Найти тему
Всё о мире Толкина

Почему образ Саурона в сериале "Кольца Власти" провален?

Оглавление

Хотя сериал «Кольца Власти» закономерно разочаровал большую часть аудитории, знающей и любящей творчество Толкина, тем не менее, сериальный образ Саурона, исполненный актером Чарльзом Викерсом, понравился многим. Некоторые даже рассматривают его как качественное воплощение на экране толкиновского образа Саурона. Однако, в действительности к толкиновскому Саурону он имеет весьма отдаленное и опосредованное отношение.

Саурон в прекрасном обличии Аннатара, Владыки Даров, автор — Ralph Damiani.
Саурон в прекрасном обличии Аннатара, Владыки Даров, автор — Ralph Damiani.

Ключевой сюжет, связанный с Сауроном в истории Колец Власти — то, как от временного раскаяния (пусть и, по крайней мере частично, вызванного страхом перед Валар) и попытки творить добро он через соблазн тирании «во благо» (деконструкция утилитаризма) приходит к повторному падению, делающему из него нового Темного Властелина (так же, как в сюжетах Толкина падение Нуменора — «ремейк» древнего падения людского рода, а история эльфов Эрегиона — в некотором роде «ремейк» истории Феанора). Финалом его падения стало создание Единого Кольца, явившееся предательством по отношению к Келебримбору, и последующее уничтожение Эрегиона и убийство Келебримбора, сопровождавшееся жестокими пытками и глумлением над его телом. Но это повторное падение требует того, чтобы сначала Саурон действительно раскаялся:

«Когда рухнул Тангородрим и низвергнут был Моргот, Саурон вновь принял прекрасный облик и смиренно преклонился перед Эонвэ, глашатаем Манвэ, и отрекся от былых злодеяний. И полагают иные, будто поначалу он не лицемерил, но и впрямь раскаялся, пусть даже из одного только страха, – в такой ужас повергли его падение Моргота и великий гнев Владык Запада. Но не во власти Эонвэ было даровать прощение себе подобным, и повелел он Саурону возвращаться в Аман и там предстать перед судом Манвэ».
(с) «Сильмариллион».
«Когда Изначальный Враг терпит сокрушительное поражение, Саурон в страхе раскаивается, но в итоге не является, как ему приказано, на суд богов. Он остается в Средиземье. Очень медленно, начиная с благих побуждений, – преобразования и восстановления разоренного Средиземья, «о котором боги позабыли», – он превращается в новое воплощение Зла и существо, алчущее Абсолютной Власти».
(с) Письмо Толкина №131.
«Саурон, конечно же, не был «зол» изначально. Он был одним из тех «духов», кого склонил ко злу Изначальный Темный Властелин (Изначальный Бунтарь в плане вторичного творчества) Моргот. Когда же Моргот был повержен, Саурону дали возможность раскаяться, но он не смог вынести унизительного отречения и о прощении молить не стал; так что его временное возвращение к добру и «благу» закончилось еще более грандиозным отступничеством, пока он не стал главным воплощением Зла последующих эпох. Но в самом начале Второй эпохи он был еще прекрасен с виду или мог до поры принимать прекрасное зримое обличие, и на самом деле не вполне предался злу, если только не считать, что всецело преданы злу все «реформаторы», желающие ускорить «реконструкцию» и «преобразование», — еще до того, как их изгложут гордыня и жажда утвердить свою волю».
(с) Письмо Толкина №153.

В сериале сцена покаяния перед Эонвэ отсутствует — напротив, в первом сезоне он предстаёт в качестве «преемника Моргота», а во втором сезоне атрибутом его власти оказывается морготова корона. Его отречение от Моргота в сериале объяснено не раскаянием и даже не страхом после победы Валар, а тем, что, мол, Моргот его самого тиранил — этот мотив он озвучивает в разговоре сперва с Галадриэль, а потом с Келебримбором (эта мотивация имеет каноническое обоснование, но мотивы Саурона к ней у Толкина не сводятся).

