Наш сегодняшний герой, Виктор Цой, ушел из жизни так рано, что многие его поклонники так и не смогли поверить в его смерть.
Казалось бы он только начал свой путь, получил настоящую популярность, признание...
А ведь он как бы предсказал свою смерть, спев фразу "кто живёт по законом другим, и кому умирать молодым".
Он не успел состариться, и его песни так же как и он оказались как бы вне времени, и каждое последующее поколения воспринимает Виктора Цоя как ровесника, а его песни не теряют актуальности и по сей день.
Многие фанаты идеализируют Виктора, хотя он был обычным человеком, со своими достоинствами и недостатками.
Кроме музыки и рисования его мало что интересовало, он не отличался храбростью, был очень неуклюж и абсолютно не амбициозен.
Последнее свойство характера могло оставить Цоя навсегда на уровне квартирников, но тут в дело вмешалась его жена, Марьяна Родованская, которая как раз таки амбициями обладала.
Сегодня я расскажу вам правдивую историю жизни легендарного Советского рок-музыканта и фронтмена группы "Кино", как я её вижу, но давайте обо всём по порядку.
Виктор Цой родился 21 июня 1962 года в Ленинграде, в обычной советской семье.
Мать Виктора, Валентина, работала учителем физкультуры, а отец Роберт был инженером.
Мальчик был единственным ребёнком в семье, когда он родился, мать мечтала назвать Дмитрием, однако отец настоял на имени Виктор, что означает «победитель».
Своей фамилией и необычной внешности молодой человек обязан корейским корням по отцовской линии. Его прадед Цой Ён Нам был корейцем, который приехал в северную столицу из Казахстана.
Из-за необычной внешности над мальчиком насмехались, постоянно шпыняли и даже поколачивали, что очень повлияло в детстве на его самооценку, сделав Виктора замкнутым и неуверенным в себе.
Семью будущей легенды нельзя было назвать образцовой, Роберт Цой был весьма любвеобильным мужчиной.
Интересно, что предложение Валентине он сделал в первый же день знакомства, и та согласилась, как соглашалась потом не единожды.
Ведь он много раз изменял, разводился с ней три раза, а после возвращался, и она его прощала. И именно с мамой, а не с отцом, у Виктора сложились теплые и доверительные отношения.
Однажды на сельскохозяйственных работах отец Цоя встретил юную Любу, которая была младше его почти на 15 лет, он сразу влюбился и сообщил Валентине, что опять уходит от нее.
Брак с молодой супругой продлился недолго, но отличался от других мимолетных романов тем, что в нем родился второй сын Роберта, Леонид, который после развода остался жить с матерью.
Цой-старший снова вернулся в семью, и они с Валентиной решили не сообщать Виктору о единокровном брате. Узнал парень о нем, будучи уже известным музыкантом, и собирался познакомиться, только вот скоропостижная смерть не дала планам осуществиться.
Сам Леонид узнал о знаменитом брате еще позже, уже после гибели Виктора.
Сейчас брат советской легенды занимается предпринимательской деятельностью и ведет скромную непубличную жизнь.
Из-за постоянных разводов родителей в детстве Виктор был вынужден трижды сменить школу, переходя с мамой-учительницей из одного учебного заведения в другое.
В школе мальчик учился средне, единственная пятерка у него была по рисованию.
Чтобы помочь таланту развиться, маленького Витю отправили в художественную школу, где он проучился три года, с 1974 по 1977.
Родители были уверены, что способный сын станет художником, однако мальчика интересовало другое – музыка.
Ещё в пятом классе у Виктора появилась первая семиструнная дворовая гитара, которую родители подарили творческому сыну. Правда, играть на ней он совершенно не умел, а его знания ограничились несколькими аккордами, которым его научил отец.
В восьмом классе Цой во главе с товарищем по художке Максимом Пашковым и барабанщиком Анатолием Смирновым организовали группу «Палата №6», где Виктору досталась роль бас-гитариста.
Коллективу казалось, что начинающему музыканту легче будет научиться играть на бас-гитаре, ведь там всего лишь 4 струны.
Музыкальный инструмент для будущей легенды ребята купили в комиссионном магазине за 40 рублей, скинувшись втроём, но всё же мечтой Виктора была 12-струнная электрогитара, которую он смог купить только после окончания учебного года.
Родители мальчика уехали на море, оставив ему 90 рублей на проживание в течение месяца.
