Это статья для марафона, в котором может участвовать любой желающий, ознакомившись с правилами по ссылке
Лис уходящий
дорогой туманною.
Лис -
джентльмен-говорун.
Чем настроенье твое
чемоданное
вызвано?
Шорохом струн
серых дождей,
заливающих просеки?
Белок осенней тоской?
Листьев летучей
прозрачною осыпью?
Бредом бессонницы злой?
Светом березовым,
дымом Отечества,
руганью резвых сорок?
Сколько во взоре судьбы
не отсвечивай,
каждому выйдет свой срок.
Лис достоевский,
Степана Трофимыча
фетрово-рыжий
двойник.
Бабою скверной
наказан и вымечтан.
Умник, болтун, ученик
мысли великой,
идеи возвышенной,
в карты
проигранной лжи.
Сколько не лги,
ни червонца
не спишется.
Жизнь
в чемодане лежит.
Лис, уходи! -
догоняй предзакатное
солнце в ажуре дорог.
Бесы этюды играют
стаккатные.
Ветер.
Закончен урок.
Это, конечно, не обзор и не рецензия.
Скорее, образ, который возник от случайно увиденной в интернете картинки.
Почему - Лис и старший Верховенский?
Что в них общего, похожего, совпадающего в моем представлении?
Бесприютность души.
"Бесы", по моему, самый современный роман ФМД.
Задуманный, как политизированный остро-социальный "памфлет"(по словам самого автора), написанный быстро, горячечно, с намерением откликнуться на громкое "нечаевское" дело, возникшее во второй половине 19-го века и получившее огромный резонанс в тогдашней России, роман этот критики сразу назвали одним из лучших произведений своего времени.
Он не утратил с годами актуальности и всегда вызывал живейший интерес пишущих, критикующих и читающих.
Альбер Камю написал пьесу "Одержимые" по сюжету романа. Протазанов в 1915 году снял первую экранизацию.
С тех пор число экранизаций выросло до 17, последний сериал датируется 2023 годом.
Пожалуй, ни одно произведение Достоевского не экранизировали так много и так разнообразно.
Проза Достоевского кинематографична, может быть, поэтому и современна. Меняются локации, герои страдают, мечутся, принимают судьбоносные решения, одна сцена сменяет другую. Драматизм происходящего захватывает настолько, что вовлекаешься полностью, не в силах оторваться от чтения и от экрана.
"Бесы" - даже не драма, это настоящая трагедия шекспировского размаха.
Двенадцать с.мертей к финалу повествования!
Только великий англичанин и современные киносценаристы способны позволить себе такую откровенную у.бийственную жесть.
Степан Трофимович Верховенский - один из двенадцати погибших в результате происходящих в романе событий.
Он отец одного из самых отвратительных персонажей и домашний учитель другого, не менее, а, может быть, и более отвратительного.
Он, в каком-то смысле, их создатель, выпустивший на волю монстров.
Старший Верховенский не идеален - он позер, лжец, болтун, промотавший самого себя и предавший идеалы собственной юности.
Достоевский писал старшего Верховенского, подразумевая под ним своего идеологического противника Грановского, с которым много и горячо спорил.
Но гений не был бы гением, если бы не оправдал даже того, с кем не мог найти общего языка в реальной жизни.
Понимая никчемность Степана Трофимовича, даже карикатурность его образа, автор сделал гениальный ход.
Как только старший Верховенский покидает основную локацию происходящих событий, в романе начинается настоящая к.ровавая бойня.
Точно оставшиеся без надзора монстры, почувствовав, что теперь все можно, пускаются во все тяжкие, утратив нравственные ориентиры.
Степан Трофимович уходит из жизни в болезни, ненасильственно. Уходит, осознав бессмысленность собственной путаной судьбы, раскаявшись и приняв уход, как закономерный результат своих трагических ошибок.
Может быть, поэтому он и вызывает искреннее сочувствие и облегченный вздох - хорошо, что ушел до времени, когда распоясавшиеся бесы окончательно утратили человеческий облик.
Кто-то назовет его уход трусливым бегством, кто-то посмеётся над нелепой фигурой старого, никому ненужного романтика, бредущего в неизвестность, кому-то он увидится рыжим Лисом, уходящим в вечность.
Каждому - свое.