Найти в Дзене

Русские псовые борзые в фильме Сергея Бондарчука «Война и Мир»

Это вторая часть рассказа Г.В. Зотовой о том, как в 1962 году проходили съемки охоты на волка, где она и ее коллеги-борзятники принимали участие вместе со своими русскими борзыми.
Я постаралась подобрать побольше архивных фотографий собак и участников тех лет, чтобы впечатление от прочитанного было более полным. Приятного чтения.

Ссылку на первую часть – оставлю внизу.

Г.В. Зотова. Как снимали сцены охоты в фильме «Война и мир». Продолжение.

«Когда надоедала пища в столовой, борзятники стреляли из «духовки» на всю компанию голубей, сидящих на коньке крыши заброшенной церкви. Их жарили на костре, на вертеле и запивали молдавским вином. Иногда вместе с конюхами заманивали сеном в конюшню гусей, которых в селе водилось великое множество.

Шамир вл. Лейбур 1967г. Фото из архива Н.Г. Кудрявцевой
Шамир вл. Лейбур 1967г. Фото из архива Н.Г. Кудрявцевой

Быстро, без шума, лишали их жизни и жарили также на костре. Мастером в приготовлении жаркого был борзятник, скульптор Воронцов. Кострище располагалось в овражке, поросшем кустарником, близ журчащего ручейка. Егеря ходили с гончими в небольшой лесной колочек, приучая их держаться вместе, не уходить далеко. С точки зрения охоты, это, конечно, портило собак, ну да и привезли - не из лучших.

Ринг гончих. Фото из архива Н.Г. Кудрявцевой
Ринг гончих. Фото из архива Н.Г. Кудрявцевой

Однажды одна из гончих, выжловка отделилась от стаи и вышла на другую сторону леса на поле, где работали трактора, перепахивая стерню. Собака доверчиво подошла к сидящим и выпивающим людям. То ли с испуга, то ли с пьяна трактористы убили гончую, ударив бутылкой по голове. Егеря нашли ее, когда трактористов на поле уже не было.

Участники съемок. Фото из архива Н.Г. Кудрявцевой
Участники съемок. Фото из архива Н.Г. Кудрявцевой

В тот же вечер, приняв изрядную дозу спиртного, егеря и четыре борзятника, вооружившись кто чем мог, (в основном кольями), отправились в соседнюю деревню, откуда были трактористы, чтобы отомстить за гибель собаки. Проходя мимо дома, где я жила, издали боевой клич. Выскочив на улицу, я увидела эту пьяную компанию, настроенную очень воинственно, и бросилась их увещевать, перекрывая путь раскинутыми руками. Борзятник Антонов, крупный, атлетически сложенный, бил себя в грудь и кричал: «Я моряк! Я покажу им, как убивать собак!»

Катай и Голубка вл. Коблов. Фото из архива Н.Г.Кудрявцевой
Катай и Голубка вл. Коблов. Фото из архива Н.Г.Кудрявцевой

Все это, естественно, сопровождалось отборными выражениями. Как на грех, никого из начальства в селе не было. Я металась от одного к другому, умоляя их остановиться. Но тут вышел муж, и нам с ним с трудом удалось уговорить воинствующую компанию не устраивать самосуд. Фёдор вызвался со старшим егерем пойти на поиски участкового, жившего в 3-4 километрах от нашего села.

Приехавшая позднее администрация съемочной группы подключилась к происходящему. Оказывается, не во всех деревнях было известно о предстоящих киносъемках. Хулиганы уплатили стоимость собаки. Это было лишь одно горькое происшествие.

В октябре ранним утром до тренировок часто ходили с собаками в степь. Но только однажды Воронцов со своей Гайдой принёс хорошего русака. Это было приятное событие.

1973г. Испытания в тульской обл. Фото из архива Н.Г. Кудрявцевой
1973г. Испытания в тульской обл. Фото из архива Н.Г. Кудрявцевой

Были и смешные происшествия. Как-то тёмным дождливым вечером Фёдор пошёл с фонариком на другой конец села к друзьям. И услышав какие-то звуки, кряхтение, посветив фонариком вокруг, обнаружил яму, которую рыли под электрические столбы, а в яме - конюха, пытавшегося выкарабкаться из неё. Конюх был очень маленького роста и уже не молодой. Фёдор его вытащил, но оказалось, что в яме осталась калоша. Фёдор, крепко держа его за руку, опустил в яму. Конюх, поджав в ноги, другой рукой выудил калошу. Это событие на селе обсуждалось несколько дней.

В начале октября привезли с зообазы студии «Мосфильм» четырех прибылых волчат, а позднее - матерого пятилетнего волка по кличке Лобан. Борзятники засуетились: «Давайте делать садки по прибылым». Срочно был вызван Василий Иванович Казанский. Он в дальнейшем остался консультантом по эпизодам охоты. Волков поместили в вольерах, оградив высоким забором. С Лабаном был его дрессировщик, ныне покойный Георгий Георгиевич Шубин, и некрупная лаечка, вырастившая и воспитавшая волка.

Выход в поле. Фото из архива Н.Г. Кудрявцевой
Выход в поле. Фото из архива Н.Г. Кудрявцевой

Было предложено травить волчат (как тренировки). Борзятники, в свою очередь, хотели провести испытание на злобу. Одного волчонка вывезли в поле. Василий Иванович распорядился пускать свору борзых. Когда волчонок отрастет (отдалится) на 50 метров от места пуска. Кобели рвались на сворах в виде бегущего зверя, владельцы улюлюкали.

По команде Василия Ивановича пустили собак. Они мигом достали, но, учуяв запах волка, так лихо затормозили, что задние ноги чуть не перекинулись через головы. Тут же пустили еще свору. Та же реакция. Потом некоторые кобели начали метить в ближайшие кусты, косясь на зверя. А затем все дружным эскортом, держась на почтительном расстоянии, проводили волчонка в лес.

Г.В. Зотова и Барыня де Норуа на ВДНХ. Фото из архива Н.Г. Кудрявцевой (оцифровано Т.Лязгиной)
Г.В. Зотова и Барыня де Норуа на ВДНХ. Фото из архива Н.Г. Кудрявцевой (оцифровано Т.Лязгиной)

Кобели, которые люто грызлись между собой, запросто давили собак, спасовали перед волчонком. Сработал вековой инстинкт страха перед волком. Их предки десятилетиями не притравливались по волку. Злоба к зверю отсутствовала. Можно себе представить, как были разочарованы владельцы борзых.»

Первая часть – ниже. Продолжение следует. Подписывайтесь, чтобы не пропустить.