Найти тему
Закреплено автором
Юлия Варенцова
На многих гениев эпохи мы смотрим глазами Крамского
10 месяцев назад
Юлия Варенцова
Уже позже, чем вы думаете. Поэтому спешите творить дело Божие! Будучи ровесником своего сподвижника, отца Германа Подмошенского, иеромонах Серафим Роуз выглядел чуть ли не вдвое старше него – у Роуза было слабое здоровье, работала всего одна почка. Но трудился он и в огороде, и у печатного станка, не зная усталости и повторяя: «Уже позже, чем вы думаете. Поэтому спешите творить дело Божие!»Россия для отца Серафима была "духовной родиной", хотя он никогда не бывал по эту сторону железного занавеса. На каждой лекции и беседе он просил братьев–американцев молиться за гонимых христиан в СССР и говорил, что «свидетельства мучеников — самый драгоценный дар России Западу». Земной путь иеромонаха Серафима Роуза прервался очень рано и неожиданно, когда ему было всего 48 лет, в 1982-м году. Он упокоился на территории монастыря, который когда-то основал. Поклониться его могиле в Платину и сегодня едут христиане со всех концов мира. Целью своего творчества отец Серафим всегда называл сохранение "настоящего благоухания Православия". И в конце концов стяжал славу одного из самых ярких духовных писателей двадцатого века. А его служение и миссия стали уникальным примером бескомпромиссного подвижничества в современном мире. Из документального фильма "Иеромонах Серафим Роуз. Проповедники" подписывайтесь на мой телеграм-канал: https://dzen.ru/id/5f27368d25de5a7ad165c92c
11 месяцев назад
Юлия Варенцова
Как произошло второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского? Петербургский Казанский собор, в советские годы – Музей истории религии и атеизма. В 1990-м году храм уже возвращали верующим, музейщики освобождали помещения. Мощи Соловецких святых и благоверного князя Александра Невского, наконец, перестали считаться экспонатами и были переданы Церкви, больше никаких мощей в каталогах не значилось.Совершенно неожиданно, разбирая хранилища перед переездом, музейные работники нашли в одном из гобеленов большой сверток, а в нем – человеческие останки и шелковые рукавицы, на которых было вышито "Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас". Находку сравнили с подробной описью мощей Серафима Саровского, составленной большевиками в 20-м году, и обнаружили их абсолютное сходство. Так мощи преподобного Серафима были обретены во второй раз. Торжественный крестный ход с этой святыней прошел от Москвы до Нижегородчины. Но в Саров, где батюшка прожил почти всю жизнь и где был похоронен, вход посторонним был по-прежнему запрещен. Было невозможно вернуть мощи преподобного Серафима туда, где они пребывали после канонизации – в крипту возле Успенского собора Саровской пустыни. Поэтому их принесли в Дивеево. Так сбылось пророчество самого Серафима Саровского. Он говорил, что будет лежать не в Сарове, а в Дивееве. И даже передал дивеевским сестрам свечу, с которой в монастыре через много лет после его кончины будут встречать его мощи. С перенесения мощей преподобного Серафима в 1991-м году началось возрождение всей Русской Церкви после 70-летних гонений. Дивеевская обитель с тех пор стала самым посещаемым монастырем России. А в Сарове теперь любят говорить, что это не только секретный город, где была создана атомная бомба. Но, главное, еще со времен батюшки Серафима, Саров - это духовный щит России. Из документального фильма "День ангела. Преподобный Серафим Саровский" https://dzen.ru/id/5f27368d25de5a7ad165c92c
1 год назад
