы целенаправленная деятельность. Это не значит, что папа должен быть спортсменом. Это означает, что постелили дома коврик. «Ручки вверх, ручки вниз», а потом для речевого развития ребёнку предлагается командовать папе, какие движения делать. «Папа, стой! Папа, беги! Папа, садись! Папа, кидай!» То есть, когда ребёнку доверяют самому быть командиром или учителем, Им очень нравится разговаривать. Не просто ходить и просить «ням-ням», а командовать папой. Папам чаще всего удается наших малышей научить пользоваться транспортными средствами. Я всем предлагаю обычно начинать с самокатов. Там довольно легко управляется, но точно так же нужно учить. Я помню, как своего сына учила, он не мог никак постичь, почему у него ножка на самокате не достает до земли, и оно не едет. То же самое, пришлось ему в коленке согнуть ножку, достал второй ногой до земли, оттолкнуться, и проехали метр. Вот таким вот не сложным способом за 15 минут он научился ездить на самокате.

Мария: - Беговел я часто рекомендую. Бывает, с самоката сложно начать. Начинаем тогда с беговела. Там две ножки. Попочка сидит, ножки согнулись, ручки держатся и ножками движемся. Замечательно. А потом уже, безусловно, конечно, мы переходим и уже к более сложным видам транспорта, таким как велосипед.

Ирина: -Всем обязательно уточняю из своего горького мамкиного опыта. Подбирайте транспортное средство по весу и по тяжести движения. У меня сын не любил велосипед, потому что, как выяснилось, очень тяжело было вращать педали. Не угадали мы с размером, хотели взять, ну, извините, на вырост. Тяжело было. Ножки-то доставали, а вот педали тяжелые.

Мария: -А здесь, как любому другому ребенку, его просто нужно научить и правильно подобрать ему транспортное средство. То есть, если вы вдруг не знаете, как научить ребенка кататься на велосипеде, на самокате или еще чему-то, вы можете просто в интернете вбить это в строку «как научить ребенка кататься на велосипеде», и это будет абсолютно применимо и к вашему ребенку тоже.

Ирина: -Мы так по интернету учили кататься на роликах. Кстати, японцы утверждают, что дети начинают практически одновременно ходить и кататься на роликах. Нет никаких проблем в этом вопросе. Помните всегда одну простую вещь. Лучше сто раз упасть, когда ты маленького размера, с высоты собственного роста. Чем когда ты вырос до 15 лет, и ты 2 метра ростом, тогда падать больно. Поэтому не пугайтесь, что дети падают. Природа их безопасность предусмотрела. Косточки у них еще не настолько ломкие, как в нашем возрасте, поэтому ничего страшного с ними не случится.

Мария: -Поэтому ролики, коньки, учимся кататься. Очень замечательно, у деток всё это получается. Не сразу, как у любого другого ребёнка, что-то сразу не получится, нужно будет приложить усилия. Это всё так же, как и с другими детками. Нужно просто помочь ребёнку научиться. Он обязательно научится. Главное, проявляйте правильные, хорошие эмоции при этом и поддерживайте своего ребёнка. В принципе, по всем моментам мы в нашей лекции сейчас затронем абсолютно не все игры, не все развития общей моторики. Для того, чтобы понимать, что нужно делать с ребенком, это вот все любые нормы. Точно так же в интернете вы можете открыть и посмотреть, что должен уметь ребенок делать в 2 года, что он должен уметь ребенок делать в 3 года, в 4 года, в 5 лет, вот по общей моторике. То есть вот этому мы ребёночка и учим. И, соответственно, сопровождаем тем речевым материалом, который закрепляем на данном этапе коррекционной работы.
Итак, хотела бы еще, наверное, вернуться к бордюрам. Почему это важно ходить по бордюру, потому что ребенок в этот момент переступает ножку. То есть он учится ходить, по очереди переставляет ножки, учится контролировать ширину бордюра, переступать, чувствовать равновесие. Бордюры должны быть разные: низкие, высокие, широкие, узкие. Держите ребенка за руку, учите его проходить самому. Бордюры вызывают бурю положительных эмоций. Очень хорошо тоже оречевлять каждый шаг ребенка. «Топ-топ, я иду, раз-два, раз-два». Можно стишки какие-то самые простые подбирать, которые подходят вашему речевому материалу на данном этапе.