Однако вместо этого начинающий музыкант купил себе 12-струнную гитару, произведенную на фабрике Луначарского, за 87 рублей, а на оставшиеся три рубля питался беляшами, которыми отравился и несколько дней вынужден был оставаться в постели.
Когда же парню полегчало, он сочинил на новой гитаре свои первые песни: "Вася любит диско, диско и сосиски", которая считается утерянной, и «Идиот», которая со временем, после некоторых правок, будет исполняться группой «Кино» под названием «Бездельник №2».
Кстати, в этот же период жизни у юного музыканта произошёл первый роман с девушкой из соседней школы.
После окончания восьмого класса Виктор поступил в художественное училище имени Серова, однако спустя год был отчислен за неуспеваемость, так как большую часть времени посвящал музыке, а не учёбе.
Так в этот период появился альбом «Слонолуние», который палата номер шесть записала дома у Максима Пашкова.
При этом рисовать музыкант не прекращал. В основном это были абстракции, портреты любимых артистов, жизненные зарисовки, а вскоре и обложки альбомов группы "Кино".
Однажды он даже принял участие в выставке объединения новых художников, две картины с которой сохранились у отца знаменитости.
Правда, когда мужчина заболел раком и для лечения требовалась большая сумма, он продал эти работы за 10 тысяч долларов, о чем впоследствии сильно пожалел.
В 79-м году молодой человек поступил в художественно-реставрационный профессиональный лицей №61, где осваивал профессию резчика по дереву.
И именно как изготовитель японских фигурок нэцкэ из дерева, Виктор Цой впервые появился на телеэкране в программе «Монитор».
Тогда же Виктор познакомился с Алексеем Рыбиным, который играл в любительской группе "Пилигримы".
Вместе с этой группой «Палата №6» выступила на школьном выпускном, после которого их деятельность сошла на нет, так как ее основатель Пашков поступил в театральный институт и не имел возможности заниматься группой.
После этого Цой стал гитаристом группы «Ракурс», а вскоре участником рок-коллектива «Автоматические удовлетворители», в которую вошел и Алексей Рыбин.
Репетиции проходили в квартире основателя группы Андрея Панова, известного по прозвищу "Свин", и который на тот момент считался главным панком Ленинграда.
Благодаря многочисленным выступлениям группа обрела популярность и стала регулярно ездить в Москву на квартирники Артемия Троицкого, а добираться в Москву Цою приходилось электричками, в которых он исполнял свои песни.
Во время одной из таких поездок в вагоне оказался Борис Гребенщиков, лидер рок-движения того времени. Он заметил талантливого парня и пообещал оказать ему поддержку и познакомить с известными людьми.
Хотя Цой и был рок-исполнителем, он неоднократно высказывался о большом влиянии творчества Владимира Высоцкого и Михаила Боярского на становление его как музыканта.
Также парень серьезно увлекался творчеством Брюса Ли и даже начал заниматься каратэ.
Однако драк музыкант избегал, например, когда Алексею Рыбину проломили голову на улице Ленинграда, Виктор не нашел лучшего решения, как убежать.
Вообще Цой в жизни был неуклюжим. Друзья между собой называли его «одноногий Хендрикс» из-за того, что он постоянно спотыкался и падал, а однажды вообще сломал ногу на ровном месте.
Летом 1981 года Виктор Цой, Алексей Рыбин и Олег Валинский организовали новую группу под названием «Гарин и гиперболоиды» в честь произведения Алексея Толстого, а уже осенью эта группа стала членом Ленинградского рок-клуба.
Название группы предложил Цой, который очень любил читать. Его любимыми русскими писателями у него были Булгаков, Достоевский и Набоков, также известно, что он увлекался чтением восточной литературы, но более подробных данных по его предпочтениям нет.
Вскоре Олег Валинский ушёл служить в армию, а группа сменила своё название на «Лаконичное кино» и приступила к записи дебютного альбома.
Песни они записывали на студии Андрея Тропилло в "Доме юного техника" под руководством Бориса Гребенщикова.
В записи принимали участие музыканты "Аквариума", с ними же группа "Кино" дала свой первый концерт в рок-клубе.
5 марта 1982 года на одном из квартирников 19-летний Цой познакомился с Марьяной Родованской, которой в тот день исполнилось 23 года.