Сегодня, 18 марта - День памяти святителя Луки Войно-Ясенецкого. В Симферополе живет внучатая племянница святителя Луки Войно-Ясенецкого Майя Прозоровская. Она – свидетельница последних пятнадцати лет жизни этого несгибаемого архиепископа. Еще девочкой она слышала рассказы о том, через какие испытания пришлось ему пройти и запомнила это документальное житие навсегда. (Продолжение) - Почему он еще помогал голодным? Почему он решил кормить людей? Как это все происходило? - Надо поражаться, что такой ученый, и он еще думал, что где-то кто-то голодный, слушайте, да? Ну, это ж был 1946-1947 год. Это же была разруха, голод, холод, нищие на каждом шагу. И вот владыка благословил. У нас была такая зеленая кастрюля ведерная, сейчас помню, что она была зеленая. Плита в кухне дровами топилась, опять-таки, первое время вода во дворе, но ничего. Варили какую-то кашу, заправляли ее постным маслом. Тогда и кашу надо было достать, и постное масло надо было достать. Еще мама говорила, потом еще вспоминала, у нас четвертиночка масла уходила на неделю. И приходили голодные, уже один за одним, видно, молва пошла. И сидела с утра очередь. Они с первого по второй этаж сидели на лестнице, ждали своей очереди. Приходили с котелочками с какими-то, сидели на лестнице, ели, потому что посадить их некуда было. Площадка и лестница. Так мало того, что они приходили, так еще нас дядечка посылал с мамой по округе: «Пойдите, посмотрите, может, где-то голодные, может, надо пригласить». После обеда больные, после больных опять работа за столом, вечером подготовка новой проповеди. И часто приглашал нас владыка послушать новую проповедь. Да, и где-то уже в 11-м часу молитва ко сну, благословил нас уже на следующий день, и на покой. И так почти до самой смерти. Мы сидели, он рассказывал о своих мытарствах, о том, как его ставили в деревянный ящик на сутки, в котором можно было только стоять. И когда он терял сознание, обливали холодной водой и волокли на следующий допрос, чтобы он сознался, что он шпион, одновременно и немецкий, и английский. Мы это слушали, затаив дыхание, со слезами на глазах. И вот так говорил совершенно спокойно. Не то, что: «Ой, вы представляете, такой ужас…» Вот как будто он то ли книжку пересказывает, то ли о ком-то все рассказывает. Ну, это был совершенно необыкновенный человек. И когда ему вручали эту медаль «За доблестный труд во время Отечественной войны», он говорит: «Если б вы меня не гноили эти 11 лет, сколько я пользы принес бы, сколько я людей бы вылечил», — имея вот такой талант и знания. Ну, что, так угодно было Богу - он через все прошел. Из интервью для документального фильма "Собор Крымских святых" из цикла "День Ангела" телеканала "СПАС") подписывайтесь на мой телеграм-канал: t.me/...lii
7 часов назад
Сегодня, 18 марта - День памяти святителя Луки Войно-Ясенецкого. В Симферополе живет внучатая племянница святителя Луки Войно-Ясенецкого Майя Прозоровская. Она – свидетельница последних пятнадцати лет жизни этого несгибаемого архиепископа. Еще девочкой она слышала рассказы о том, через какие испытания пришлось ему пройти и запомнила это документальное житие навсегда. - Каким Вам запомнился владыка Лука? - Так угодно было Богу, что последние 15 лет земной жизни святителя я и моя мама, родная племянница владыки, прожили с ним в одном доме. Я имела счастье каждый вечер и каждое утро подходить к нему под благословение, видеть его каждый день, общаться с ним, когда он уже потерял зрение, читать ему определенные книги, письма. Но запомнился, прежде всего, светлым, родным и близким. Мы как-то даже не представляли такого величия его. Он просто нам был свой дядечка. У меня спрашивают: «А как Вы к нему обращались, как Вы его называли?» Мы его называли «дядечка». Это вот родной, светлый, добрый дядечка. Обихаживали его, устраивали его