Найти тему
Петр Власов

Асы 2МВ: Амет-Хан Султан

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Амет-Хан Султан (1920-1971) - один из лучших асов 8-й Воздушной Армии, и один из лучших советских летчиков-испытателей послевоенного периода, на счету которого свыше 100 внедренных в производство образцов самолетов.

Амет-Хан Султан родился 25 октября 1920 г. в городе Алупка в семье рабочего; мать его была крымской татаркой, отец - лакцем. По окончании в 1936 г. семилетней школы Амет-Хан два года обучался в ФЗУ (фабрично-заводском училище). Получив там рабочую специальность, с 1938 г. трудился слесарем в железнодорожном депо, и одновременно занимался в симферопольском аэроклубе. В 1940 г. Амет-Хан поступил в Качинское авиаучилище; в том же 1940 г., пройдя там ускоренный курс обучения, Султан в звании сержанта стал пилотом истребительной авиации.

Начало Великой Отечественной войны Амет-Хан встретил в составе 4-го ИАП (истребительного авиаполка) Одесского военного округа, оснащенного бипланами И-153 «Чайка». Первый боевой вылет молодой летчик совершил на рассвете 22 июня 1941 г.: по поручению командира полка провел разведку обстановки на реке Прут. Обнаружив, что по мосту и понтонной переправе на советский берег переправляются вражеские войска, Амет-Хан не стал заниматься штурмовкой, так как имел категорическое запрещение командира ввязываться в бой, а спешно вернулся с сообщением о переправе на свою базу. Однако оказалось, что пока он летал на разведку, аэродром был полностью разбомблен, и Амет-Хан совершил посадку на запасном учебном аэродроме полка, где оказались еще несколько оставшихся целыми истребителей его части...

В первые месяцы войны Амет-Хану пришлось заниматься в основном воздушной разведкой и штурмовкой наземных объектов; в воздушный бой он впервые вступил в августе 1941-го, когда во время разведки натолкнулся на пару Мессершмиттов, расстреливавших колонну беженцев. Амет-Хан атаковал головную машину, но не смог попасть в нее; его же «Чайка» была буквально изрешечена вторым «Мессером»; от гибели Султана спасла вовремя появившаяся в районе боя пара советских истребителей.

-2

Осенью 1941 остатки его 4-го ИАП были сведены в две неполные эскадрильи, вошедшие в состав 174-й ИАД (истребительной авиадивизии), формировавшейся в Ростове; тогда же летчики этой части пересели на истребитель И-16. В октябре Амет-Хан, совершивший к тому времени 130 боевых вылетов, стал командиром звена и получил за свою боевую работу орден Красного Знамени. В первых числах декабря 1941 г. 4-й ИАП был отведен в тыл на отдых и переформирование, а в январе 1942 г Амет-Хан с группой лучших пилотов полка был направлен в Кинешму для освоения поступавших в ВВС СССР британских истребителей «Харрикейн». После окончания цикла обучения Султан оказался в составе Ярославской ПВО; теперь его задачей стало уничтожение прорывающихся к этому важному промышленному центру вражеских бомбардировщиков. 31 мая 1942 г. на высоте 7.300 метров Амет-Хан вступил в поединок с германским бомбардировщиком Ju.88. Расстреляв по противнику весь боекомплект, но так и не сбив его, Султан протаранил Юнкерс своим «Харрикейном»! Оба самолета рухнули в Волгу, а советский пилот и немецкие летчики спаслись на парашютах. Так Амет-Хан открыл свой боевой счет. За этот подвиг правительство наградило его орденом Ленина; В тот же день Амет-Хан подал заявление на вступление в ВКП (б)...

