Найти в Дзене
Антон Гаген

Виктор Цой: невыдуманная история фронтмена группы "Кино" и легенды русского рока

Наш сегодняшний герой, Виктор Цой, ушел из жизни так рано, что многие его поклонники так и не смогли поверить в его смерть.

Казалось бы он только начал свой путь, получил настоящую популярность, признание...

А ведь он как бы предсказал свою смерть, спев фразу "кто живёт по законом другим, и кому умирать молодым".

Он не успел состариться, и его песни так же как и он оказались как бы вне времени, и каждое последующее поколения воспринимает Виктора Цоя как ровесника, а его песни не теряют актуальности и по сей день.

Многие фанаты идеализируют Виктора, хотя он был обычным человеком, со своими достоинствами и недостатками.

Кроме музыки и рисования его мало что интересовало, он не отличался храбростью, был очень неуклюж и абсолютно не амбициозен.

Последнее свойство характера могло оставить Цоя навсегда на уровне квартирников, но тут в дело вмешалась его жена, Марьяна Родованская, которая как раз таки амбициями обладала.

Сегодня я расскажу вам правдивую историю жизни легендарного Советского рок-музыканта и фронтмена группы "Кино", как я её вижу, но давайте обо всём по порядку.

Виктор Цой родился 21 июня 1962 года в Ленинграде, в обычной советской семье.

Мать Виктора, Валентина, работала учителем физкультуры, а отец Роберт был инженером.

Мальчик был единственным ребёнком в семье, когда он родился, мать мечтала назвать Дмитрием, однако отец настоял на имени Виктор, что означает «победитель».

Своей фамилией и необычной внешности молодой человек обязан корейским корням по отцовской линии. Его прадед Цой Ён Нам был корейцем, который приехал в северную столицу из Казахстана.

Из-за необычной внешности над мальчиком насмехались, постоянно шпыняли и даже поколачивали, что очень повлияло в детстве на его самооценку, сделав Виктора замкнутым и неуверенным в себе.

Будущая звезда Советского рока с семьей.
Будущая звезда Советского рока с семьей.

Семью будущей легенды нельзя было назвать образцовой, Роберт Цой был весьма любвеобильным мужчиной.

Интересно, что предложение Валентине он сделал в первый же день знакомства, и та согласилась, как соглашалась потом не единожды.

Ведь он много раз изменял, разводился с ней три раза, а после возвращался, и она его прощала. И именно с мамой, а не с отцом, у Виктора сложились теплые и доверительные отношения.

Однажды на сельскохозяйственных работах отец Цоя встретил юную Любу, которая была младше его почти на 15 лет, он сразу влюбился и сообщил Валентине, что опять уходит от нее.

Брак с молодой супругой продлился недолго, но отличался от других мимолетных романов тем, что в нем родился второй сын Роберта, Леонид, который после развода остался жить с матерью.

Цой-старший снова вернулся в семью, и они с Валентиной решили не сообщать Виктору о единокровном брате. Узнал парень о нем, будучи уже известным музыкантом, и собирался познакомиться, только вот скоропостижная смерть не дала планам осуществиться.

Сам Леонид узнал о знаменитом брате еще позже, уже после гибели Виктора.

Сейчас брат советской легенды занимается предпринимательской деятельностью и ведет скромную непубличную жизнь.

Сводный брат Виктора Цоя, Леонид, кстати вполне себе успешный ресторатор.
Сводный брат Виктора Цоя, Леонид, кстати вполне себе успешный ресторатор.

Из-за постоянных разводов родителей в детстве Виктор был вынужден трижды сменить школу, переходя с мамой-учительницей из одного учебного заведения в другое.

В школе мальчик учился средне, единственная пятерка у него была по рисованию.

Чтобы помочь таланту развиться, маленького Витю отправили в художественную школу, где он проучился три года, с 1974 по 1977.

