Здравствуйте, друзья. Сегодня на нашей волне мы продолжим разбирать общественные дискуссии на разные темы. Сегодня акция "два по цене одного". Предупреждаю, что это лонгрид.
Мы оптом пройдёмся по демографическому и жилищному вопросу. Тем более они взаимосвязаны.
Сейчас государство решило вплотную заняться вопросом повышения рождаемости. И на эту тему, конечно, мы слышим массу предложений. Одно смешнее другого.
В ходе дискуссий о рождаемости люди быстро упираются в жилищный вопрос. Ведь молодым семьям жить негде. По этому поводу тоже есть много предложений. От ликвидации рынка жилья, как такового, до насильственного переселения людей прямиком в ХIХ век. Тогда же в поле по 5 детей рожали (выживало в среднем 2). Всем известно.
Как всегда. Все спорят до хрипоты, и никто ни в чём не хочет разбираться.
Во первых, я ни от кого не слышал вопросов: "а, собственно, сколько нам надо людей? И каких?"
Потому, что увеличить население можно за счёт мигрантов отовсюду. Раздавай паспорта и виды на жительство направо и налево, и делов.
Но, похоже, это не то, что мы хотим. Верно?
Да и опыт ЕС показывает, что мигранты не плодятся как кролики. Уже в третьем поколении рождаемость у них становится ровно такой же (а-то и ниже из-за бедности) как у титульного вымирающего населения.
Выходит, мигрантов надо завозить постоянно. А есть их столько вообще?
Но нет, нам нужно население, которое может поддерживать нашу экономику и вносить в неё не меньше, чем получает. А ещё нам надо, чтобы население было носителем нашей, а не чужой культуры.
И вот такого населения за границей не густо.
И вот мы приходим к рождаемости. Она уверенно обосновалась ниже уровня воспроизводства населения. Причём, это случилось не вчера, а лет 50 назад, если брать территорию современной России.
Социологи подкатывают к населению с нескромными вопросами, и спрашивают: "А чего вы собственно не рожаете? Часики-то тикают. Судного дня, которые."
А население им, в основном, отвечает, что денег нет. Потом садится в самолёт и летит отдыхать в Турцию.
Но по внутреннему ощущению денег действительно нет. Вы только посмотрите сколько стоит однушка в Москве! Разве ж на неё заработать на средней работе?
Ничего не выйдет.
Но москвич (к примеру) может за вменяемый срок накопить на двушку и даже трёшку практически в любом райцентре нашей необъятной Родины. А если дом в сельской местности покупать, то там вообще можно накопить за год-два. Вот и решён жилищный вопрос. Жилья в стране полно. Даже с земельными участками. Простор и природа, все дела.
Но люди готовы платить ипотеку в большом городе, а переезжать в маленький - не готовы. Значит дело не в жилье.
Жильё нужно не абы какое. Надо, чтобы рядом была работа с хорошей зарплатой, а также социальная инфраструктура. А будут деньги - подтянутся и развлечения.
И тут мы подцепили реальную проблему наших дней. Её огромность поражает, поэтому, в ту сторону предпочитают не смотреть. И не говорить на эту тему.
Мы не можем предложить среднему человеку такую работу, чтобы ей он окупал свой достойный уровень жизни.
Единственное место, где это возможно - большой город. Но в большом городе население занято в основном логистикой, а не производством. Потому, что так выгодней. И есть ещё строительный сектор, который работает как Робин гуд наоборот. Забирает деньги у бедной периферии (люди их сами везут в большой город, чтобы там купить жилплощадь) и питает богатый мегаполис.
Это порождает положительную обратную связь и самоудорожание недвижимости: инвесторы покупают недвижимость, чтобы припарковать свои деньги. Она ж дефицитная. В цене постоянно увеличивается. Авось, продастся подороже. В итоге цены на жильё увеличиваются в основном из-за инвесторов. И каждый думает вовремя соскочить, если вдруг что.
При этом, в больших городах рождаемость ниже плинтуса. По всей Земле одинаковая история.
Иии, глядите, какая трагикомедия:
Человек продаёт чего-нибудь в регионе, получает деньги. Везёт их в мегаполис и меняет на жилплощадь по завышенному курсу. До недавнего времени можно было приехать и без денег, а потом работать без устали, десятилетиями выплачивая ипотеку. После чего, за 1-2 поколения род в этом мегаполисе прерывается. Не у всех, но история вполне типичная. И кому, спрашивается, это всё?
Это как будто у ванной вынули сливную пробку, и вода (в виде людей и ресурсов) уходит, весело закручиваясь в воронку.