-3

В июне 1942 г. 4-й ИАП был передан из состава Ярославской ПВО в 8-ю Воздушную Армию генерала Т.Т. Хрюкина, и Амет-Хан принял активное участие в штурмовках наземных войск противника, наступавших на Воронеж. В июле он сбил еще один Юнкерс, а в течение двух последующих дней - 2 истребителя. Вскоре 4-й ИАП был перевооружен на новые истребители Як-1 и Як-7, и счет Амет-Хана стал расти еще быстрее. Всего за месяц боев под Воронежем Султан уничтожил 7 вражеских самолетов, был награжден орденом Красного Знамени, и назначен заместителем командира эскадрильи. А в августе вся 8-я ВА была срочно переброшена из под Воронежа к Сталинграду, где разгоралась одна из важнейших битв Великой Отечественной войны. В сентябре 1942 г. 4-й ИАП выделил из своего состава группу специального назначения под командой майора Еремина, задачей которой было не допустить вражеские самолеты за Волгу. В группу Еремина входили летчики Лавриненков, Рязанов, Борисов, Степаненко и Амет-Хан Султан. В рядах этой спецгруппы Амет-Хан сбил еще 3 Мессершмитта (из них 2 - в одном бою). После выполнения задания группа вернулась в состав 4-го ИАП, и Султан был назначен командиром эскадрильи.

-4

В октябре в одной из схваток Амет-Хан вновь «завалил» 2 «Мессера», но и сам был сбит. Пока он опускался на парашюте на берег Волги, Владимир Лавриненков ходил над товарищем кругами, отражая все попытки немецких летчиков расстрелять Султана. Амет-Хан приземлился недалеко от позиций противника. К нему бросились немцы, и Султан приготовился отстреливаться из пистолета до последнего патрона, но тут в атаку поднялась советская пехота…

К концу октября 1942-го 4-й ИАП практически почти полностью потерял боеспособность, но продолжал оставаться в строю, хотя на боевые задания могли вылетать не более 2-3 самолетов. Именно в это время генерал Хрюкин отдал приказ о создании на базе 9-го ГИАП из лучших летчиков-истребителей 8-й ВА первого истребительного полка асов – для завоевания господства в небе Сталинграда. Из 4-го ИАП в 9-й ГИАП направили Б. Еремина, В. Лавриненкова, И. Борисова и Амет-Хан Султана. Амет-Хан был назначен командиром 3-й эскадрильи, и с декабря вместе со всем 9-м ГИАП занялся уничтожением немецких транспортных самолетов, доставляющих германским войскам в окруженном Сталинграде продовольствие и боеприпасы. Особенно этот полк отличился 11 декабря, буквально разгромив большую группу транспортных Ju.52, под прикрытием Bf.109 прорывавшихся к Сталинграду. В той схватке советские летчики уничтожили 18 вражеских самолетов, причем 3-я эскадрилья «завалила» 4 Юнкерса и 1 Мессершмитт, 2 из которых пришлись на долю Султана. Через два дня Амет-Хан сбил бомбардировщик Не.111; впоследствии он вместе с полком штурмовал Гумракский аэродром, на котором от огня советских истребителей сгорело много транспортных Юнкерсов. Всего же за время Сталинградской битвы Султан произвел 110 боевых вылетов, провел 51 бой, и лично уничтожил в воздухе 6 вражеских самолетов, доведя свой общий счет до 13 личных и 15 групповых побед.

-5

25 марта 1943 г. в сражении за освобождение Дона и Северного Кавказа Амет-Хан в составе четверки Яков вступил в бой с 40 Юнкерсами, которых сопровождала шестерка «Мессершмиттов». Атаковав головную машину, Султан со 150 м открыл по ней огонь; а когда он проскочил мимо уже пылавшего флагмана, тот взорвался. Группа вражеских самолетов рассыпалась и, неприцельно сбросив бомбы, стала уходить на запад. На выходе из атаки на Амет-Хана напали два «Мессера», но он отразил все их наскоки, заставив отступить. При возвращении недалеко от своего аэродрома Султан заметил ниже себя пару Мессершмиттов, спикировал на них и поджег ведущего. Всего в том бою летчики 9-го ГИАП уничтожили 18 самолетов, потеряв 2 своих истребителя...