Родители были уверены, что способный сын станет художником, однако мальчика интересовало другое – музыка.

Ещё в пятом классе у Виктора появилась первая семиструнная дворовая гитара, которую родители подарили творческому сыну. Правда, играть на ней он совершенно не умел, а его знания ограничились несколькими аккордами, которым его научил отец.

В восьмом классе Цой во главе с товарищем по художке Максимом Пашковым и барабанщиком Анатолием Смирновым организовали группу «Палата №6», где Виктору досталась роль бас-гитариста.

Коллективу казалось, что начинающему музыканту легче будет научиться играть на бас-гитаре, ведь там всего лишь 4 струны.

Музыкальный инструмент для будущей легенды ребята купили в комиссионном магазине за 40 рублей, скинувшись втроём, но всё же мечтой Виктора была 12-струнная электрогитара, которую он смог купить только после окончания учебного года.

Родители мальчика уехали на море, оставив ему 90 рублей на проживание в течение месяца.

Однако вместо этого начинающий музыкант купил себе 12-струнную гитару, произведенную на фабрике Луначарского, за 87 рублей, а на оставшиеся три рубля питался беляшами, которыми отравился и несколько дней вынужден был оставаться в постели.

Когда же парню полегчало, он сочинил на новой гитаре свои первые песни: "Вася любит диско, диско и сосиски", которая считается утерянной, и «Идиот», которая со временем, после некоторых правок, будет исполняться группой «Кино» под названием «Бездельник №2».

Кстати, в этот же период жизни у юного музыканта произошёл первый роман с девушкой из соседней школы.

После окончания восьмого класса Виктор поступил в художественное училище имени Серова, однако спустя год был отчислен за неуспеваемость, так как большую часть времени посвящал музыке, а не учёбе.

Так в этот период появился альбом «Слонолуние», который палата номер шесть записала дома у Максима Пашкова.

При этом рисовать музыкант не прекращал. В основном это были абстракции, портреты любимых артистов, жизненные зарисовки, а вскоре и обложки альбомов группы "Кино".

Однажды он даже принял участие в выставке объединения новых художников, две картины с которой сохранились у отца знаменитости.

Правда, когда мужчина заболел раком и для лечения требовалась большая сумма, он продал эти работы за 10 тысяч долларов, о чем впоследствии сильно пожалел.

В 79-м году молодой человек поступил в художественно-реставрационный профессиональный лицей №61, где осваивал профессию резчика по дереву.

И именно как изготовитель японских фигурок нэцкэ из дерева, Виктор Цой впервые появился на телеэкране в программе «Монитор».

Тогда же Виктор познакомился с Алексеем Рыбиным, который играл в любительской группе "Пилигримы".

Вместе с этой группой «Палата №6» выступила на школьном выпускном, после которого их деятельность сошла на нет, так как ее основатель Пашков поступил в театральный институт и не имел возможности заниматься группой.

После этого Цой стал гитаристом группы «Ракурс», а вскоре участником рок-коллектива «Автоматические удовлетворители», в которую вошел и Алексей Рыбин.

Репетиции проходили в квартире основателя группы Андрея Панова, известного по прозвищу "Свин", и который на тот момент считался главным панком Ленинграда.

Благодаря многочисленным выступлениям группа обрела популярность и стала регулярно ездить в Москву на квартирники Артемия Троицкого, а добираться в Москву Цою приходилось электричками, в которых он исполнял свои песни.

Во время одной из таких поездок в вагоне оказался Борис Гребенщиков, лидер рок-движения того времени. Он заметил талантливого парня и пообещал оказать ему поддержку и познакомить с известными людьми.

Виктор Цой и Борис Гребенщиков.
Виктор Цой и Борис Гребенщиков.

Хотя Цой и был рок-исполнителем, он неоднократно высказывался о большом влиянии творчества Владимира Высоцкого и Михаила Боярского на становление его как музыканта.

