Начало. Глава 1
Просидели у стариков больше, чем предполагали. Сание хотелось встретиться с Исламом, посмотреть в его бесстыжие глаза. Но Юля отговорила, мол, не стоит он того, чтобы с ним разговаривать. Разве можно считать человеком того, кто родного отца из дома выжил?
Игорь отвез тещу и жену до самых ворот дома Зиннура
- ЮлиЯ, Сания Шайдулловна, нам за вами заехать? Если заехать, то примерно в какое время?
- Нет, Игорь, не заезжайте, занимайтесь своими делами. Мы с Юлей вернемся в гостиницу, когда нагуляемся. После уж к Евгению поедем. Вить! Кстати, купите что-нибудь к столу, вина, фруктов.
- Договорились, надеюсь, вы не на долго задержитесь, мы освободимся часа через три-четыре.
- Хорошо, мы подгадаем к этому времени.
Никто на крыльце их не встречал. Войдя в дом, Сания оглянулась на дочку. Они словно попали в чужой дом. Все изменилось, шторы на окнах, дорожки на полу, мебель. Сания громко поздоровалась
- Здравствуйте! Есть дома кто?
Из дальней комнаты вышла высокая женщина с гладкой строгой прической, посмотрела строго холодными серыми глазами
- Здравствуйте, вам кого?
Из спальной раздалось
- Мама, кого там принесло?
Женщина обернулась в сторону двери
- Занимайся, не надо отвлекаться, это, похоже, не к нам. И так, что вы хотели? Кого хотите видеть?
- Мы зашли повидаться с Зиннур-абый, он дома?
- Собственно говоря, вы-то кто будете?
- Я, Сания, родственница Зиннур-абый, это моя дочь, Юлия.
- Понятно, родственница, которая вовсе не родственница. Ваш Зиннур-абый неделю, как покинул нас.
- Как? Скончался?
- Да, нет! Женился и переехал к своей подруге, Майсаре. Вы, наверно, знаете, она в соседях живет. Там и можете его навестить. Извините, не могу вас просить пройти в комнаты, у нас не прибрано.
- Ничего, мы и не собирались у вас задерживаться. Не скажете, Далия еще здесь живет или тоже покинула этот дом?
- Далия на занятиях, если хотите узнать про Даниса, это к их матери. Ему пришлось вернуться к Камиле, он не смог ужиться с моим сыном. Очень избалованный юноша.
- Бывает и такое. До свидания!
За воротами Сания остановилась
- Юль, ты поняла? Это, похоже новая жена Ислама. Далия тебе об этом ничего не говорила?
- Нет, мама! Она очень торопилась, мне показалось, была расстроена.
- Когда это было примерно, не помнишь?
- Это было…, это было до нашей с Игорем поездки к вам. Ну, да, месяца два с тех пор прошло.
- Как мог Зиннур-абый уйти из своего дома? Не понимаю. Пойдем, вон, в том доме с голубыми наличниками Майсара-апа живет.
А Майсара, уже успевшая переодеть платок и фартук, выходила из ворот к ним навстречу.
- Сания, ты ли это? Ой, ЮлиЯ, деточка, какая ты стала красавица! Привел Аллах и вас увидеть! Дедушка скучает по вам. Только встретить не может, плохо стали ноги ходить. Пойдемте в дом скорее! Вот радость-то, радость-то! Увидит дед вас, и может полегчает ему, иншалла(восхваление Аллаху).
- Здравствуй, Майсара-апа! Рада видеть тебя в добром здравии, ты, апа, не меняешься, годы тебя не берут
Майсара, махнула рукой, улыбнулась краешком губ, подмигнула одним глазом
- Какие мои годы, я ведь теперь молодушка! Ишь, как получилось, пришлось никях читать, нельзя же одинокой женщине без благословения Аллаха с мужчиной в одном доме жить.
- Постой, Майсара-апа, почему говоришь, пришлось?
- Ну, а как? Эта, хайван (скотина), отправила деда в мастерскую, на топчан. Ты же там была, разве может пожилой человек жить в такой холодной комнате, считай, в сарае?
