Среди поклонников русских псовых борзых, а также среди многих владельцев, до сих пор упорно ходят слухи, что и поныне есть такие собаки, которые берут волков. И речь не о садках на злобу, которые все еще проводятся для любителей испытать своих собак по подсадному волку, а о реальной и систематической охоте с русскими борзыми на дикого волка.
Иногда, это сопровождается даже фотографиями мертвого волка с рядом стоящими собаками, но видеодокументов, показывающих работу собак, лично мне видеть не приходилось . Те садки на злобу, в которых мне довелось участвовать лично, больше походили на неквалифицированную притравку и вызывали лишь жалость к волчице, которую на веревке таскал человек, у которого она жила. Поучаствовав в подобной забаве один раз, желания повторить опыт у меня не возникло.
Возможно, такие собаки действительно есть, но пока, все мои знакомые, кто по случайности оказывались с собаками на виду у волков, стремились поскорее унести ноги, разумно полагая, что лишних собак у нас нет, и для выявления их охотничьих качеств с нас достаточно зайцев, лис, а также иногда встречающихся шакалов и барсуков.
Но всякий раз, когда заходит речь о противодействии русских псовых борзых и волков, мне вспоминается глава из книги эксперта Всесоюзной категории Галины Викторовны Зотовой, которая всю жизнь посвятила любимой породе. В ней она подробно описывает, как снималась знаменитая сцена охоты на волка в фильме «Война и мир», а так как очень многие воспринимают то, что показано в фильмах, как непреложную истину, мне хочется, чтобы и вы прочитали этот увлекательный отрывок.
Итак. Г.В. Зотова. Как снимали сцены охоты в фильме «Война и мир».
«Фильм был утвержден правительственной комиссией, и на основании этого нам, борзятникам, давалось освобождение от служебных обязанностей с сохранением содержания. Сцены охоты снимались осенью 1962 года. В ней участвовали псовые борзые членов Московского общества охотников и русские гончие питомников Военно-охотничьего общества Центральных органов Минобороны. Приехали энтузиасты-борзятники Юрий Рябов из Горького с парой борзых и Альма Лейбур из Таллина с Буяном.
Конно-спортивная школа общества «Спартак» предоставила верховых лошадей. Съемки происходили близ села Рождествено Тульской области на границе с Каширским районом Московской области. Нас, владельцев борзых с собаками и егерей, разместили в Рождествене на частных квартирах.
Для гончих был построен вольер с будками. Я с мужем Фёдором Фёдоровичем, тремя взрослыми собаками и четырёхмесячным щенком поселилась у бездетной супружеской пары. Они отвели нам комнату с тёмным закутком, где были поставлены две раскладушки и матрасики для собак.
Члены съёмочной группы, заходя к нам, удивлялись, видя лежащих на раскладушках собак, и на вопрос: «А где же спят владельцы?» Фёдор Фёдорович невозмутимо показывал им на матрасики. Потом в столовой мы слышали рассказы об этом. У наших хозяев не было никакой живности, кроме двух молодых гусей, которые очень привязались к мужу.
Заслышав его голос, они с гоготанием подлетали к нему. Он брал их на руки, садился на скамью возле дома, и они беседовали. Фёдор, конечно, их подкармливал. Когда уезжали в ноябре, было грустно оставлять пернатых друзей, зная, что их ждёт.
Участники съемок питались в столовой местного сельхозтехникума. Питание наше и кормление собак оплачивала студия «Мосфильм». Собаки получали по 1 кг мясных продуктов и по 80 г крупы. Корм варился в походной кухне, которую прислало военно-охотничье общество.
Егеря, прибывшие с гончими, дежурили по очереди, а мы, владельцы борзых, подходили два раза в день к кухне со своей посудой. С нами постоянно находился режиссер Черемудов, который следил за работой по подготовке к съемкам, а также за обеспечением питанием как собак, так и людей. У участников этой грандиозной съемки Черемудов оставил самые теплые воспоминания.
Понимая чувства многих небезразличных к горячительным напиткам, время от времени распоряжался об их доставке из Москвы. Для дамской половины привозились ящики легкого ароматного молдавского вина «Альб де Массе» и «Роз де Масе».