Также парень серьезно увлекался творчеством Брюса Ли и даже начал заниматься каратэ.

Однако драк музыкант избегал, например, когда Алексею Рыбину проломили голову на улице Ленинграда, Виктор не нашел лучшего решения, как убежать.

Вообще Цой в жизни был неуклюжим. Друзья между собой называли его «одноногий Хендрикс» из-за того, что он постоянно спотыкался и падал, а однажды вообще сломал ногу на ровном месте.

Летом 1981 года Виктор Цой, Алексей Рыбин и Олег Валинский организовали новую группу под названием «Гарин и гиперболоиды» в честь произведения Алексея Толстого, а уже осенью эта группа стала членом Ленинградского рок-клуба.

Название группы предложил Цой, который очень любил читать. Его любимыми русскими писателями у него были Булгаков, Достоевский и Набоков, также известно, что он увлекался чтением восточной литературы, но более подробных данных по его предпочтениям нет.

Вскоре Олег Валинский ушёл служить в армию, а группа сменила своё название на «Лаконичное кино» и приступила к записи дебютного альбома.

Песни они записывали на студии Андрея Тропилло в "Доме юного техника" под руководством Бориса Гребенщикова.

В записи принимали участие музыканты "Аквариума", с ними же группа "Кино" дала свой первый концерт в рок-клубе.

5 марта 1982 года на одном из квартирников 19-летний Цой познакомился с Марьяной Родованской, которой в тот день исполнилось 23 года.

Девушка работала в цирке, заведующей цехами постановочной части, и была далека от музыки. На мероприятие она идти не собиралась, но в последний момент передумала и не пожалела.

Юный музыкант понравился ей тем, что был скромным и немногословным, и, уходя, девушка решила оставить ему свой номер телефона. Правда, в квартире не было ручки, и она не нашла лучшего способа, как написать номер на лице Виктора губной помадой.

Цой сохранил его и следующим утром позвонил Марьяне, а вскоре они начали встречаться.

Виктор Цой и его возлюбленная, Марьяна Родованская.
Виктор Цой и его возлюбленная, Марьяна Родованская.

Только вот родители Виктора не одобряли эти отношения, ведь Марьяна, несмотря на юный возраст, уже была ранее замужем и к тому же казалась им вульгарной, а родители девушки были возмущены тем, что дочь влюбилась в какого-то корейца, да еще и рок-музыканта.

Тем не менее, молодых людей это не остановило.

Летом 1982 года музыканты закончили работу над дебютным альбомом «45», название которого соответствовало продолжительности всех песен в нём, 45 минутам.

Песни для этого альбома писал Виктор Цой, среди них «Алюминиевые огурцы» и первая официальная композиция «Мои друзья», сочинённая им ещё во времена "Автоматических удовлетворителей".

Всего за свою жизнь музыкант написал около 300 песен. Песня «Восьмиклассница», также вошедшая в дебютный альбом, была посвящена реальной школьнице Дженни Яснец, которая дружила с Цоем, когда тот еще был студентом училища.

В следующем году в основной состав группы вошёл Юрий Каспарян, а вот Алексей Рыбин после этого её покинул.

Новым коллективом был записан второй альбом «46», который планировался как демозапись будущего альбома «Начальник Камчатки», но стал распространяться среди слушателей как самостоятельный альбом.

В тот же период Виктору грозил призыв в армию с перспективой попасть в Афганистан.

Чтобы этого избежать, певец симулировал попытку суицида, однако боязнь крови его подвела. Порезать руки он не сумел, оставив на них лишь царапины, и врачи заподозрили в нем симулянта.

В попытках его раскусить, Виктора продержали в психиатрической больнице на "Пряжке" полтора месяца. И к концу этого срока он уже был близок к тому, чтобы превратиться в настоящего пациента.

Кстати, на "Пряжке" Цой сочинил песню с неслучайным названием «Транквилизатор».

