Пройдя около десяти верст от Радонежа, Варфоломей и Стефан остановились на большом холме Маковце. Тогда здесь была самая настоящая глушь. Вокруг стояли вековые леса, рядом тек ручей и поблизости не было никакого жилья, сюда лишь изредка забредали охотники в поисках добычи.
Братья взялись за топоры, срубили деревья и построили себе избушку-келью, а рядом - небольшую часовню. С этих примитивных деревянных построек началась будущая Лавра.
Потом часовню освятят специально приглашенные священники, и она станет церковью во имя Святой Троицы. Известно даже точное место, где располагался этот первый деревянный храм, – он был здесь, где сегодня стоит церковь Сошествия Святого Духа.
Жизнь в густом лесу, вдали от людей, - действительно экстремальное испытание. Пройдет всего год, и старший брат Варфоломея - будущего Сергия, Стефан, покинет холм Маковец.
В полном одиночестве отшельник прожил около двух лет: он возделывал огород, заготавливал дрова, собирал грибы и ягоды. Как рассказывает житие, подвижник подружился со зверями и птицами, и к нему даже приходил медведь – угоститься хлебом. Кстати, сам Варфоломей, видимо, получал этот хлеб как подаяние, которое люди оставляли ему у дороги.
Варфоломею исполнилось 23 года, когда он принял монашеский постриг – и с ним новое имя, Сергий. Очень скоро слух об отшельнике, который живет в Радонежских лесах, распространился по окрестным монастырям.
Его и осуждали – за то, что спасался "не по уставу", вне монастырских стен, и восхищались его подвигом. Рядом с Сергием начали селиться другие братья-пустынники.
Тогда, в середине 14-го века, вообще духовными исканиями увлекались многие, и религиозность русских людей даже запечатлелась в особой лингвистической форме.
Сергей Перевезенцев, доктор исторических наук:
Именно в 14 столетии впервые в русской истории земледельцы начинают называть себя крестьянами, то есть христианами . И как считают лингвисты, это единственный пример в мировой истории, когда земледельцы начинают ассоциировать себя с верой, с христианами. Даже наши братья украинцы и белорусы - у них земледелец, традиционно, в славянском языке, называется селянин. И только у русского народа земледелец – это крестьянин, то есть христианин.
Правда, большинство тех, кто селился рядом с Сергием на Маковце, не выдерживали жизни в спартанских условиях и с наступлением первых холодов уходили. Но когда количество учеников Сергия достигло "апостольского" числа 12, они стали общиной и огородили территорию своего поселения деревянным забором.
Из документального фильма "День Ангела. Преподобный Сергий Радонежский"
Продолжение следует
подписывайтесь на мой телеграм-канал: https://dzen.ru/id/5f27368d25de5a7ad165c92c