Ирина: -Когда бордюрчики уже изучены, а заняться особо нечем, предложите ребенку одной ножкой идти по бордюрчику, а второй идти по земле. Тоже довольно сложный процесс. К этой же теме, собственно, относится хождение по лестницам. Однажды молодой человек у меня был. Вообще город, в котором мы живем, весь состоит из лестниц. И вот он идёт с мамой, и она говорит, у него плохая координация движений. А я смотрю, он настолько неловко спускается по ступенькам, несмотря на вполне приличный возраст, что я перепугалась, что у ребёнка проблемы со зрением. Но понаблюдав некоторое время, выяснила, всё очень просто оказалось. Мама решила, что ребёнок слабенький, особенный, больной. И всё время водила его за ручку. И в один прекрасный момент, когда меня осенило, я говорю, ну-ка отпустите его руку. Он тут же взялся за перила и поскакал по лестнице намного быстрее, чем он пытался ходить с мамой. Оказалось, у него все в полном порядке и с координацией, и с мозжечком, и с походкой, и с равновесием, и с глазками. Просто пока мама его вела за руку, он мог разглядывать любую ворону мимо пролетающую, любого паучка, ползущего по стене, и не смотреть под ноги. Поэтому, научили ребёнка что-то делать, дайте ему это сделать самому. Отпустите его в большой мир. И не бойтесь этого делать. В крайнем случае, держите руку на готове, за воротничок поймать.

Мария: -Будьте немножко впереди ребёнка.

Ирина: -Просто сначала дети научаются ходить приставным шагом. Потом они научаются ходить поочерёдно. Скучно? Это скучно. Поставьте его боком к перилам, чтобы он поднимался и перехватывался ручками за перила, еще лучше за палочки на перилах. Это то самое переключение с одного движения на другое. Как ни странно, это очень хорошо влияет на развитие слоговой структуры слова. У всех детей с моторной алалии в любом случае присутствует нарушение слоговой структуры слова. То есть «КАКА» или «ПАПА» легко, а вот сделать «ПОКА» этому тоже нужно учиться. И это начинается, как ни странно, с движения ногами, потом движение руками, и только потом это начинается переключение со слога на слог. Точно так же оречивлять: «-Раз-два, раз-два, топ-топ» дети делают только на лестнице. По ровной дорожке у них не получается. Их мозг не может постичь, что вот это равномерное движение может быть разделено на два разных этапа. Поэтому, когда нам нужно научить ребенка переключаться с одного слова на другое, с одного слога на другой, лесенки в помощь.

Мария: -Ещё очень хорошо учить ребёнка ходить по разным дорожкам. Узким, широким дорожкам. Можно купить мел, нарисовать ребёнку какие-то кружочки, квадратики, по которым вы будете ходить, бегать, переступать. Ходить, например, по кружочкам именно одного цвета. Опять же, здесь можно много чего выучить и придумать.

Ирина: -Вот у нас на набережной, например, плитка двух цветов. И вот дети ходят периодически, наступаем только на красненькие, на беленькие нельзя.
Мария:- Классики нарисуйте ребёнку в конце концов и прыгайте. Научите его вначале просто одновременно двумя ножками, потом одной ножкой. Вот все те самые игры, которые помогут ребёнку. Не забывайте, конечно, безусловно, про речь и слова.

Ирина: -Скакалки. Скакалка – это очень сложная вещь. Я вообще не представляю, как мы научались в детстве прыгать на скакалке, когда движение руками делают одно, ноги делают другое. В общем, я не знаю, это катастрофа какая-то. Как на самом деле нужно учить прыгать на скакалке, это я потом уже узнала. Есть такая игра, не помню, как называется. Ведущий встает в центре, берет скакалку за ручки и по кругу крутит, а дети перепрыгивают через движущуюся под ногами скакалку. Это первое, что координирует прыжок с движением предмета, с движением веревки. И только после этого можно научиться. Двинул скакалку и переступил через нее, пока она под тобой медленно проходит. Ты опять ее закидываешь, а потом все быстрее и быстрее начинаешь прыгать.

Мария: -Вначале переступаешь ножками, а потом ножки просто стоят, и ребенок приподнимает носочки, скакалка проходит и далее он поднимает пяточки.
Если вдруг у вас не получилось научить ребенка прыгать на скакалке. Не пугайтесь, никто не умеет. Интернет, пожалуйста, помощь. Тоже напишите в строке: «Как научить ребенка прыгать на скакалке». Там будет более подробная инструкция, как это сделать. На улице сейчас очень много детских площадок. Хорошие современные площадки. Ходишь, смотришь, глаза разбегаются, сколько там всего интересного есть.