Дело довольно бесперспективное.
Так, что жилищной проблемы на самом деле нет. Она за пару поколений такой динамики должна решиться. Кто сможет - уедет в мегаполис, где его дети или внуки благополучно пропадут, не оставив потомства. В итоге у нас получится пустая квартира в мегаполисе и пустая жилплощадь на периферии. Бери - не хочу.
А есть проблема занять людей полезной работой, которая смогла бы их прокормить на достойном уровне. Если б это легко можно было сделать, то инвесторы не вкладывали бы деньги в квартиры. Они бы вкладывали в производство в малых городах. И ходили бы с полными карманами прибылей.
Но мы этого не наблюдаем. Потому, что прибылей там нет. А там, где есть - производство уже функционирует.
Причём данная проблема появилась не вчера и даже не 30 лет назад. Падающий возврат основных производственных фондов заметили ещё в 60-е.
Это всё разделение труда виновато. Проще и выгоднее что угодно производить поточным методом. Чтоб прям шёл вал продукции. Только в этом случае окупится всякая автоматизация. Тогда товара будет больше, а народу, занятого в производстве - меньше.
В идеале остаётся вообще один завод, который обеспечивает продукцией всех.
И вокруг него всё колосится. В экономическом плане, конечно. Но вот всё, кроме продукции этого завода, приходится у кого-нибудь покупать. И возить.
Отсюда такая важность транспортной сети и логистических узлов. На этом мегаполисы и поднимаются. Там же основная статья дохода не производство, сами знаете.
И если мы решим чего-то производить, то сразу попадём в международную конкуренцию с большим автоматизированным заводом, который даёт вал продукции. То есть дело непростое. А чего ещё предложить людям, которые живут не в логистических узлах?
Вот чем отличался традиционный уклад от индустриального, так это тем, что он обеспечивал полную занятость. Правда, что производилось, то и потреблялось. товаров было мало.
Вот примерно этот принцип на новом технологическом уровне и придётся организовать. Но размышлять о таком слишком сложно. Поэтому оставим эту тему и вернёмся к нашей рождаемости.
Мы рассмотрели причину, почему народ утрамбовывается в большие города, когда у нас средняя плотность населения 8 человек на квадратный километр. Живи - не хочу. И констатировали факт, что в большом городе люди заводят детей куда менее охотно.
А теперь следует ответить: а если жилплощадь есть и возраст подходящий, и зарплата тоже ничего, то что мешает завести семью и детей в большом городе?
Если провести опрос на эту тему, то вам выкатят кучу объяснений. Начиная от того, что мужчины/женщины испортились, заканчивая тем, что люди оболванены деструктивный пропагандой врагов Родины. А знаете, почему? Потому, что человек существо, которое может подвести рациональную базу под любое своё иррациональное желание.
Никто не пробовал спрашивать у людей: "а собственно зачем тебе дети?"
Когда ты в своей бытовой и повседневной жизни постоянно утыкаешься в то, что работы много, а людей мало (как в деревнях 200 лет назад), то на это вопрос легко ответить. Ребёнок ест меньше взрослого, а полезную работу может выполнять уже лет в 6-7. И никуда он не денется, работа-то на благо семьи.
Поэтому вражья пропаганда бездетности (которая якобы дурит голову гражданам), а уж тем более зелёная шиза с её человеконенавистнической повесткой, лет сто назад были бы восприняты как тяжёлая форма психического заболевания. А сейчас ничего - заходит.
Потому, что людей вокруг много. А работы, которую можно поручить детям - наоборот мало. Ребёнок с экономической точки зрения не выгоден. К тому же... Какие неосознанные желания рождаются у Вас в подсознании в переполненном троллейбусе зимой в 7 утра по пути на работу? Именно на это вы натыкаетесь в повседневной жизни. По-сто-ян-но.
Улитки у меня в аквариуме не умеют рационализировать. Но они находятся в полной безопасности, комфорте и с хорошим питанием. Это сперва даёт всплеск численности, а затем, вдруг, они перестают плодиться. Чего меняется, не ясно. Но уверен, если бы они умели, то подвели бы под это поведение какой-то рациональный базис.
Отсюда выходит, что рождение детей сейчас это волевой акт, который не преследует корыстных целей. К тому же дети ещё долго будут требовать вложения большого количества времени, сил и денег.
Для отделённого от рода человека, который может выживать один и не строит планов на будущее дальше собственной жизни - сомнительное предприятие. А большой город предполагает, что таких людей в нём много. Если не большинство. Образ жизни предполагает.
Так, что на наших глазах свершается естественный отбор.