В апреле 1943 г. развернулись бои за Ростов-на-Дону и Кубань. Для участия в сражении в этот район в числе других был переброшен и 9-й ГИАП, пересевший к тому времени на американские истребители «Аэрокобра». Здесь эскадрилья капитана Амет-Хана особенно отличилась в одном из июльских боев, когда ей при прикрытии переплав через Дон удалось перехватить на высоте 4.500 м подходившие со стороны Азовского моря три группы немецких бомбардировщиков (около 40 Не.111 и 20 Ju.88), шедших без истребительного прикрытия. В трех последовательных атаках советские летчики «завалили» 8 бомбардировщиков, и заставили остальных повернуть назад, так и не сбросив бомбы на переправу. При преследовании противника Султан поразил точной очередью еще один Не.111, но огнем бортстрелка был поврежден и его двигатель, и Амет-Хану пришлось садиться прямо в поле...

-6

В августе 1943 г. 9-й ГИАП принимал участие в прорыве обороны немцев на реке Молочная и освобождении Таганрога. Здесь в районе Калиновки 20 августа Амет-Хан сбил 2 бомбардировщика. На следующий день на 4 тыс. метров над Успенской его эскадрилья атаковала 12 Ju.88, и Султан с лобового ракурса сбил Юнкерс; еще 2 Юнкерса «завалили» Головачев и Сафонов. Остальные немцы, сбросив бомбы на свою территорию, повернули назад. В это время подошла вторая группа из 15 Не.111, и Амет-Хан и Головачев отправили на землю еще и по Хейнкелю, а затем без потерь вернулись на базу. За этот бой Султан был награжден орденом Красного Знамени, а 24 августа стало известно о присвоении Амет-Хану звания Героя Советского Союза…

-7

В сентябре 9-й ГИАП дрался над Мелитополем, к ноябрю 1943 г вместе с наземными войсками он вышел к Сивашу, затем участвовал в битве за Днепр. В одном из зимних вылетов на «свободную охоту» в районе Крыма при штормовом ветре Амет-Хан заметил идущий в Евпаторию Физлер «Шторх» и вынудил его приземлиться рядом с советским аэродромом. Пока его напарник И. Борисов кружил над «связником», не позволяя тому взлететь, Султан долетел до базы, и тут же выехал на «полуторке» к посаженному вражескому самолету. Отправив пленного летчика под конвоем на автомобиле в штаб, Амет-Хан уселся в кабину «Шторха», и за несколько минут освоившись с приборами, перегнал его на свой аэродром. Здесь он узнал, что самолет вез ценные документы из Констанцы в Евпаторию; кроме того, пленный рассказал, какими маршрутами летают транспортные Юнкерсы-52 в Крым...

-8

24 января 1944 г. на никопольском направлении Султан вылетел во главе четверки «Кобр» на «свободную охоту»; на станции Туркалла истребители обнаружили 18 цистерн с горючим и подожгли 4 из них; совершив через 50 минут второй налет, гвардейцы подожгли еще 6 цистерн. На следующий день гвардейцы обнаружили аэродром германских разведчиков FW.189, доставлявших советским войскам большие неприятности. «Обработка» аэродрома была поручена эскадрилье Амет-Хана, и «Кобры» успешно справились с заданием - все девять «Рам» сгорели прямо на взлетной полосе...

8 февраля Султан на правобережье Днепра и в районе Борисова атаковал группу бомбардировщиков (3 Ju.88 + 6 Не.111), и сбил один Юнкерс; а затем он проштурмовал колонну вражеских войск, уничтожив около 20 солдат. 19 марта Амет-Хан обнаружил севернее Одессы скопление самолетов на аэродроме. Нанести удар в тот же день не удалось из-за начавшегося снегопада, но на следующий день 3-я эскадрилья проштурмовала аэродром, уничтожив на нем 3 Хейнкеля-111 и 3 Юнкерса-52. 24 апреля над Севастополем Амет-Хан вступил в бой с опытным германским пилотом, сидевшим в FW.190; «обыграв» своего противника, Султан поджег его, заставив врезаться в берег бухты Северная.