быт, который был крайне неустроен, когда мы приехали к нему. Мы застали его, его условия, его быт, если это можно так сказать, в крайне плачевном состоянии. - Что за дом был? Там же удобств никаких не было? - Это многоквартирный ЖАКТовский дом. Второй этаж многоквартирного дома, длинный коридор. В этом коридоре три семьи, чужих абсолютно, просто люди жили, и четвертая квартира его. Вот в таких он условиях жил. Удобства, извините, во дворе, колонка во дворе, кухня общая на всех. Я как-то рассказывала, что у него даже замка на дверях не было. Монахиня приходила утром, готовила ему завтрак, обед, накрывала ужин и уходила. Он оставался один. И потом уже мы постепенно уже мамиными стараниями провели и водопровод, и удобства. Ходил в баню, первое время ходил пешком. Долго не было машины — ходил пешком в баню, как все. Потом уже появилась машина, ездил на машине. Но он был настолько неприхотлив, настолько нетребователен. Никогда в жизни мы не слышали, что что-то не то, что надо ехать в баню, что надо идти. За все 15 лет я не помню случая, чтоб он заказал какую-то еду — обед и ужин. Что поставили, то поел. Не было такого: «Вот, Вера, приготовь мне то, приготовь мне то», — не было такого. Я думаю, что он 11 лет прожил в таких "удобствах" в ссылках и в тюрьмах, что ему уже это, наверное, верхом блаженства казалось. - Какой у него был распорядок дня? - Обычно его рабочий день начинался в 8 часов утра. Он был готов — полностью одет, обут и отправлялся в собор рядышком. Он тоже первое время пешком ходил. Ходил, служил, каждое утро проповедовал. После церкви приходил — скромный завтрак, принимал священнослужителей, решал всякие дела церковные, весьма непростые, очень сложные. Потом читал газеты, журналы, был в курсе всех событий в стране и за рубежом. Вообще он был страшно эрудированный — и музыку знал, и литературу. В час обед, где-то после обеда час отдыха. Да, еще, самое интересное, из чего состояла его квартира. Квартира — громко сказано. Две комнаты, одна большая, довольно большая комната, большой стол прямоугольный посредине комнаты, письменный стол, диван клеенчатый. И за этим столом он завтракал, обедал, это была его столовая. Тут же он принимал больных, за этим столом принимал всех посетителей, священнослужителей, канцелярские дела. А вторая крошечная, совершенно крошечная спальня. Железная черная кровать — это мне запомнилось. Железная черная кровать, железная спинка, узенькая. Фанерный шкаф, в котором висели его рясы и подрясники, и умывальник в углу. Водопровода не было первое время, наливали туда воду. Вот это весь его антураж, вся его квартира. И день был расписан буквально по минутам. На лестнице висела табличка: «Прием больных с 4-х до 5-ти, кроме субботы и воскресенья, для всех бесплатный». И вот в этой же комнате, за этим же столом он принимал больных. Потом опять за этим за столом чтение литературы. (Из интервью для документального фильма "Собор Крымских святых" из цикла "День Ангела" телеканала "СПАС") подписывайтесь на мой телеграм-канал: t.me/...lii
7 часов назад
17 марта — память благоверного князя Даниила Московского
Самый древний монастырь Москвы – Даниловский. В то время здесь было живописное местечко Подмосковья, в пяти верстах от Кремля, на противоположном берегу Москвы-реки – тогда она протекала ближе. По преданию, сам князь Даниил выбрал это место, чтобы основать здесь обитель. Первым сооружением стала деревянная церковь во имя преподобного Даниила Столпника, небесного покровителя московского князя. Даниил построил монастырь на свои деньги и потом содержал его. Кроме того, он пожаловал обители земли, луга, "рыбные ловли" и разместил вокруг несколько крестьянских дворов...
