Найти тему

Делать или не делать уроки вместе с ребёнком?

Иллюстрация Марии Бурановой для книги Михаила Логинова «История, или Как узнать правду из того, что верно лишь наполовину»
Иллюстрация Марии Бурановой для книги Михаила Логинова «История, или Как узнать правду из того, что верно лишь наполовину»

Делать или не делать с детьми уроки – сложный вопрос. Все дети разные – кто-то сам не справляется, приходится объяснять; кто-то ленится и нужно контролировать; кто-то забывает – нужно напоминать и т.д. И причины того, что мы делаем уроки вместе с детьми – тоже самые разные, в том числе, и повышенная тревожность родителей, переживание за будущее ребёнка.

Но повышенная опека, даже из самых лучших побуждений, не идёт на пользу. Дети привыкают, что им всегда помогают, за них исправляют, их контролируют, ими руководят. И если говорить о будущем, то с такими привычками ребёнок мало чего добьётся, будучи безынициативным и безответственным.

Что же делать?

Решать проблему поэтапно.

1. Для начала попытайтесь избавиться от «корня зла», то есть от причины – почему вы делаете уроки с ребёнком.

Иллюстрация Марии Бурановой для книги Михаила Логинова «История, или Как узнать правду из того, что верно лишь наполовину»
Иллюстрация Марии Бурановой для книги Михаила Логинова «История, или Как узнать правду из того, что верно лишь наполовину»

Материал непонятен? Пусть сначала переспросит у учителя, почитает учебник, поищет в интернете, постарается выполнить задание, а если не вышло, только тогда идёт за разъяснениями к вам.

Если ребёнок всё делает в последний момент и не успевает, нужно учить его тайм-менеджменту, грамотной организации времени. Пригодится не только для уроков! (точно поможет книга «ЧереПашка идёт в школу»)

Иллюстрация Марии Бурановой для книги Михаила Логинова «История, или Как узнать правду из того, что верно лишь наполовину»
Иллюстрация Марии Бурановой для книги Михаила Логинова «История, или Как узнать правду из того, что верно лишь наполовину»

А что, если ребёнку скучно делать математику, он хочет читать книги по истории? Значит, у него уже есть оформившиеся интересы. Может быть, и не нужно заставлять усилено зубрить то, что неинтересно? Базовые знания по таким предметам он получит в школе на уроках, а дома будет заниматься тем, что в дальнейшем поможет ему поступить в университет.

2. Ослабляйте контроль постепенно. Сначала вы всё делаете вместе, потом ребёнок приходит к вам только со сложными вопросами, на следующем этапе – проверяете только результат выполнения «домашки», а затем и вовсе «отпускаете ситуацию». Получил двойку – пусть сам исправляет! Спросите его, как он думает, что нужно для исправления? Наверняка, он знает ответ. Школа – это зона ответственности ребёнка.

Иллюстрация Марии Бурановой для книги Михаила Логинова «История, или Как узнать правду из того, что верно лишь наполовину»
Иллюстрация Марии Бурановой для книги Михаила Логинова «История, или Как узнать правду из того, что верно лишь наполовину»

3. Мотивируйте учиться. Вместе ходите в музеи и смотрите на то, что сейчас проходят в школе на уроках биологии, географии, истории, литературы, чтобы материал становился наглядным. Читайте весёлые познавательные книги, например, издательства «Абраказябра», смотрите научно-популярные фильмы, встречайтесь и разговаривайте с людьми, чья профессия интересна ребёнку.

4. Будьте в курсе, но не «не отсвечивайте». Интересуйтесь проблемами и сложностями ребёнка, пусть он рассказывает вам про уроки, учителей, одноклассников. Вы можете помочь советом и, когда вас попросят, делом.

5. Хвалите за заслуги, а неудачи обсуждайте. Если ребёнок сам не придумал выход, тогда вместе ищите решение.

Иллюстрация Марии Бурановой для книги Михаила Логинова «История, или Как узнать правду из того, что верно лишь наполовину»
Иллюстрация Марии Бурановой для книги Михаила Логинова «История, или Как узнать правду из того, что верно лишь наполовину»

И обязательно говорите ребёнку, что вы любите его, несмотря на отметки! Самое главное для него – ваша поддержка!

Делая уроки сам, ребёнок учится:

  • быть самостоятельным, у него появляется своя зона ответственности – школа;
  • грамотно распределять своё время – успевать и вовремя сделать уроки, и поиграть;
  • спрашивать, находить и проверять информацию.

Доверяя ребёнку, вы бережёте свои нервы и время, остаётесь с ним в хороших отношениях, потому что «без боя» ни одно совместное выполнение уроков не обходится.