Девушка работала в цирке, заведующей цехами постановочной части, и была далека от музыки. На мероприятие она идти не собиралась, но в последний момент передумала и не пожалела.
Юный музыкант понравился ей тем, что был скромным и немногословным, и, уходя, девушка решила оставить ему свой номер телефона. Правда, в квартире не было ручки, и она не нашла лучшего способа, как написать номер на лице Виктора губной помадой.
Цой сохранил его и следующим утром позвонил Марьяне, а вскоре они начали встречаться.
Только вот родители Виктора не одобряли эти отношения, ведь Марьяна, несмотря на юный возраст, уже была ранее замужем и к тому же казалась им вульгарной, а родители девушки были возмущены тем, что дочь влюбилась в какого-то корейца, да еще и рок-музыканта.
Тем не менее, молодых людей это не остановило.
Летом 1982 года музыканты закончили работу над дебютным альбомом «45», название которого соответствовало продолжительности всех песен в нём, 45 минутам.
Песни для этого альбома писал Виктор Цой, среди них «Алюминиевые огурцы» и первая официальная композиция «Мои друзья», сочинённая им ещё во времена "Автоматических удовлетворителей".
Всего за свою жизнь музыкант написал около 300 песен. Песня «Восьмиклассница», также вошедшая в дебютный альбом, была посвящена реальной школьнице Дженни Яснец, которая дружила с Цоем, когда тот еще был студентом училища.
В следующем году в основной состав группы вошёл Юрий Каспарян, а вот Алексей Рыбин после этого её покинул.
Новым коллективом был записан второй альбом «46», который планировался как демозапись будущего альбома «Начальник Камчатки», но стал распространяться среди слушателей как самостоятельный альбом.
В тот же период Виктору грозил призыв в армию с перспективой попасть в Афганистан.
Чтобы этого избежать, певец симулировал попытку суицида, однако боязнь крови его подвела. Порезать руки он не сумел, оставив на них лишь царапины, и врачи заподозрили в нем симулянта.
В попытках его раскусить, Виктора продержали в психиатрической больнице на "Пряжке" полтора месяца. И к концу этого срока он уже был близок к тому, чтобы превратиться в настоящего пациента.
Кстати, на "Пряжке" Цой сочинил песню с неслучайным названием «Транквилизатор».
В 1984 году вышел третий альбом группы «Начальник Камчатки», в который вошли песни из предыдущего альбома «Троллейбус», «Камчатка» и новая «Последний герой».
Кстати, первое же выступление Цоя в Киеве окончилось депортацией в Москву.
В 1984-м еще не слишком известный Цой и уже знаменитый Майк Науменко играли на квартирнике в доме неподалеку от столичной прокуратуры, но концерт прервал визит участкового.
Хозяину квартиры удалось спрятать кассету с записью. В противном случае Цою наверняка приписали бы незаконную трудовую деятельность.
Вскоре был сформирован окончательный «золотой» состав группы — Виктор Цой, Юрий Каспарян, Георгий Гурьянов и новый участник бас-гитарист Игорь Тихомиров.
В том же году Виктор и Марьяна стали законными супругами. Времена были тяжелыми, и вместо свадебного платья на девушке был простой светлый костюм, а банкетным залом стала маленькая квартира, в которую чудом сумели поместиться 100 человек.
Спустя год в семье родился мальчик, которому родители полтора месяца не могли дать имя. Супруга хотела назвать мальчика Сашей, а Виктору такой вариант не нравился, но и сам он ничего не предлагал.
В итоге молодая мама пригрозила, что наречет малыша Христофором, и лишь тогда отец согласился на Александра.
Жила молодая семья за чертой бедности, в маленькой комнатушке с ребенком, мамой и бабушкой Марьяны.
Цой был человеком скромным и за деньгами не гнался. Ему хватало 15 рублей за каждый квартирник. Только вот амбициозную супругу это не устраивало, и она решила взять на себя обязанности администратора группы.
Девушка поработала над имиджем музыкантов, достав из цирка списанные костюмы, и взяла на себя ответственность за организацию концертов.
Вскоре коллектив за неделю написал четвёртый альбом «Это не любовь», который состоял из песен о любви, написанных в разное время музыкантам, среди которых «Весна», «Музыка волн» и «Верь мне».
А за ним появился следующий альбом «Ночь», который с подачи Андрея Тропилло поклонники любя называли музыкой подворотен, музыкой, которую играет шпана.