Вечерами в нашу комнату приходили любители легкого вина. И среди них наша старейшая борзятница, любимая всеми Вера Константиновна Амелунг. Со словами:8 «Федя, налей для желудка несколько капель». Началась подготовка к съемкам. Задача владельцев борзых состояла в том, чтобы приучить собак ходить под лошадью.
Роль охотников должны были исполнять молодые ребята-наездники, приехавшие для этого с лошадьми. Но все оказалось не так-то просто. Спортивные лошади, работавшие только в манеже, не видели собак, а многие городские собаки – лошадей. Лошади шарахались от собак, ржали. Собаки шарахались от них. Буян из Таллина умудрился укусить лошадь.
Она затаила злобу на собак и впоследствии ударила Голубку Коблова. Наездники лихо справлялись с лошадьми, делающими свечки, а мы боялись за собак, шарахавшихся в разные стороны. Юра Рябов решил перебраться вместе с собаками в конюшню, поставив свою раскладушку в проходе между денниками, чтобы их постояльцы привыкли к запаху и виду собак. Юрина самоотверженность потом очень помогла.
Дня через четыре лошади стали спокойнее, и борзятники возобновили занятия. Но тут выяснилось, что собаки рвались прочь от лошадей к своим владельцам. На сворках их держали конники. Борзые метались и могли попасть под копыта. Посовещавшись, мы нашли выход. Сами сели на лошадей. Вместо одной владелицы посадили молоденькую доярку Раю, а владелица шла рядом. На съемках доярку загримировали охотником.
К Рае мы с Верой Константиновной Амелунг ходили на скотный двор за молоком и как-то разговорились о том, какое вкусное у нее молоко, несравнимое с продававшимися в магазинах Москвы, на что Рая пояснила: «Я работаю честно, на флягу молока всего полведра воды.»
Чтобы была теснее смычка между лошадьми и собаками, пришлось и моему мужу сесть в седло. Он никогда не ездил верхом. Ему дали самого спокойного мерина, кандидата на выбраковку. Часто спотыкался. По кличке Нежданный. Коняга был очень мил. Быстро стал узнавать наших собак. С Федором у него сложились также добрые отношения благодаря кусочкам сахара.
Когда мужик выводил его из конюшни следом за другими всадниками, а я вела собак, приговаривая: « Где наши собаки?», - конь смотрел в мою сторону. Я тоже носила ему угощение, и вскоре он стал ржать при виде наших борзых.
Всадники с собаками шагом двигались по полю. Моя обязанность была страховать собак в случае каких-нибудь неладов с лошадьми. Чаще всего они случались с Нежданным. Спотыкаясь, он падал на колени. При этом Федор, обладая длинными ногами, бросив стремена, упирался в землю ногами. Это спасало его от падения.
Собаки, радуясь необычному положению лошади и хозяина, начинали крутиться вокруг морды Нежданного. Я хватала свору и оттаскивала собак, пока лошадь и всадник принимали обычное положение. Надо сказать, Федор очень любил собак, баловал их, и как результат - они были самые трудные в тренировке.
Первым к лошади в своре стоял Загар, за ним - его мать Плутовка и внучка Асунта. Загар часто лез под Нежданного и мерин подвигал его ногой в сторону, ни разу не причинив вреда. Занятия продолжались полтора-два часа утром и час вечером. В остальное время мы были предоставлены сами себе.
Тренер конно-спортивной школы часто делал замечания Фёдору по поводу слабого управления лошадью и предложил заниматься дополнительно. Он не учёл. что в манеже эти лошади работают не в одиночку, а группой. Нежданного вывели из конюшни, Федор водрузился и погнал его вперед. Оказавшись в одиночестве, конь, несмотря на все попытки всадника послать его в нужном направлении, под дружный смех наездников и конюхов, двигаясь задом, доставил его в конюшню.
Но время шло, и через месяц Федор освоил все виды верховой езды, а в случае какой-нибудь заварухи в цепочке двигающихся всадников, в один миг оказывался на земле, держа под узды коня. Это случалось, когда задирались кобели или что-нибудь не устраивало коней.
Так прошел весь сентябрь и половина октября. Профессионалы-наездники, оказавшись без работы, уехали. Лошади остались на попечении двух конюхов и борзятников. Чистые и ухоженные, они стояли в одной конюшне с бесприютными колхозными конягами, чьи гривы и хвосты никогда не освобождались от репейника.
Продолжение в следующей статье! Подписывайтесь, чтобы не пропустить!