Это еще не все, Даниса переселила к Далие, мол, брат с сестрой уживутся, а ее Олежек не может жить в одной комнате с Данисом. Наш Данис, будто бы, может плохо на ее сыночка влиять.
Как Далие в одной комнате с братом жить? Она взрослая девушка, в институте учится. К Данису друзья из техникума приходят, у них свои разговоры, свои дела.
Сания, конечно, я не родня Ракие, и ее внукам я никто. Только, как я пришла проведать Зиннура, да увидела его в мастерской, да плачущую Далию, да Даниса, который вещи собирает, все внутри меня перевернулось. Все змее подколодной высказала!
Кукушка, змея, гадина! Вползла в дом к Исламу, все жалела его, помогала Далие по хозяйству, подкармливала их. То пирог принесет, то булочки. То пойдет, огород пополет. Даниса хвалила, какой спортивный парень, рукастый, сообразительный.
Месяца не прошло, как Ислам с ней расписался, всех раскидала. Деда я забрала, Данис у матери, Далие некуда деваться, живет уж с отцом.
- Майсара-апа! Ислам разве ничего не говорит ей? Хотя бы отца не давал обижать!
- Ислам? И-и-и, балам(дите мое)! Когда он, что говорил? Лучше бы жил со своей Камилой. Дети не обижены бы были, а то ведь в доме родной бабушки, как приблудыши, места им нет.
Сания, ты уж у деда ничего не спрашивай, ладно? А то как вспомнит, так слезы у него. Обидно ему на старости лет в соседях жить.
- Не буду, апа, зачем зря его расстраивать. Мы просто поздороваемся, долго не будем задерживаться, и наводить Зиннур-абый на разговоры.
- Это еще что за новости? Столько лет не видались. О себе расскажете, какие новости, как поживает ваша младшенькая, Ракия ее очень любила. Пойдемте в дом, пойдемте! Ты не смотри, что я старая, я еще шустрая бабка! Сейчас, пока вы побудете с дедом, я лепешек нажарю, чаю напьемся. Гости-то у нас большая редкость!
Сания ожидала увидеть постаревшего, подряхлевшего Зиннур-абый. Уж очень сильно он горевал по своей Ракии.
Нет! В кресле, во глубине комнаты, сидел вполне себе здоровенький пожилой мужчина, со светлым лицом, с румянцем на щеках, одетый в чистую фланелевую рубашку в крупную клетку, в зеленой тюбетейке на бритой голове.
- Ай, кто это к нам приехал? Сания, Юлия! Вот неожиданная радость. Недаром мне сегодня приснились белые голуби на зеленой озими. Так я и подумал, к радостным вестям! Майсара тоже сказала, к хорошему снятся такие сны.
Проходите, присаживайтесь возле меня, я на вас поближе посмотрю! Рассказывайте, как поживаете, все ли живы здоровы?
Просидели у стариков больше, чем предполагали. Сание хотелось встретиться с Исламом, посмотреть в его бесстыжие глаза. Но Юля отговорила, мол, не стоит он того, чтобы с ним разговаривать. Разве можно считать человеком того, кто родного отца из дома выжил?
Может оно и правильно. Распрощавшись со стариками, пообещав, что Юлия будет их навещать, Сания с дочерью вернулись в гостиницу. Мужчин еще не было, Марины тоже в номере не оказалось.
Юля позвонила Игорю, чтобы сообщить, что они с мамой готовы поехать к дяде Жене, осталось только Марины дождаться. Игорь немного помолчал и выдал
- Юленька, наверно, мы не сможем поехать к Евгению Борисовичу. Дело такое, там его супруга заболела, не могут они нас принять. Евгений Борисович сильно огорчился, но что делать? Никто от болезни не застрахован.
- Да, конечно, Игорек! Вы скоро будете, может поужинаем с родителями где-нибудь?
- Да, Юль! Мы уже едем, ждите нас в гостинице, хорошо?
- Договорились, ждем!
Сания, внимательно слушавшая разговор дочери с мужем, вопросительно подняла брови
- Что?