1 день назад
17 марта — память благоверного князя Даниила Московского. Самый древний монастырь Москвы – Даниловский. В то время здесь было живописное местечко Подмосковья, в пяти верстах от Кремля, на противоположном берегу Москвы-реки – тогда она протекала ближе. По преданию, сам князь Даниил выбрал это место, чтобы основать здесь обитель. Первым сооружением стала деревянная церковь во имя преподобного Даниила Столпника, небесного покровителя московского князя. Даниил построил монастырь на свои деньги и потом содержал его. Кроме того, он пожаловал обители земли, луга, "рыбные ловли" и разместил вокруг несколько крестьянских дворов. То есть создал "инфраструктуру". Кстати, у монастыря и сегодня есть большое земледельческое хозяйство. В каком году началось строительство Даниловского монастыря, точно неизвестно. Историки предполагают, что это произошло в последние годы 13 века, когда наступило затишье в междоусобицах. Когда в 42 года князь Даниил тяжело заболел, он принял схиму в Даниловском монастыре и здесь же вскоре скончался. Он завещал и похоронить себя на братском кладбище обители, как простого монаха. Первый московский князь был незаслуженно забыт ближайшими потомками. Основанную им обитель закрыли, а могила Даниила поросла травой. И только спустя два столетия монастырь восстановил молодой Иван Грозный, воспитанный митрополитом Макарием в духе уважения к родной старине. Сам Даниил Московский так и остался полузабытым героем русской истории. Возвышение Москвы будут связывать уже с его сыном, Иваном Калитой. Но все же без Даниила оно было бы невозможно. Даниил основал традицию, которую соблюдали все его потомки, – он был «крепким хозяйственником» и никогда не закладывал в орду и не отдавал в счет долга ни одного из своих городов, что нередко делали другие князья, его современники. Именно князь Даниил Александрович, самый младший сын Александра Невского, оказался единственным продолжателем отцовской политики, которая еще через несколько поколений приведет к созданию Русского государства. О первом московском князе сегодня в столице напоминают разве что Даниловский монастырь и Даниловский рынок. Как раз между ними на площади Серпуховской Заставы в 1997-м году установили этот памятник. В левой руке князь Даниил держит храм – символ основанной им обители и других градостроительных проектов. Правая его рука сжимает меч, вложенный в ножны, как символ миролюбия князя. Он первым из русских правителей понял, что люди – главное богатство страны, как говорят сейчас, люди - вторая нефть. Даниил собрал на своих землях множество новых подданных и сумел превратить Москву, скромный удел младшего сына, в самое сильное княжество на Руси. Из документального фильма "День Ангела. Благоверный князь Даниил Московский". подписывайтесь на мой телеграм-канал: t.me/...lii
1 день назад
Какие портреты современников спрятаны на картине Ге?
Талантливый юноша из Воронежа, потомок французского дворянина, бежавшего от революции, Николай Ге с отличием оканчивает петербургскую Академию Художеств. Как первого среди лучших выпускников его отправляют "на стажировку" в Европу, на шесть лет. Поселившись во Флоренции, целых пять из них художник потратит на творческий поиск. И только вчитавшись в Евангелие, найдет свою тему. Его первой резонансной картиной становится «Тайная вечеря». Вопреки сложившейся традиции, Ге отказывается от помпезного...
6 дней назад
Какие портреты современников спрятаны на картине Ге? Талантливый юноша из Воронежа, потомок французского дворянина, бежавшего от революции, Николай Ге с отличием оканчивает петербургскую Академию Художеств. Как первого среди лучших выпускников его отправляют "на стажировку" в Европу, на шесть лет. Поселившись во Флоренции, целых пять из них художник потратит на творческий поиск. И только вчитавшись в Евангелие, найдет свою тему. Его первой резонансной картиной становится «Тайная вечеря». Вопреки сложившейся традиции, Ге отказывается от помпезного пышного интерьера и максимально пытается приблизить ситуацию к исторической реальности, к первоисточнику. Маленький домик в Иерусалиме, где собрались люди, которых преследуют власти, у них на столе самая простая еда и посуда. Для того чтобы изобразить этот "последний ужин" максимально достоверно, Ге вначале лепит всю композицию из воска глины и экспериментирует с освещением: маленькие фигурки своих будущих персонажей он расставляет на своеобразной крошечной сцене и подсвечивает