В 1984 году вышел третий альбом группы «Начальник Камчатки», в который вошли песни из предыдущего альбома «Троллейбус», «Камчатка» и новая «Последний герой».

Кстати, первое же выступление Цоя в Киеве окончилось депортацией в Москву.

В 1984-м еще не слишком известный Цой и уже знаменитый Майк Науменко играли на квартирнике в доме неподалеку от столичной прокуратуры, но концерт прервал визит участкового.

Хозяину квартиры удалось спрятать кассету с записью. В противном случае Цою наверняка приписали бы незаконную трудовую деятельность.

Вскоре был сформирован окончательный «золотой» состав группы — Виктор Цой, Юрий Каспарян, Георгий Гурьянов и новый участник бас-гитарист Игорь Тихомиров.

В том же году Виктор и Марьяна стали законными супругами. Времена были тяжелыми, и вместо свадебного платья на девушке был простой светлый костюм, а банкетным залом стала маленькая квартира, в которую чудом сумели поместиться 100 человек.

Спустя год в семье родился мальчик, которому родители полтора месяца не могли дать имя. Супруга хотела назвать мальчика Сашей, а Виктору такой вариант не нравился, но и сам он ничего не предлагал.

Виктор Цой с Женой Марьяной и сыном Александром.
Виктор Цой с Женой Марьяной и сыном Александром.

В итоге молодая мама пригрозила, что наречет малыша Христофором, и лишь тогда отец согласился на Александра.

Жила молодая семья за чертой бедности, в маленькой комнатушке с ребенком, мамой и бабушкой Марьяны.

Цой был человеком скромным и за деньгами не гнался. Ему хватало 15 рублей за каждый квартирник. Только вот амбициозную супругу это не устраивало, и она решила взять на себя обязанности администратора группы.

Девушка поработала над имиджем музыкантов, достав из цирка списанные костюмы, и взяла на себя ответственность за организацию концертов.

Вскоре коллектив за неделю написал четвёртый альбом «Это не любовь», который состоял из песен о любви, написанных в разное время музыкантам, среди которых «Весна», «Музыка волн» и «Верь мне».

А за ним появился следующий альбом «Ночь», который с подачи Андрея Тропилло поклонники любя называли музыкой подворотен, музыкой, которую играет шпана.

В него вошли знаменитые песни «Мама анархия» и «Видели ночь».

Возрастающая популярность группы привела к тому, что Виктора Цоя в 1986 году начали приглашать в кино. Дебютной работой стала роль в фильме «Конец каникул».

Кадр из дебютной киноработы Цоя "Конец каникул".
Кадр из дебютной киноработы Цоя "Конец каникул".

Музыкант появился в короткометражной документальной картине «Йя-Хха» о ленинградском роке и его отцах.

Помимо этого музыканты работали над альбомом «Группа Крови» при поддержке американской рок-энтузиастки Джоанны Стингрей.

Именно она привозила группе подпольно инструменты, панковские браслеты, серьги, яркие шарфы, косметику для грима, даже разноцветные фломастеры, которыми рисовал Виктор Цой.

Благодаря Джоанне в США вышел сборник Red Wave, куда вошли песни групп Кино, Аквариум и Алиса, записи для которого она вывозила в каблуках ботинок и сумела издать пластинку тиражом в 10 тысяч экземпляров, что стало громким событием и в США, и в России.

После выпуска альбома за ней стали следить спецслужбы СССР, и более полугода она не могла получить визу.

А в это же время музыкантов заставляли подписывать бумаги, что они знать не знают, как эти записи оказались в США.

Когда пластинка, наконец, попала в руки Михаилу Горбачёву, и он одобрил их творчество, русский рок вышел из подполья, а группы стали ездить с гастролями за границу.

Позже Джоанна вышла замуж за гитариста группы Юрия Каспаряна.

Виктор Цой с Джоанной Стингрей поют дуэтом.
Виктор Цой с Джоанной Стингрей поют дуэтом.