В мае 1944 г., сразу после освобождения Крыма, Амет-Хан вместе с друзьями приехал в гости к своим родителям, пережившим оккупацию. Весь день праздновали встречу, вечером летчики отправились в свою часть; в доме родителей Султана остались только сам Амет-Хан и Павел Головачев. А ночью в доме появились служащие НКВД, выполнявших приказ выселить из Крыма всех крымских татар - за пособничество врагу во время оккупации. Полураздетый Султан, защищая арестованную мать, вступил в драку с «энкаведешниками» и едва не был застрелен; его спас Головачев, появившийся перед чекистами в полной форме. Поняв, что перед ними два капитана - Герои Советского Союза, «энкаведешники» остыли и предложили Амет-Хану обратиться с рапортом по начальству. Пришлось звонить прямо в Москву, откуда было получено «добро» на переселение матери Султана не в Сибирь, а на родину мужа - в Дагестан. Амет-Хан сам лично отвез отца и мать в Махачкалу…

-9

Летом 1944-го 9-й ГИАП прибыл в Подмосковье - осваивать новый истребитель Ла-7; здесь Амет-Хан познакомился с Фаиной Данильченко, на которой вскоре женился. После перевооружения на Ла-7 полк отбыл в Прибалтику - для участия в боях над Восточной Пруссией. Здесь 9-й ГИАП временно влился в состав 303-й ИАД генерала Захарова, и плечом к плечу с французским полком «Нормандия-Неман» вступил в бои с Люфтваффе. Так было над Гульбиненом, где Амет-Хан, Головачев, Соваж, Андре и де Жофр сбили за один бой по Фокке-Вульфу; так было и в других местах, где русские поддерживали французов, а те - русских...

В январе 1945 Амет-Хан руководил боем шести Ла-7 против 20 истребителей-бомбардировщиков FW.190; бой закончился уничтожением пяти «Фоккеров», советские летчики потерь не имели. В другой раз шестерка Амет-Хана атаковала большую группу Фокке-Вульфов и сожгла 10 штурмовиков без потерь со своей стороны... За эти бои Султан был награжден орденами Александра Невского, Красного Знамени и Отечественной войны 1-й степени.

-10

Весной 1945 помощник комполка по воздушно-стрелковой службе. майор Амет-Хан участвовал в боях над Берлином. В своем 602 боевом вылете 13 апреля Амет-Хан в тяжелой схватке сбил Мессершмитт «последней модификации» (видимо, Bf-109К); его пилот выбросился с парашютом и попал в плен (говорят, что это был полковник, награжденный Рыцарским крестом с Дубовыми листьями). А в последнем своем боевом вылете 29 апреля в районе аэродрома Темпельхоф Султан обнаружил 2 FW.190, пытавшиеся штурмовать расположенные рядом артбатареи, обстреливавшие Рейхстаг. Амет-Хан спикировал на врага и сбил ведущий Фокке-Вульф, который стал его завершающей победой.

Всего за годы войны гвардии майор Амет-Хан Султан совершил 603 боевых вылета, провел 150 воздушных боев, сбил лично 33 и в группе 19 вражеских самолетов. И уже после войны - 29 июня 1945 г. – было опубликовано сообщение о присвоении Султану звания Дважды Героя Советского Союза…

-11

Послевоенный путь Амет-Хана не был устлан розами. Зачисление в военно-воздушную академию не принесло успеха - семилетнего образования Султана явно не хватало, чтобы освоить все преподаваемые предметы. И в 1946 г. Амет-Хан ушел из академии, а это автоматически повлекло его увольнение из армии. Полгода Султан жил на иждивении жены, нигде не работая, пока его друзья по войне не помогли Амет-Хану устроиться на работу летчиком-испытателем. Уже в 1947 г. Султан получил звание летчика-испытателя 1-го класса. За два десятилетия работы испытателем он дал дорогу в небо свыше 100 серийных и экспериментальных машин, и получил звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР»; а в 1963 Амет-Хан стал лауреатом Государственной премии СССР. Амет-Хан Султан погиб 1 февраля 1971 г. при испытании новой техники - во время «обкатки» на высоте мощного двигателя страшным взрывом весь самолет разметало на куски...

-12

Списки других статей о воздушных асах Второй мировой войны находятся ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.