Ирина: -Довольно часто наши детки приходят на одну и ту же детскую площадку и катаются на одной и той же качеле или же стоят и ждут, когда качелька освободится. Потому что раскачивание туда-сюда, хорошая тренировка вестибулярного аппарата и ничего больше. Хотя если добавить туда слова, это уже будет речевая работа.

Мария: -И не списывайте это на то, что у ребёнка какие-то аутистические черты, что он хочет ходить только на одну детскую площадку.

Ирина: -«Я аутист, я люблю качаться на качельках очень». Нет, это нормально.


Игровые площадки. Как научить ребенка играть.


Мария: -Так, просто ребёнок привык к одной площадке, ему здесь всё знакомо, всё понятно, у него есть что-то любимое. Причём то, что он знает, что у него там хорошо получается, ему приносит удовольствие. Но нужно ребёнка водить по разным детским площадкам, где он сможет и взаимодействовать с разными детками, это та самая социализация, за которую все переживают. Осваивать что-то новое, какаю-то новую горку, потому что горки тоже бывают разные, с разным уклоном. Разные ступеньки для того, чтобы подняться на нее. Вот не боимся, отпускаем ребёночка лазить по горкам.

Ирина: - Сейчас есть ещё масса игровых площадок, где есть и мини-бассейн с рыбками, с магнитными, которых нужно ловить, за призовую игру. Мне очень нравится такие огромные кубы сетчатые, и там внутри переходы, туннели, шариковые бассейны. Расскажу, что я однажды обнаружила. Пришли мы с сыном на такую игровую площадку. Значит сыночка влез в этот куб, прошел по кругу и такой : «-А я все Ну, как это все? Ты все попробовал? Да, я все попробовал». Самое забавное, что в этот момент в кубе было еще человек пять детей, и наш, в общем-то, был самый младшенький. И все они ходили из угла в угол и не знали, чем заняться. Наш папа, командир, он говорит: «-Так, как это все? А ты вот по этому навесному мостику задом наперед прополз? -Нет. Ну-ка давай, задом наперёд». И он пополз. «-А ты вот тут перепрыгнул вот сюда или туда? -Туда. Нет, давай вот сюда». Он перепрыгнул. Дальше был шок, потому что все эти пятеро остальных детей выстроились в рядочек и стали повторять всё то же самое. В результате я сделала вывод, что ребёнок сам себе придумать ничего не может. Обязательно нужен ведущий взрослый. Друг от друга они мало чему обучаются, если кто-то из них уже чего-то не научился. Поэтому не стесняйтесь, вставайте рядом и подсказывайте, придумывайте всевозможные глупости, которые вы не успели совершить в своем детстве.
Шариковые бассейны тоже очень полезные.

Мария: - Дети их очень любят, получают массу положительных эмоций. Опять же, туда можно добавить кучу разных слов и называний цветов, и размеров шариков, можно много чего выучить.

Ирина: -И бросаться, как снежками. Шариковый бассейн – это нечто среднее между водой и есть еще одна замечательная вещь, которую никто не ценит – сугробы. Вау! Был мальчик у меня. Мама жаловалась, что у него очень слабые ножки, что вот он весь какой-то моторно неловкий. Нам не повезло. Мы эту тему обсуждали, когда в России была зима, и снега было ребенку по пояс. И я почему-то, совершенно случайно, говорю, да пускай через сугробы попробует пройти хотя бы пару метров. На следующий урок мама пришла с горящими глазами, говорит: «-Ирина Петровна, это было нечто. Оказывается, он все это умеет, все это знает. Ему так понравилось лазить по пояс в снегу, выдергивая одну ножку за другой, проваливаясь с хохотом, шутками, прибаутками, что теперь мы каждый день ходим лазить по сугробам. У ребенка резко укрепились ножки». Оказывается, там все было в порядке. Просто вот никогда не пробовали. Потому что в чем там была проблема? Несмотря на то, что ему было три года, он предпочитал ездить в коляске.

Мария: -Да, а также ходить и бегать, прыгать по лужам. Недавно ко мне приезжал малыш в гости. Мы шли гулять на речку с ним, вместе с его мамой, и он решил пойти по лужам. Огромные лужи. Там просто была, колея из грязи и лужи, и он хотел пройти там, и я говорю: «-Пусть идёт». Он пошёл, у него там застряла обувь, он достал ногу, обувь достать не мог. Это всё настолько забавно, настолько здорово, и столько можно всему научиться: достать, вытянуть. Опять же, можно слова разные произносить. И это то самое развитие моторики. Ребёнок учится координировать, потому что он старался не упасть самому же в эту колею. Он доставал из этой колеи ботинки. Конечно, когда мы потом дальше пошли и встретили папу, папа был в лёгком шоке, от того, какой грязный был его сын.