- Короче говоря, мама, Аллочка заболела. Приглашение на шашлыки отзывается обратно.
- Ой, а я почему-то нисколько не удивлена! Знаю даже, как болезнь Аллочки называется – Марина, вот как. Я не поняла, почему они с первого взгляда невзлюбили друг дружку, но вот, так получилось.
- Я тоже это заметила. Ну, и ладно! Пойдем в любой ресторан, закажем шашлыки, если мы уж на них настроились, да, мам? Согласна?
- Согласна, дочь, конечно! Удивляют меня мужчины. Я понимаю, муж – голова, жена - шея, но чтобы крутить мужиками в такой степени, нужно, чтобы его голова была совсем легкая, совсем лишенная мозгов.
- Да, уж! Удивительный у нас с тобой получился день. Надеюсь, хотя бы папа с Игорем нас не разочаруют.
Не разочаровали, нисколько! Привезли ведро мяса, сумку овощей и других продуктов. Оставив тестя и Евгения Борисовича в машине, Игорь поднялся в номер.
- Юленька, мама, вы готовы? Поехали на шашлыки!
- Игорь, ты же сказал, что приглашение отменяется.
- Ничего не отменяется, мы поедем к вам на дачу! Заодно яблок наберем!
- Хорошо, я только посмотрю, пришла ли тетя Марина
Марина мигом собралась
- Ух, ты! На вашу дачу поедем? Сания, да вы настоящие куркули, квартира, загородный дом в Красноярске, еще и дача в Казани!
- Мариночка, не завидуй! Дача, громко сказано. Это просто участок земли с садовым домиком.
Участок более или менее ухожен, заборы на месте, дом живой, картошка посажена. Но видно, что давно здесь не бывали. Сания немного огорчилась.
- Ох, Юлия, хорошо моя бабушка Айша не видит этого. Видимо Регине совсем некогда ездить сюда, а ты и думать про дачу забыла.
- Прости, мама! Работа, учеба, ничего не успеваю. Мам, а мы почему к Регине не заходили?
- Созванивалась я с ней. Она сказала, что в село поедут, где раньше отец жил. Надо на могилу к бабушке сходить, односельчан повидать. Так совпало, что их сейчас нет в городе.
Пойдемте, в домик заглянем, хотя я туда даже заходить боюсь, видите, трубы нет. А нет трубы, значит, дырка в крыше, значит, потолки сгнили, и сама печь развалилась.
Марина отмахнулась
- Ой, чего там смотреть, пойду, мужчинам помогу! Овощи, наверно, не мытые, хлеба порезать надо. Кто-то должен этим заниматься, пока вы страдаете по своей даче.
- Правильно, Марин! Ты у нас хозяйственная женщина, займись этим. А мы пойдем, посмотрим, что внутри! Надо же знать, что там творится.
Плачевно там все. И потолок сгнил едва ли не на четверть комнаты, и печь наполовину обрушилась, и пол провалился.
Постояв у порога, Сания закрыла дверь.
- Все, доченька, нет больше у нас дачи. Когда-то мы с отцом загадали, когда ты выйдешь замуж, вы с мужем построите на этом месте загородный дом, будете детишек здесь растить.
Игорь, наблюдавший за огорченными женщинами, подошел к ним, обнял за плечи Юлию
- Что такое, что так приуныли?
Юлия подняла на него печальные глаза
- Игорь, жаль, ты не видел, какая здесь раньше была красота, а теперь такое запустение. Домик весь пропал.
- ЮлиЯ, милая моя! Сейчас построить новый домик проще простого, каких только материалов на рынке нет? Бери и строй.
- Мама говорит, они с папой хотели бы, чтобы мы построили на этом участке загородный дом.
- Правда? Вот это было бы здорово! Я как раз размышлял над тем, купить ли нам квартиру или построить дом? Сания Шайдулловна, вы с отцом на самом деле готовы подарить нам этот участок?
- Да, Игорь, мы с Виктором давно решили, этот участок достанется Юлии.
- Ну, я не знаю, это такой дорогой подарок, такой неожиданный!