их, чтобы увидеть, как отбрасываются тени. И уже по этим застывшим сценам своего кукольного мини-театра он делает композиционные зарисовки. Эту картину Ге пишет под влиянием общего тренда европейской литературы и искусства того времени - поисков исторического Христа. В Европе публикуются работы культурологов и историков, где евангельские сюжеты разбираются с точки зрения исторической науки. Такие исследования потом станут мейнстримом, к ним добавятся научные изыскания в археологии. Но на тот момент, во второй половине 19 века, эти мысли - новаторские и смелые, для многих даже слишком. Консервативное российское общество воспринимает их скорее как кощунство. Петербургская публика поражена и тем, как современно выглядит сюжет религиозной картины, и узнаваемыми портретами на ней. Образу Христа художник придал черты диссидента и политэмигранта Александра Герцена, а в образе апостола Петра запечатлел самого себя. Причём, Николай Ге тогда еще молод, а изображая Петра, он как будто прозревает свои собственные черты в старости. Глядя на апостола, можно подумать, что это поздний автопортрет художника. Сопоставляя библейских персонажей с конкретными историческими лицами, Ге как будто опирается на реальность, отчего евангельские герои перестают быть умозрительными. Появление «Тайной вечери» на выставке в Петербурге производит фурор. За эту картину Николая Ге из учеников Академии Художеств переводят сразу в профессора. Из книги "Передвижники. Художники-передвижники и самые важные картины конца XIX – начала XX века" Подписывайтесь на мой телеграм-канал https://dzen.ru/id/5f27368d25de5a7ad165c92c
6 дней назад
Аппиева дорога в Риме хранит следы апостола Петра
Из Иерусалима апостол Петр отправился с проповедью Евангелия по берегам Средиземного моря. Он обошел всю Палестину, Малую Азию и Сирию с Благой вестью, возможно, проповедовал он и в Греции, и в Испании. Но сколько городов и стран ни обошел бы Петр, все-таки, чтобы распространить христианство действительно по всему миру, ему надо было проповедовать в столице этого мира – Риме, единственном мегаполисе империи с населением около миллиона человек. Туда он в конце концов и отправился. Как известно,...
1 неделю назад
Аппиева дорога в Риме хранит следы апостола Петра. Из Иерусалима апостол Петр отправился с проповедью Евангелия по берегам Средиземного моря. Он обошел всю Палестину, Малую Азию и Сирию с Благой вестью, возможно, проповедовал он и в Греции, и в Испании. Но сколько городов и стран ни обошел бы Петр, все-таки, чтобы распространить христианство действительно по всему миру, ему надо было проповедовать в столице этого мира – Риме, единственном мегаполисе империи с населением около миллиона человек. Туда он в конце концов и отправился. Как известно, все дороги ведут в Рим, но эта – самая древняя мощеная римская дорога, что сохранились до наших дней. Аппиева дорога, виа Аппиа. Ее и сегодня местами используют как обычную проезжую часть, а построена она была римлянами за двести пятьдесят лет до рождения Христа, то есть в первом веке она была хорошо известна путешественникам. Она соединяла Рим с противоположным побережьем, с каблуком сапога, а значит, и с Грецией, и с Азией. Вероятно, именно по ней Петр и пришел в столицу мира. В 54-м году во главе Римской империи встал Нерон – самый жестокий правитель в ее истории. Упиваясь властью над Римом и миром, он взялся за строительство новой роскошной резиденции в центре столицы. Для того, чтобы освободить пространство для строительства этого дворца, он устроил пожар и обвинил в этом первых христиан. Начались гонения. Христиане попросили Петра покинуть Рим – им очень хотелось, чтобы свидетель проповеди Христа остался в живых. Петр согласился, и когда он выходил из города – по той же Аппиевой дороге, - он встретил самого Христа. По преданию, Спаситель спросил своего апостола: "Куда идешь?" Или "Кво Вадис?", на латыни. Петр понял, что нужно не бежать от казни, а принять ее. Из документального фильма "День Ангела. Апостол Петр". Подписывайтесь на мой телеграм-канал https://dzen.ru/id/5f27368d25de5a7ad165c92c
1 неделю назад
Алексей Саврасов, «Вид на Московский Кремль. Весна», 1873
1 неделю назад