Чтобы избежать уголовного преследования за тунеядство, Виктору Цою требовалось официальное трудоустройство.

Поэтому он работал в реставрационной мастерской Екатерининского дворца, подрабатывал матросом-спасателем на лодочной станции, ночным уборщиком бани и кочегаром котельной «Камчатка».

В 1987 году вышел в свет альбом «Группа крови», и на "Кино" обрушилось широкое признание и настоящая слава.

В альбом вошли песни «Мама, мы все сошли с ума» и одна из самых знаменитых «Группа крови», которая и дала название альбому.

Параллельно музыкант принял участие в съемках культовой картины «Асса», и хотя роль Виктора была невелика и прозвучала всего одна его песня «Перемен», однако именно она стала неофициальным гимном «Перестройки».

На съёмках этого фильма Цой познакомился с ассистентом режиссёра Натальей Разлоговой, и между ними возникла любовь. Жену Виктор обманывать не стал и сразу признался, что встретил другую женщину.

Наталья была старше музыканта на пять лет, и у неё подрастал семилетний сын Женя, который был пламенным поклонником Цоя.

С мужем девушка развелась, а вот Цой официально оставался в браке, хотя и переехал в Москву, где и жил с Натальей до конца жизни.

Виктор Цой со своей гражданской женой, Натальей Разлоговой.
Виктор Цой со своей гражданской женой, Натальей Разлоговой.

В 88-м году вышел фильм с участием рок-музыканта «Игла», который стал одним из лидеров проката. За роль в этой картине он получил около трёх тысяч рублей и был признан лучшим актёром 89-го года по опросу журнала «Советский экран».

Параллельно с фильмом был записан последний прижизненный альбом Виктора Цоя «Звезда по имени Солнце», в который вошли знаменитые композиции «Песни без слов» и «Звезда по имени Солнце».

В следующем году продюсером "Кино" стал Юрий Айзеншпис, который организовывал многочисленные выступления группы в советских странах и заграницей.

Дважды во Франции, по разу в Дании и Италии.

По окончании каждого концерта Виктор обессилев падал на пол и минут 10 приходил в себя. Настолько он выкладывался на выступлениях.

А 24 июня 1990 года состоялся последний концерт группы "Кино". Во время выступления был зажжен Олимпийский огонь, который до этого зажигался только во время Московской Олимпиады 80-го года.

После завершения тура группа "Кино" решила сделать паузу в выступлениях, отправиться в отпуск и записать новый альбом.

Были у музыканта и другие планы – приобрести квартиру в Москве, завершить бракоразводный процесс с Марьяной и жениться на Наталье.

В июне 90-го года Виктор Цой официально получил водительское удостоверение и начал готовиться к поездке на новом автомобиле «Москвич 2141» в Латвию.

Эта поездка на длительные расстояния была первой для неопытного водителя. Он даже попал в небольшое ДТП в пути.

С детства Виктор очень любил рыбачить, и этот отпуск не стал исключением.

15 августа 1990 года Цой отправился на рыбалку, и, возвращаясь с неё на 35-м километре трассы Слока-Талси, попал в смертельное ДТП, столкнувшийся автобусом Икарус-250.

Водитель автобуса остался жив, а вот 28-летний Виктор мгновенно скончался.

Одна из версий аварии – начинающий водитель не справился с управлением.

Похороны состоялись 19 августа в Ленинграде на Богословском кладбище среди многотысячной толпы поклонников.

Смерть Виктора Цоя вызвала настоящий шок среди фанатов кино и спровоцировала огромный бум самоубийств в городе, число которых, согласно статистике, выросло на треть.

Уже после гибели легенды Советского рока вышел посмертный черный альбом, демозапись которого состоялась накануне его смерти. В него вошли известные ныне композиции «Когда твоя девушка больна» и «Кукушка».