- Это еще не все – присоединился к разговору Виктор Анатольевич – деньги на строительство дома, наш с матерью свадебный подарок.
- Не знаю, что и сказать! Спасибо, отец!
- Ну, не надо, не благодари, мы ведь дочери своей счастья хотим и благополучия. Главное, Игорь, ты прислушивайся к ней. Юлька у нас своенравная, но иногда она бывает права в своем упрямстве.
Марина хозяйничала на террасе, расставляя одноразовую посуду, раскладывая по тарелкам порезанные овощи, нарезанный хлеб, и краем уха прислушиваясь к разговору Богатыревых с зятем.
Вот, что значит карты из одной колоды. Так уж Виктор враждовал с Кольцовым, а сейчас, как за язык привязанный, Игорь, да Игорь, прямо через слово. Если правильно поняла, участок отдают молодым, да деньги на дом дарят. Расстроилась.
Шашлыки готовы, куски не маленькие, сочные с золотой корочкой. Виктор разлил в одноразовые стаканчики вино
- Ну, что же! Еще раз со свадьбой вас, молодые! Живите дружно, стройте свое гнездо, внуков нам рожайте!
Игорь чокнулся с тестем стаканом виноградного сока
- Спасибо, отец! Построимся, на будущее лето обязательно. А вы приезжайте, посмотрите, как преобразится этот участок.
Потихоньку вечерело. Тихо. Где-то в кустах пропела свою вечернюю песню невидимая птичка. Со стороны озера появилась стая диких гусей. Они летели так низко, что можно разглядеть каждое перышко, услышать свист от взмаха их крыльев.
Стая покружилась над дачами, издавая печальные крики, словно горюя, им скоро улетать с родимой сторонушки. Покружились птицы, и улетели, превращаясь в темные галочки на фоне розовеющего неба.
Молча наблюдали за ними, сидящие на террасе люди. Души их наполнены светлой печалью, сожалением о несбывшемся и надеждой на будущее. Птицы же улетели не навсегда. Они же вернутся.
Телефонный звонок вспугнул светлое настроение. Звонила Алла
- Женя, ты почему не берешь трубку? Который раз уже звоню!
- Алла, мы на даче у Сании, здесь сотовая связь плохая, не ловит, понимаешь ли.
- Что ты там делаешь, ты давно должен быть дома!
- Как что, милая, жарю для друзей шашлыки, я же обещал.
- Какие шашлыки? У тебя жена больна, а ты для кого-то шашлыки готовишь?
- Но, Аллочка, ты не смер тельно больна. Потом, я прекрасно знаю причину твоей болезни. Как это говорится? Чем заболел, тем и лечись! Я не возражаю, можешь лечиться. Тебе есть с кем, ты не одна, у тебя полный дом родственников.
- Но, Жень, я скучаю, мне так плохо без тебя, разве кто-то для тебя важнее твоей любимой женушки?
- Знаешь, Алла, я еще думаю об этом. Пока сам не понял, как пойму, так скажу. Все, спокойной ночи, дорогая! Ложись спать, не жди меня. Славика поцелуй за меня.
Виктор толкнул друга в плечо
- Женька, ты чего это? Где ты собрался ночевать?
- Гостиниц в городе много, друг. Я никак не могу понять, почему, когда я женюсь, я чувствую, любит меня эта женщина без ума. До страсти хочет стать моей женой, и жить со мной всю жизнь мечтает, делить и радость, и беду готова.
Только стоит ей родить, так начинаются капризы, претензии, вся любовь куда-то, каким-то образом исчезает. У меня не жизнь, а сплошная карусель, все повторяется снова. Почему, Вить, у тебя по жизни все как надо, а у меня все шиворот навыворот?
- Так только кажется, у нас проблем тоже хватает. Поехали-ка в город, друг мой ситный! Я посажу тебя в такси, езжай к себе, в свой дом, мирись с женой. А родственников лучше любить издали. Объясни это Алле. Она показалась мне неглупой женщиной, она сумеет сделать правильный выбор.
Продолжение Глава 206