Считается, что именно в этом доме кожевника в городе Яффо останавливался апостол Петр. Власти с беспокойством осознавали, что последователи Иисуса Назарянина угрожали самим основам иудейской веры – ведь они учили, что Мессия уже пришел и был распят. Этого иудеи не могли признать. Первосвященник приказал взять под стражу Петра и Иоанна – и наказать их 39 ударами бича. Это была попытка уничтожить только что зародившуюся Церковь в лице Петра и Иоанна, чтобы они больше не проповедовали во имя Христа. Их пытались остановить, но с ними была благодать Божья. Христианские общины складывались и в других городах Иудеи – и апостолы регулярно посещали эти новые церкви. Около 40-го года Петр отправился по палестинскому побережью, «обходя всех». В город Яффо ему пришлось спешить по срочному призыву местной христианской общины: ее единственная благодетельница, Тавифа, умерла. Прибыв на место, Петр совершил непостижимое - воскресил праведную Тавифу, к радости ее друзей и единоверцев. Древний город Яффо. Считается, что именно в этом доме, доме кожевника, останавливался Петр. Именно здесь ему было видение, в котором Господь повелел апостолу не разделять животных на чистых и нечистых – как это было принято у израильтян. Иносказательно это означало, что отныне не следует разделять людей, на избранных – иудеев – и всех остальных. Благую Весть должны услышать все. Александр Конильо, богослов: Мы знаем, что, согласно закону Моисееву, евреи отвергали определенную пищу и это, по их мнению, делало их особенными среди остальных народов Земли. Но после воскресения Христа все люди, все нации Земли должны были стать наследниками Божьего царства. Поэтому Петр решил прислушаться к своему видению и не задумываться больше о чистоте принимаемой пищи, как предписывал закон Моисея. Сразу после этого Петр отправился в город Кесарию, что в полсотне километрах отсюда, и крестил там абсолютного чужака, иностранца, ротного командира италийской армии Корнилия из рода римских патрициев, и всех его домочадцев. И это было началом всемирной миссии христианства. Петр гостил у Корнилия несколько дней, забыв обо всех условностях, запрещающих иудею разделять кров и трапезу с язычниками. Его миссионерский успех был встречен без восторга Иерусалимской общиной. У Петра потребовали отчета – ведь общение с язычниками нарушало вековые иудейские традиции. иерей Сергий (Заплатников): Пётр делает то, что он не может не сделать. Собственно крещение, то есть обращение людей, приобщение их к вере, оно происходит через благодатные дарования Святого духа. И он не мог этого не делать. Но те, кто был рядом с ним, они всё ещё, по старинке, думали, полагали, что Иудейская вера сохраняет абсолютно всю свою актуальность, Иудейская вера сохраняет все свои традиции, и она должна быть соблюдена. Ибо если бы она не соблюдена, то всё, что было раньше, тщетно. В 42 году нашей эры внук Ирода Великого, Ирод Агриппа, начал преследование первых христиан. Иаков Зеведеев был казнен, а Петра снова посадили в тюрьму. Ночью, накануне суда, ему чудесным образом удалось избавиться от железных цепей и выйти на свободу. Эти цепи до сих пор хранятся в римском храме, который так и называется Сан Пьетро ин винколи – святой Петр в цепях. Продолжение следует. Из документального фильма "День Ангела. Апостол Петр". Подписывайтесь на мой телеграм-канал https://dzen.ru/id/5f27368d25de5a7ad165c92c
1 неделю назад
Считается, что именно в этом доме кожевника в городе Яффо останавливался апостол Петр
Власти с беспокойством осознавали, что последователи Иисуса Назарянина угрожали самим основам иудейской веры – ведь они учили, что Мессия уже пришел и был распят. Этого иудеи не могли признать. Первосвященник приказал взять под стражу Петра и Иоанна – и наказать их 39 ударами бича. Это была попытка уничтожить только что зародившуюся Церковь в лице Петра и Иоанна, чтобы они больше не проповедовали во имя Христа. Их пытались остановить, но с ними была благодать Божья. Христианские общины складывались и в других городах Иудеи – и апостолы регулярно посещали эти новые церкви...
1 неделю назад
Василий Суриков. «Взятие снежного городка», 1891
Своим сюжетом Суриков выбирает масленичную казачью забаву, игру своего детства – взятие снежного городка. Когда-то давно, еще до отъезда в Петербург, у себя на родине Суриков прошел все детские и юношеские инициации, принятые у казаков. Зачастую – с риском для жизни. На него бросался разъярённый бык, вставал медведь. Он участвовал в кулачных боях – причем, в таких серьезных, что в них было убито два его друга. Теперь, много лет спустя, на своей картине Суриков изображает городок игрушечным сооружением, которое с лёгкостью разбивает всадник...
2 недели назад