В него вошли знаменитые песни «Мама анархия» и «Видели ночь».
Возрастающая популярность группы привела к тому, что Виктора Цоя в 1986 году начали приглашать в кино. Дебютной работой стала роль в фильме «Конец каникул».
Музыкант появился в короткометражной документальной картине «Йя-Хха» о ленинградском роке и его отцах.
Помимо этого музыканты работали над альбомом «Группа Крови» при поддержке американской рок-энтузиастки Джоанны Стингрей.
Именно она привозила группе подпольно инструменты, панковские браслеты, серьги, яркие шарфы, косметику для грима, даже разноцветные фломастеры, которыми рисовал Виктор Цой.
Благодаря Джоанне в США вышел сборник Red Wave, куда вошли песни групп Кино, Аквариум и Алиса, записи для которого она вывозила в каблуках ботинок и сумела издать пластинку тиражом в 10 тысяч экземпляров, что стало громким событием и в США, и в России.
После выпуска альбома за ней стали следить спецслужбы СССР, и более полугода она не могла получить визу.
А в это же время музыкантов заставляли подписывать бумаги, что они знать не знают, как эти записи оказались в США.
Когда пластинка, наконец, попала в руки Михаилу Горбачёву, и он одобрил их творчество, русский рок вышел из подполья, а группы стали ездить с гастролями за границу.
Позже Джоанна вышла замуж за гитариста группы Юрия Каспаряна.
Чтобы избежать уголовного преследования за тунеядство, Виктору Цою требовалось официальное трудоустройство.
Поэтому он работал в реставрационной мастерской Екатерининского дворца, подрабатывал матросом-спасателем на лодочной станции, ночным уборщиком бани и кочегаром котельной «Камчатка».
В 1987 году вышел в свет альбом «Группа крови», и на "Кино" обрушилось широкое признание и настоящая слава.
В альбом вошли песни «Мама, мы все сошли с ума» и одна из самых знаменитых «Группа крови», которая и дала название альбому.
Параллельно музыкант принял участие в съемках культовой картины «Асса», и хотя роль Виктора была невелика и прозвучала всего одна его песня «Перемен», однако именно она стала неофициальным гимном «Перестройки».
На съёмках этого фильма Цой познакомился с ассистентом режиссёра Натальей Разлоговой, и между ними возникла любовь. Жену Виктор обманывать не стал и сразу признался, что встретил другую женщину.
Наталья была старше музыканта на пять лет, и у неё подрастал семилетний сын Женя, который был пламенным поклонником Цоя.
С мужем девушка развелась, а вот Цой официально оставался в браке, хотя и переехал в Москву, где и жил с Натальей до конца жизни.
В 88-м году вышел фильм с участием рок-музыканта «Игла», который стал одним из лидеров проката. За роль в этой картине он получил около трёх тысяч рублей и был признан лучшим актёром 89-го года по опросу журнала «Советский экран».
Параллельно с фильмом был записан последний прижизненный альбом Виктора Цоя «Звезда по имени Солнце», в который вошли знаменитые композиции «Песни без слов» и «Звезда по имени Солнце».
В следующем году продюсером "Кино" стал Юрий Айзеншпис, который организовывал многочисленные выступления группы в советских странах и заграницей.
Дважды во Франции, по разу в Дании и Италии.
По окончании каждого концерта Виктор обессилев падал на пол и минут 10 приходил в себя. Настолько он выкладывался на выступлениях.
А 24 июня 1990 года состоялся последний концерт группы "Кино". Во время выступления был зажжен Олимпийский огонь, который до этого зажигался только во время Московской Олимпиады 80-го года.
После завершения тура группа "Кино" решила сделать паузу в выступлениях, отправиться в отпуск и записать новый альбом.
Были у музыканта и другие планы – приобрести квартиру в Москве, завершить бракоразводный процесс с Марьяной и жениться на Наталье.
В июне 90-го года Виктор Цой официально получил водительское удостоверение и начал готовиться к поездке на новом автомобиле «Москвич 2141» в Латвию.
Эта поездка на длительные расстояния была первой для неопытного водителя. Он даже попал в небольшое ДТП в пути.
С детства Виктор очень любил рыбачить, и этот отпуск не стал исключением.
15 августа 1990 года Цой отправился на рыбалку, и, возвращаясь с неё на 35-м километре трассы Слока-Талси, попал в смертельное ДТП, столкнувшийся автобусом Икарус-250.