А вот фильм «Цитадель смерти», в котором главную роль должен был сыграть Виктор Цой, поклонники так и не увидели. Музыкант погиб еще до начала съемок.

Официально вдовой музыканта считалась Марьяна Цой, которая на тот момент состояла в гражданском браке с Александром Аксеновым, известным под псевдонимом «Рикошет».

Половина состояния музыканта досталась именно ей, а это значительная сумма, ведь за один концерт лично Цой зарабатывал более 30 тысяч рублей, и таких концертов группа могла дать больше 50 в месяц.

Однако и о бывшем муже она не забывала, и сделала многое для сохранения творческого наследия. Выпускала книги, воспоминания и диски, помогала устанавливать памятники Цою, организовывала концерты в его честь.

Закончилась жизнь Марьяны печально. На протяжении семи лет она боролась с онкологией и не смогла победить.

В 2005 году её не стало. Единственный сын супругов похоронил мать неподалёку от могилы отца.

Сегодня он увлекается музыкой и программированием. Чтобы избавиться от внимания общественности, парень взял себе псевдоним Александр Молчанов и после долгой подготовки представил публике свой сольный альбом «Ронин».

Сын Виктора Цоя, Александр, взявший фамилию Молчанов, чтобы избежать излишнего внимания со стороны фанатов отца.
Сын Виктора Цоя, Александр, взявший фамилию Молчанов, чтобы избежать излишнего внимания со стороны фанатов отца.

А вот последняя любовь Цоя Наталья спустя год после его смерти вышла замуж за журналиста Евгения Додолева, автора первой статьи о Цое в прессе.

Супруги вскоре перебрались в США, где у них родились дети.

Женщина не давала интервью, но в 2012 году, к 50-летнему юбилею Цоя, она представила созданный ею документальный фильм «Цой. Кино», в котором впервые была обнародована песня музыканта "Атаман".

В 2018 году на торгах аукционного дома «Литфонд» распродавали личные вещи музыканта, которые принесли владельцам баснословные деньги.

Например, номерной знак москвича, на котором разбился музыкант, был продан за 2 миллиона рублей, доверенность на управление машиной ушла за 2,6 миллиона рублей, записная книжка Цоя с номерами известных людей – за 3 миллиона рублей.

Кстати, рукописный вариант песни «Хочу перемен» оценили в 3,6 миллиона, тогда как черновик песни «Любовь – это не шутка» продали всего за 550 тысяч.

Личное письмо музыканта жене стоило полтора миллиона рублей, анкета Цоя на вступление в рок-клуб – один миллион.

Оригинальный макет дебютного альбома «45» – 300 тысяч рублей, детский рисунок – 250 тысяч, портрет Джона Кеннеди – 290 тысяч рублей, картина без названия – 2,2 миллиона рублей.

Последняя художественная работа знаменитости, реклама из журнала – 1,3 миллиона рублей.

Самым дорогим лотом оказался паспорт музыканта, проданный за 9 миллионов рублей.

А вот фото со студенческого билета никого не заинтересовало.

В память о музыканте на месте гибели установлен памятник, деньги на который собрали поклонники его творчества. К тому же во многих странах появились так называемые "Стены Цоя", а так же были названы улицы и скверы в его честь.

Имя Виктора Цоя носит астероид номер 2740, а также есть почтовая марка, выпущенная почтой России в память о великом музыканте.

Снято множество фильмов о Викторе Цое, например, «Картина лета», которая открывала "Кинотавр" в Сочи и собрала в общей сложности чуть больше 90 миллионов рублей.

А в 2020 году вышел фильм «Цой», вокруг которого образовался скандал.

Родственники назвали ленту пошлым зрелищем, нарушающим права наследников Цоя, и обратились в суд, который в итоге проиграли, и публика увидела фильм, но он оказался провальным.

Такое количество работ обусловлено неугасающей популярностью Виктора Цоя, поклонники которого до сих пор скандируют «Цой жив»...