Ирина: -Да, но потом же можно развивать координацию движений, когда ребенок оттирает ботиночки щёточкой. Это тоже полезные вещи, как ни странно. Множество наших бытовых вещей делаются, когда одна рука делает одно, другая другое. Это межполушарное взаимодействие. Здесь ботиночек держишь, здесь щёточкой оттираешь.

Мария: -Помыть посуду.

Ирина: -Да, бытовая деятельность. Обязательно обсудим в подробностях, чем же мамы могут заняться с ребенком для говорения, какие литературные темы к этому пристроить.

Мария: -Да, еще, наверное, добавлю из таких идей, что можно дома заиметь, это балансир. Я обычно рекомендую балансир не просто деревянный. Есть деревянный замечательный балансир, балансировочная доска, на которой ребёнок стоит. И на ней тоже можно выполнять разные упражнения. Но, как правило, такие доски можно встретить и просто где-то на детских площадках. Ребёнку быстро надоедает. Поэтому я рекомендую покупать резиновый балансир. С одной стороны он гладкий, с другой он такой пупырчатый. Ножками ребенок становится на него и начинает на нём и приседать, и подниматься, учиться держаться около стеночки, стоять на одной ножке на балансире, прыгать на нём, выполнять разные упражнения, и то же самое всё это дело оречевлять. Это тоже очень замечательно, такая вот игра для дома.

Ирина: -Ну или же фитбол, если остался с младенчества. Обычно младенчикам покупают большие надувные мячи, фитбол. Если регулировать его надув, то тоже самое. Довольно забавно на нем сидеть и заниматься. Ребенок думает, что он пытается удержаться на мячике, а на самом деле мама занимается речевым развитием.

Спорт и физическое развитие.

Мария: -Здорово. Так, всё, что мы сейчас рассказывали, это, наверное, в основном касалось первого-второго уровня, когда ребёнок ещё только начинает что-то говорить. На третьем уровне речевого развития я, как правило, рекомендую просто отдать ребёнка в любую спортивную секцию.

Ирина:-Не в любую, я против бокса, там бьют по голове. Единоборство там чаще всего идет индивидуальный контакт с педагогом, с тренером. А после этого уже обязательно групповые виды спорта: футболы, баскетболы и т.д.

Мария: -Это может быть просто какая-то даже гимнастика, какие-то занятия такие, где ребенок будет и с детками взаимодействовать, и с ними он сможет разговаривать. Да, заодно он укрепит свои речевые навыки. И в то же время ребенок будет заниматься. И там он будет добирать все эти вещи. Тем более, что, когда мы приходим к третьему нейру, там как раз-таки ребенка нужно чаще куда-то водить. И дома не так много с ним уже нужно заниматься.

Ирина: -Маме легче, ребенку интереснее.

Мария: -Да. На таких спортивных секциях здесь вы и доберете все то, что должны добрать по общей моторике своему малышу. И ребенок сможет пообщаться со всеми. И услышит разную речь.

Ирина: -То есть если нет возможности ходить в детский сад, обязательно идём на спорт. Кстати, к спорту относятся ещё и шахматы. Худо-бедно там тоже приходится очень активно разговаривать и договариваться.

Мария: - Родителям сложно проживать детство своего любимого ребенка с тем, что ему обязательно что-то надо, вот нужно заниматься этим, а хочется просто, чтобы у тебя было обычное детство с твоим ребенком. Да, обычно папы ждут этих моментов, когда смогут повести ребенка на какой-то тот вид спорта, который им особенно приятен и нравится. Тот же самый баскетбол. Если папе нравится баскетбол, он будет играть сам с ребенком, научит его, и потом они пойдут в секцию по баскетболу. На самом деле, папа очень много приносит в жизнь наших деток все эти задания. Я чаще всего, даже упражнения для зарядки прошу, если мы занимаемся с мамой, выполнять их с папой. Прямо отправляю и говорю: «-Вечером выйти с ребенком, пробежаться вокруг дома, поприседать, что-то вместе сделать». Это замечательное время, которое можно провести с папой. И если у вас это войдет в привычку, то это будет замечательное такое времяпровождение, особенно если у вас мальчик. То он привыкнет с папой по вечерам секретничать, что-то обсуждать и вместе заниматься какой-то деятельностью. Даже если папа, очень уставший после работы, буквально выйти на 10 минут побегать вместе вокруг дома, друг друга там половить, с друг другом пообщаться, это будет просто замечательно. И переходит в хорошие детские семейные традиции.