Водитель автобуса остался жив, а вот 28-летний Виктор мгновенно скончался.
Одна из версий аварии – начинающий водитель не справился с управлением.
Похороны состоялись 19 августа в Ленинграде на Богословском кладбище среди многотысячной толпы поклонников.
Смерть Виктора Цоя вызвала настоящий шок среди фанатов кино и спровоцировала огромный бум самоубийств в городе, число которых, согласно статистике, выросло на треть.
Уже после гибели легенды Советского рока вышел посмертный черный альбом, демозапись которого состоялась накануне его смерти. В него вошли известные ныне композиции «Когда твоя девушка больна» и «Кукушка».
А вот фильм «Цитадель смерти», в котором главную роль должен был сыграть Виктор Цой, поклонники так и не увидели. Музыкант погиб еще до начала съемок.
Официально вдовой музыканта считалась Марьяна Цой, которая на тот момент состояла в гражданском браке с Александром Аксеновым, известным под псевдонимом «Рикошет».
Половина состояния музыканта досталась именно ей, а это значительная сумма, ведь за один концерт лично Цой зарабатывал более 30 тысяч рублей, и таких концертов группа могла дать больше 50 в месяц.
Однако и о бывшем муже она не забывала, и сделала многое для сохранения творческого наследия. Выпускала книги, воспоминания и диски, помогала устанавливать памятники Цою, организовывала концерты в его честь.
Закончилась жизнь Марьяны печально. На протяжении семи лет она боролась с онкологией и не смогла победить.
В 2005 году её не стало. Единственный сын супругов похоронил мать неподалёку от могилы отца.
Сегодня он увлекается музыкой и программированием. Чтобы избавиться от внимания общественности, парень взял себе псевдоним Александр Молчанов и после долгой подготовки представил публике свой сольный альбом «Ронин».
А вот последняя любовь Цоя Наталья спустя год после его смерти вышла замуж за журналиста Евгения Додолева, автора первой статьи о Цое в прессе.
Супруги вскоре перебрались в США, где у них родились дети.
Женщина не давала интервью, но в 2012 году, к 50-летнему юбилею Цоя, она представила созданный ею документальный фильм «Цой. Кино», в котором впервые была обнародована песня музыканта "Атаман".
В 2018 году на торгах аукционного дома «Литфонд» распродавали личные вещи музыканта, которые принесли владельцам баснословные деньги.
Например, номерной знак москвича, на котором разбился музыкант, был продан за 2 миллиона рублей, доверенность на управление машиной ушла за 2,6 миллиона рублей, записная книжка Цоя с номерами известных людей – за 3 миллиона рублей.
Кстати, рукописный вариант песни «Хочу перемен» оценили в 3,6 миллиона, тогда как черновик песни «Любовь – это не шутка» продали всего за 550 тысяч.
Личное письмо музыканта жене стоило полтора миллиона рублей, анкета Цоя на вступление в рок-клуб – один миллион.
Оригинальный макет дебютного альбома «45» – 300 тысяч рублей, детский рисунок – 250 тысяч, портрет Джона Кеннеди – 290 тысяч рублей, картина без названия – 2,2 миллиона рублей.
Последняя художественная работа знаменитости, реклама из журнала – 1,3 миллиона рублей.
Самым дорогим лотом оказался паспорт музыканта, проданный за 9 миллионов рублей.
А вот фото со студенческого билета никого не заинтересовало.
В память о музыканте на месте гибели установлен памятник, деньги на который собрали поклонники его творчества. К тому же во многих странах появились так называемые "Стены Цоя", а так же были названы улицы и скверы в его честь.
Имя Виктора Цоя носит астероид номер 2740, а также есть почтовая марка, выпущенная почтой России в память о великом музыканте.
Снято множество фильмов о Викторе Цое, например, «Картина лета», которая открывала "Кинотавр" в Сочи и собрала в общей сложности чуть больше 90 миллионов рублей.
А в 2020 году вышел фильм «Цой», вокруг которого образовался скандал.
Родственники назвали ленту пошлым зрелищем, нарушающим права наследников Цоя, и обратились в суд, который в итоге проиграли, и публика увидела фильм, но он оказался провальным.
Такое количество работ обусловлено неугасающей популярностью Виктора Цоя, поклонники которого до сих пор скандируют «Цой жив»...