Найти тему
Вечерняя Казань

Прокуратура Казани не выдержала автобиографии подсудимого и прервала допрос

Оглавление

Линар Сунгатуллин, обвиняемый в получении взяток на 5,3 млн рублей спустя два года судебного следствия наконец-то дал показания. Однако прокуратура к вольному рассказу подсудимого оказалась не готова и взяла время на подготовку вопросов.

Автор фото: Ирина Звездина / ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Ирина Звездина / ИД «Вечерняя Казань»

Бывшего начальника управления надзорной деятельности регионального МЧС Линара Сунгатуллина доставили в суд с 20-минутным опозданием – и это уже можно назвать доброй традицией конвоиров. Впрочем, все уголовное дело подполковника МЧС пронизывают традиции, если не сказать рутина: последние несколько месяцев Сунгатуллин выслушивал показания сотен свидетелей.

Однако последнее заседание прервало эту череду знакомых сценариев – в суде заговорил сам Сунгатуллин. На протяжении 40 минут представитель чрезвычайного ведомства зачитывал заранее заготовленный текст, описывающий самое начало его карьеры.

– Образование высшее, заканчивал Академию государственной противопожарной службы. В 2009 году, в сентябре, ушел работать в Главное управление МЧС России по республике Татарстан. До 2014 года работал инженером в отделе надзорной деятельности, с 2015-го по 2019-й числился на разных должностях, начиная от замначальника главного специалиста в Набережных Челнах до начальника отдела в Главном управлении МЧС на Япеева в Казани – это отделение надзорной деятельности, – начал свою речь Сунгатуллин.

Затем подсудимый описал свои должностные обязанности – в основном они ограничивались размытым понятием «надзор» за сферой гражданской обороны жителей республики – Сунгатуллин также должен был осуществлять меры профилактики и контроля в этом секторе. Кроме того, в его речи также прозвучало: «Предоставление госуслуг по категорированию объектов надзора».

За что судят подполковника МЧС?

Всего в деле Линара Сунгатуллина 58 преступных эпизодов: 56 получений взятки и два эпизода дачи. Общей ущерб составляет 5,3 миллиона рублей.

Как установило следствие, подполковник МЧС брал деньги у предпринимателей, которые хотели через него оформить независимую пожарную экспертизу. По закону, чтобы сделать это, бизнесмен имел право бесплатно заверить свою оценку в МЧС — но Сунгатуллин брал за это по 10% от договора, с которым к нему приходили.

Старший помощник прокурора Кировского района Казани Ильнур Мухаметзянов подчеркивает – никаких проверок в таком случае подсудимым не проводилось, он мог «забраковать» работу, сославшись на плавающие нормативы, и принять ее, фактически не проверяя.

Автор фото: Андрей Мартыгин / ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Андрей Мартыгин / ИД «Вечерняя Казань»

Также через Сунгатуллина оформлялись различные лицензии – если бизнесмен хотел получить право на установку, к примеру, противопожарной краски в помещениях, то тоже обращался к Сунгатуллину. Тот уже за «фиксу», как правило, это была сумма в районе 100 тысяч рублей.

Деньги подсудимый получал в своем кабинете, в здании Главуправления МЧС Татарстана на Япеева, 1. Передавали конверты в основном двое: директор ООО «Эксперт» Ренат Асылов и глава ООО «Мой дом» Владимир Разуваев.

По данным силовиков, на этих людей выходили остальные предприниматели, которые также хотели беспрепятственно заверить все документы в МЧС.

Версия защиты

Из материалов дела следует, что Асылов после очередной такой встречи с Сунгатуллиным вдруг встретился еще и с сотрудниками ФСБ, которые все доходчиво ему объяснили, а тот начал давать добровольные показания.

Адвокат подсудимого Андрей Белов называет такие доказательства недостаточными, чтобы признать Сунгатуллина виновным. Сторона обвинения, по его словам, не обладает ни аудио, ни видеозаписями, подтверждающими передачу и получение взяток.

При этом сам Сунгатуллин категорически отрицает вину — говорит, что даже из должностных обязанностей следует, что он не мог в одиночку повлиять на приемку работ или выдачу лицензии. По последней, например, работает комиссия и необходимо было согласование с начальством.

Автор фото: Андрей Мартыгин / ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Андрей Мартыгин / ИД «Вечерняя Казань»

В своем вольном рассказе подсудимый прямо сказал, что считает свое дело оговором.

Контекст

«Уголовка» на Линара Сунгатуллина появилась еще до отставки на тот момент министра МЧС России по Татарстану Рафиса Хабибуллина – в декабре 2023 года глава чрезвычайного ведомства уйдёт на пенсию. Уже после того, как два его зама – Ильхам Насибуллин и Олег Степущенко, окажутся за решеткой.

Подсудимые так же не признавали вину и называли свои уголовные дела сфабрикованными.

Автор фото: Андрей Мартыгин / ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Андрей Мартыгин / ИД «Вечерняя Казань»

Примечательно, что дело Сунгатуллина в этой истории является едва ли не самым первым – задержали подполковника МЧС в июле аж 2021 года, но приговор по нему начал «маячить» лишь к концу 2024 года.

Дав время на подготовку стороне обвинения, председательствующий Ринат Камалов попросил стороны готовиться к прениям.

Автор: Андрей Мартыгин