("Хеллбой: Проклятие горбуна", Hellboy: The Crooked Man, 2024, США и др.)
Негоже, конечно, сравнивать легендарного Хеллбоя с не менее легендарной стюардессой из анекдота.
Однако регулярное выкапывание кинотворцами этого персонажа, дабы заставить его наконец-то удовлетворять зрителей, ну очень уж смахивают на эксплуатацию теми пилотами их, мягко говоря, неживой коллеги.
Напомню, что при всей замечательности дилогии дель Торо (2004 - 2008) и харизме Хеллбоя №1 Рона Перлмана, в прокате фильмы с ним показали не лучшие результаты. Отчего франшиза была закрыта на следующие 11 лет, пока в 2019-м её не попытались перезагрузить. В другой кинокомпании (Millennium Films), с другим режиссёром и актёром под толстым-толстым слоем хеллбойского грима - Нилом Маршаллом и Дэвидом Харбором.
Однако всё обернулось ещё хуже. На сей раз уже бесспорным кассовым провалом, жёстким избиением картины зрителями и критиками, а в качестве "фаталити" - 5-ю номинациями на Золотую Малину. Пусть не выигранными, но тем не менее.
Казалось бы, какие ещё намеки должна подавать Судьба, чтобы стало ясно: ну не сварите вы каши с этим супергероем. Да, - оригинальным, ироничным и по-хорошему хулиганским. Но вот поди ж ты, не люб он массовому зрителю настолько, чтобы ваши вложения в него окупались.
Но в Millennium Films рассудили иначе.
Послав Судьбу с её намёками куда подальше, упёртые буржуи сделали из провала "Хеллбоя" Маршалла выводы. Просто сокрушительные: 1) опять меняем режиссёра, 2) опять меняем актёра, 3) переносим сюжет в прошлое, а конкретно в 1950-е, 4) превращаем нового "Хеллбоя" в 100% ужастик, 5) PROFIT!
Как думаете, сработало?
Правильно думаете: не-а, не сработало!
Очередную эксгумацию стюардессы Хеллбоя на большой экран делал, в принципе, мужик опытный - Брайан Тейлор. Тот самый, кто со своим соавтором Марком Невелдайном запомнился нам дилогией "Адреналин" со Стэйтемом и "Геймером" с Батлером. Только без соавтора у Тейлора-одиночки получились лишь бледный сиквел "Призрачного гонщика", да средненькая комедия "Безумные родители"; все с Н. Кейджем.
И в "Проклятье горбуна" Брайан, к сожалению, эту горькую традицию не сломал. Наоборот, лишь укрепил и забетонировал.
Новый "мистер Красный", Джек Кеси ("Форпост", "Цикада 3301" и др), тоже парень небесталанный. Но про его игру в этом образе уместно сказать одно: да, он вроде бы старался. И пару-тройку циничных шуток ему засчитать можно. А в целом же впечатление от его Хеллбоя... никакое. Или чуть выше среднего, если вы найдете российский дубляж с грубым, басовитым голосом этого персонажа (я наткнулся на два варианта; второй, от некой LineFilm, абсолютно бездарный - нейросеть, и та бы бы лучше озвучила).
Иными словами, из трёх существующих на данный момент киноХеллбоев версия от Кеси - самая вялая и неинтересная. Просто шастает хмурый мужик по лесу в красном тулупе дьябло-гриме и пытается косплеить ужимки Рона Перлмана. Ясен чёрт, неудачно, да и кто бы сомневался.
Что же касательно переноса сюжета в 1950-е и перевода его на рельсы хоррора...
Если сравнить классического "Хеллбоя" дель Торо с заводным рок-н-роллом, то "Хеллбой" Тейлора - что-то типа "Дубинушки" или "Черного ворона" (при том, что действие здесь происходит именно в эпоху рок-н-ролла). То есть он такой же тягучий, заунывный и безрадостный. Да вдобавок снят во всех "оттенках серого", особенно в сумерках - то есть, считай, 2/3 фильма.
Разве что начало "Проклятия горбуна" ещё даёт надежду на разухабистую движуху, но это ненадолго.
Вот Хеллбой, его очередная напарница из Бюро Паранормальных Исследований Сонг (Аделин Рудольф) и некий статист в костюме сопровождают на поезде контейнер... с большим пауком-мутантом. Паук, естественно, сопеть в тряпочку не пожелал. Вырвавшись из ящика, он откусил башку статисту и айда кошмарить остальных.
В итоге их шумных догонялок контейнер слетел с поезда под откос, паук задал дёру и сгинул в какой-то шахте, а Хеллбой и Сонг стряхнули с себя обломки своей рации и...
А что им ещё оставалось? Мобильников в ту пору не было, и они пошли по лесу искать телефон, чтобы доложить начальству о грандиозном неуспехе операции.
Лес оказался даже чересчур дремучим - ни одного таксофона в нём не нашлось. Зато нашелся хутор, где в лучших традициях ролевых игр герои нашли себе новый квест. При том, что дела хуторян их вообще не касались. Но Хеллбой, поводив красными ноздрями по ветру, внезапно учуял присутствие нечистой силы. Что означало "Ну всё, кабздец деревне!".
Так и втянулись он и Сонг в банальную разборку местных паренька и ведьмочки с местным же и. о. Зла. Ага, во что-то вроде типичной деревенской страшилки про "восставшего из ада", кровожадного барина. В историю, что по меркам Хеллбоя - всё равно что для Илона Маска ехать и самому разбираться с поставкой туалетной бумаги на один из своих заводов. Сущая ерунда по сравнению с тем, с чем Красный боролся в предыдущих фильмах.
***
В общем, унылая фигня, очей разочарованье.
С чего вдруг Millennium Films решили, что омрачнение до хоррора взбодрит эту франшизу, Хеллбой бы их знал. Однако оно не только не взбодрило, но и, похоже, вогнало последний гвоздь в её гроб - 15-кратные (!!!) убытки в прокате при бюджете в 20 млн. $.
Как сказала бы здесь Судьба: ну даже если вы ТАКИЕ намёки не понимаете, то я прямо-таки не знаю, не знаю...
Короче говоря, снова мимо. Причем мяч пролетел ещё дальше от штанги, чем пять лет назад.
...Но я точно не удивлюсь, если через пятилетку Millennium рискнёт пробить по этим воротам снова. С каким-нибудь ещё более унылым режиссёром и более бледным актёром в роли Хеллбоя.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):