Старшеклассники часто не хотят говорить о будущем: о поступлении, профессии, учебе, экзаменах. Это возмущает, обижает и приводит в растерянность мам и пап. Ведь они хотят как лучше, беспокоятся о будущем детей. А в ответ на свою заботу натыкаются на острые «колючки» подростковой агрессии: «Не знаю, мне все равно!», «Мне не нужны твои советы, сам разберусь!», «Не хочу об этом говорить, отстань!»
Из статьи узнаете, почему дети ведут себя агрессивно, когда речь заходит о будущем и получите рекомендации, которые помогут наладить диалог с подростком и создать условия для открытого общения.
Почему дети так себя ведут?
Чтобы поддержать ребенка, нужно понимать причины его поведения.
Поиск независимости. Психика подростка развивается, дети меняются, стремятся к самостоятельности и независимости. А родители не успевают перестроиться — продолжают опекать и чрезмерно контролировать. Подростки воспринимают вопросы и замечания взрослых как давление и вторжение на свою территорию. Поэтому защищают границы как умеют, и часто это агрессия и упрямство.
Гормональная перестройка. Быть подростком непросто — гормональная перестройка усиливает эмоции, а умения с ними справляться еще нет. Из-за этого небольшие трудности и мелочи воспринимаются как катастрофа, что приводит к резким реакциям и раздражительности.
Внутреннее напряжение. Колючки подростка защищают внутреннюю уязвимость. Чем больше внутри неуверенности, страхов, тревоги, растерянности — тем толще броня. Тем больше у ребенка возмущения и несогласия.
Подросток может бояться, что взрослые не поймут, что его проблемы не важны для мамы и папы. Поэтому будет отталкивать родителей словами, избегать общения и конфликтовать. Будет отвергать помощь, но это не значит, что она ему не нужна.
Чем больше у ребенка защит, тем больше он нуждается в поддержке родителей.
Страх будущего, давление общества. Школа и социум давят на подросших детей, вынуждая определяться с будущим. Взваливают слишком много на детскую неокрепшую психику.
«Нельзя ошибаться, нужно сейчас выбрать профессию», «от балла на экзамене зависит твое будущее», «аттестат — это пропуск в жизнь».
Подростки хотят соответствовать ожиданиям родителей, общества, друзей. Это вызывает страх быть «не таким, как надо» и гиперответственность.
Неопределенность будущего, проблемы с самооценкой, страх неудачи приводят к высокому уровню стресса и фоновой тревоге.
Это выливается в защитные реакции: агрессию, нежеланию общаться и избеганию разговоров, связанных с будущим.
Такое поведение не отражает внутренние желания и намерения подростка, а является сигналом, что ему нужна помощь.
Как помочь вашему подростку?
Создайте поддерживающую атмосферу. Поощряйте ребенка открыто говорить о его переживаниях, слушайте без осуждения и поддерживайте. Учите понимать свои чувства и справляться с ними.
Почаще говорите, что любите его безусловно, что ваша любовь не уменьшается от любых его эмоций и поведения.
Избегайте давления на ребенка, уважайте его границы. Позвольте подростку самостоятельно принимать решения в определенных рамках. Уважайте его мнение и интересы, поддержите его выбор.
Это поможет ребенку чувствовать себя спокойно и безопасно, сопротивление снизится, потому что незачем станет с вами бороться.
Обратитесь к психотерапевту при необходимости. Бывает, что подросток не справляется со своими переживаниями. В этом случае ему нужна помощь психотерапевта.
Обратите внимание на любые перемены в эмоциях, поведении и привычках.
Например, ребенок перестал любить то, что обычно делал с удовольствием, не спит или спит много, не ест или ест намного больше обычного, стал часто кричать или совсем притих и так далее.
Снижайте стресс от учебы и будущих экзаменов. Не ругайте за ошибки и не делайте из них катастрофу. Транслируйте, что ошибки – это жизненные ступеньки и важный опыт.
Хвалите и поощряйте ребенка за малейшие успехи, а больше всего — за усилия и старания на пути к цели.
Это поможет подростку воспринимать экзамены как обычный этап в жизни, а не то, от чего зависит его судьба.
Делайте будущее для ребенка прозрачным и определенным. Не пугайте ужасным будущим, концентрируйте внимание подростка не на избегании неудач, а на том, чего он хочет достичь.
Задавайте открытые вопросы, например, «Кто из известных людей вдохновляет тебя и почему?», «Если бы ты мог создать свой собственный бизнес, чем бы ты занимался?», «Какие качества ты ценишь в людях, работающих в разных профессиях?»
Переключите его с того, что он не может контролировать и прогнозировать (результат экзаменов), на то, чем он точно может управлять. Например, на выбор вуза по его личным критериям и предпочтениям.
Все это даст ребенку спокойствие и уверенность, снизит уровень стресса. Защитных реакций и упрямства будут меньше, и ваш подросток будет готов обсуждать будущее без сопротивления и страха.
У нас для вас отличная новость! Выбор вуза станет увлекательным квестом, если вы и ваш ребенок воспользуетесь нашим бесплатным онлайн-проектом по поиску нужных учебных заведений.
В нем из максимально полного списка колледжей, университетов и академий вы выберете нужные по своим параметрам и желаниям. И скачаете индивидуальную карту учебных заведений.