Характерно, что о процессе повторного падения Саурона Толкин говорит как о постепенном или даже «очень медленном» — поскольку поначалу тот и правда пытался творить добро, а развратило его в том числе и почитание со стороны тех разумных существ, которым он в начале Второй Эпохи оказывал помощь (надо думать, речь идёт о людях и эльдар Средиземья, а также, возможно, о дворфах и авари) и которые восторгались его мудростью:

«Когда он обнаружил, как сильно восхищаются его знаниями все прочие разумные существа и как легко на них влиять, гордыня его возросла беспредельно».
(с) Письмо Толкина №183.

Что в сериале осталось за скобками?

1.

Саурон в своих владениях запрещал оркам покидать подземные убежища, то есть нападать на других разумных существ, ограничивая тем самым их хищническую деятельность:

«Уцелевшие при разрушении Белерианда орки бежали в укрытия в северных частях Туманных и Серых гор, где они вновь приумножились в числе. Однако, восточнее тех мест их было куда больше, а сами они происходили из более сильной разновидности потомков Морготова Царства. Будучи долгое время оставленными без хозяина, со времён осады Тангородрима, они стали дикими и неуправляемыми, охотящимися друг на друга и на людей (будь те добрыми или злыми). Когда Мордор и Барад-дур были основаны, Саурон запретил подвластным ему оркам покидать укрытия, в то время как восточные орки, не трепещущие от ужаса или силы эльдар, а также от доблести эдайн, в открытую не подчинялись ему. Когда Саурон был вынужден носить прекрасный облик, чтобы совращать Людей Запада и эльфов, те орки стали насмехаться над ним и презирать».
(с) «Природа Средиземья».

Поведение Саурона как минимум отчасти было мотивировано корыстью (нежеланием демаскировать себя перед народами Запада), но, так или иначе, он держал подчиненных ему орков в неких рамках и не давал им бесконтрольно терроризировать окружающих разумных существ и друг друга — чем занимались орки на востоке Средиземья, неподконтрольные Саурону. В сериале, наоборот, в конфликте Саурона и орков во главе с Адаром орки выглядят скорее жертвами — Саурон ставит на них изуверские опыты, в то время как Адар даже показывает определенную договороспособность.

2.

Саурон правил тиранически, но уровень жизни под его властью, по крайней мере, поначалу, рос — во всяком случае, среди лояльных и близких к нему людей.

«И у этого злого создания было много имен, но эрухиль звали его Саурон, а люди Средиземья (когда они вообще осмеливались произносить его имя) обычно именовали его Зигуром Великим. И он стал великим королем в срединных землях и поначалу был хорош на вид и справедлив, и его правление приносило пользу людям во всех нуждах их тел; ибо он сделал богатыми всех, кто бы ни служил ему. Но те, что не хотели склонить голову, были изгнаны в пустынные земли».
(с) «Потопление Анадунэ».
«Но способность Саурона соблазнять души и даже ставить их себе на службу, была остатком того, что его первоначальное желание "править" действительно предусматривало хорошее благосостояние (особенно материальное) его "подданных"».
(с) «Преображенные Мифы».

В сериале Саурон никак не помогает людям и иным жителям Средиземья в улучшении их жизненных условий (единственное исключение — проект Колец Власти, но там он, видимо, изначально «списал» эльфов). Вместо этого он ставит опыты на орках в некой северной крепости, а потом вообще безо всякой видимой причины плавает по морю на плоту. Его провозглашают королем Южноземелья, но он ничуть не беспокоится о своих «подданных». Проще говоря, в сериале Саурон нигде не выступает в амплуа персонажа, пытающегося загладить ошибки прошлого и изменить мир к лучшему, а сразу приступает к борьбе за власть.

Для Толкина история всякого злодея, начиная с первозлодея его мира, Мелькора-Моргота — это история саморазрушения, извращения изначально благих индивидуальных черт во зло.

О Мелькоре сказано:

«Так от величия через высокомерие он пришел к презрению ко всему, кроме себя самого: дух разрушающий и безжалостный. Мудрость подменил он коварством, искажая и подчиняя своей воле все, чем желал воспользоваться, став в итоге бесчестным лжецом».
(с) «Сильмариллион».

То же самое относится и к Саурону:

«В Сауроне еще были остатки добрых намерений, с которых он начинал: его достоинство (и причина падения) в том, что он любил порядок и согласование, и не терпел путаницы и бесполезных ссор <...> И хотя (из стремления к добру, или из рациональных мотивов) все эти планы, приказы и организации были направлены на добро для обитателей Арды (пусть даже включающее в себя право Саурона быть их верховным Властелином), "замыслы" его одинокого разума стали единственной целью его воли, "вещью в себе"».
(с) «Преображенные Мифы».

Проще говоря, в рамках авторской концепции Толкина зло — извращение (выражаясь толкиновским языком — искажение) добра. Но в том-то и дело, что в сериале нигде не видно, чтобы Саурон, условно говоря, «благими намерениями вымостил себе дорогу в ад» (как нет и ни одного момента, где бы он испытал подлинное желание раскаяться), ведь его действия изначально служат причинению вреда другим существам (даже не в смысле желания подчинить их, как у Толкина, а в смысле их уничтожения). Он разрабатывает план превращения Южноземелья в Мордор (то есть рукотворной экологической катастрофы) и он же натравливает Адара на Эрегион (у Толкина Саурон напал на него лишь после того, как эльфы разоблачили его самого и разгадали его замыслы), а созданные для дворфов Семь Колец начинают приносить дворфам вред буквально сразу же, ведя к гибели Дурина III в столкновении с балрогом (у Толкина это произошло лишь во второй половине Третьей Эпохи) и династическому кризису.

Для сравнения, у Толкина Саурон под личиной Аннатара явился в Эрегион около 1200 года Второй Эпохи («Неоконченные предания Нуменора и Средиземья»), к созданию Колец Власти совместно с эльфами Эрегиона он приступил лишь около 1500 года, а завершены они были примерно к 1590 году — то есть до создания Единого Кольца около 1600 года Второй Эпохи (я использую хронологию из приложений к «Властелину Колец») эльфы и Аннатар продуктивно сотрудничали уже около четырехсот лет (видимо, и до создания Колец Власти у них были какие-то совместные проекты по исцелению Средиземья). Конфликт на почве попыток Саурона сперва угрозами, а потом силой отобрать у эльфов Кольца возник уже после того, как эльфы (справедливо) сочли создание Единого, Правящего, Кольца покушением на свою свободу, а Саурон интерпретировал их действия как «предательство»:

«Но эльфов не так просто было захватить врасплох. Как только Саурон надел Единое Кольцо на палец, эльдар узнали о Сауроне, и постигли его истинную суть, и поняли, что он желает стать господином над ними и над всем, что создали они. Тогда в страхе и гневе они сняли свои кольца. Саурон же, обнаружив, что его предали и что эльфов обмануть не удалось, преисполнился ярости и пошел на них войной, требуя, чтобы все кольца переданы были ему, ибо без его познаний и совета эльфийские кузнецы не сумели бы создать их. Но эльфы бежали от него; три кольца удалось им спасти, унести далеко прочь и сокрыть от врага».
(с) «Сильмариллион».

Есть два способа вызвать сочувствие (которое не тождественно одобрению его поступков) к злодею. Можно показать, что в нем было что-то хорошее, что со временем было извращено во зло — а можно упоенно показывать, как он «крут» на фоне окружающих дурачков, неспособных ему сколько-нибудь серьёзно противостоять, и ткать ему историю в духе мотива «тяжелое детство, деревянные игрушки» (с рассказами сериальному Келебримбору о том, как его мучил Моргот). Создатели сериала, к сожалению, избрали второй путь.

Автор статьи - Balduin. Публикация статьи на Дзене одобрена автором. Оригинальный материал - здесь.

-2

Вступайте в группу ВКонтакте - самый масштабный информационный ресурс о мифологии Толкина в СНГ!