Ирина: -У меня была одна девочка 3,5 лет, она с папой машину чинила. Почему бы и нет?

Мария: -Поэтому на всё, что хватит вашей фантазии, там и развивайте общую моторику своего ребёнка.

Ирина: -Ещё один нюанс по поводу спортивных секций. Старайтесь выбирать не травмоопасные виды спорта. Например, ну на спортивную гимнастику, фигурное катание девочек берут с 2,5-3 лет. Кошмар, мы ещё говорить не научились, а у нас уже ребёнка пытаются сюда отдать. Опасно. Но та же, например, гимнастика в Америке – это совершенно другая штука. Это всё нежно, ласково, аккуратно, под чётким контролем индивидуального тренера. Неважно, сколько там в группе будет детей, их никогда не будет больше, чем тренеров. Поэтому, когда мне однажды мама сказала, что мы отдали ребенка на спортивную гимнастику, я как вспомнила… Все эти брусья, бревна, козел, конь. Это же ужас и кошмар. Там сплошные падения. Она говорит: «-Нет, нет, нет, что вы, что вы… Там вот практически везде за ручку.». При таком раскладе координация движения развилась у ребенка просто изумительно.

Мария: -Поэтому, если вы вдруг хотите ребёнка отдать в какой-то травмоопасный вид спорта, вам нужно начинать коррекционную работу как можно раньше для того, чтобы вы успели попасть в те виды спорта.

Ирина: -Ну ребёнок получит травму, он не сможет заниматься, коррекционная работа замедлится. Всё к одному сводится. Нет, на самом деле, если у вас появилась мысль отдать ребёнка на ту же самую гимнастику или фигурное катание. Сходите в эту секцию, посмотрите, как там занимаются. Может быть, не так страшен черт, как его малюют. Может быть, именно вблизи вашего дома находится секция, где это сделано разумно, рационально и безопасно. Не пугайтесь. Но против бокса я всегда против.

Мария: - Спорт – это здорово. Из своего опыта со своим ребёнком, когда ему исполнилось 4 года, у нас не было никаких речевых нарушений, у нас всё было замечательно. Нужно было выбирать какую-то секцию. Мы просто прошлись по всем. Благо, пробное первое занятие бесплатное. Мы прошлись по всем пробным занятиям, насколько мы смогли их найти. Выбрали список всего, что мы хотим обойти, и выбрали то место, которое ребёнку было приятно и интересно.

Ирина: -Так до сих пор и занимается. С хорошими успехами, прямо скажу.

Мария: -Так до сих пор уже, наверное, семь лет в хоккее.

Ирина: -Вот так вот. Да-да. Попробуйте всё. А там, что пойдёт, тем и занимайтесь.

Мария: -Не забывайте о том, что у вас обычный здоровый хороший ребёнок. Самое главное, делать всё вовремя, потому что, конечно, если вы на ОНР-1 пойдёте с ребёнком на хоккей, или даже на ОНР-2... Выгонят, выгонят. И ребёнок никаких положительных эмоций оттуда не получит. И вы тоже. Поэтому во всём должна быть рациональность. Тогда у вас обязательно всё получится.

Записаться на онлайн занятия по исправлению алалии к логопедам:

Наша информация о моторной алалии:

Видео лекции о том, что такое Моторная алалия | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен
Статьи о том, что такое Моторная алалия. | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен

Наша информация о сенсорной алалии:

Видео лекции о том, что такое Сенсорная алалия. | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен
Статьи о том, что такое Сенсорная алалия. Информация для родителей | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен

Наши упражнения для самостоятельной работы:

Самостоятельная работа для родителей. Видео | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен
Самостоятельная работа для родителей. Лекции | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен

Наши планы коррекционной работы по моторной и сенсорной алалии:

Наши планы коррекционной работы по моторной и сенсорной алалии | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен

Наши логопедические пособия по моторной и сенсорной алалии, картинки - бесплатно в ВК

-8

Почему родители доверяют нам исправление сенсорной и моторной алалии у ребенка?

Вопросы и ответы о сенсорной и моторной алалии: