(The Outpost, 2020, США)
Глядя на то, какую жирную кассу собирают по миру китайские военно-патриотические боевики "Война волков", "Операция в Красном море", "Операция "Меконг" и др., голливудчики заёрзали на своих обитых бархатом табуретках. И поняли, что отдавать без сопротивления этот сектор кинорынка им будет и непрактично, и несолидно.
Как будет несолидно им устраивать такое же, как у китайцев, экшен-варьете; за него в Америке ныне отвечает Сталлоне со своими ностальгическими тусовками "Неудержимых".
И вот, почесав многомудрые головы, киноделы решили "можем повторить" такие суровые ленты, как "Падение "Чёрного ястреба", "Уцелевший" и "13 часов: Тайные солдаты Бенгази". Для чего им требовалось немного: столь же драматичная история, желательно случившаяся в 21 веке.
- Эй, вояки! - зычно крикнули они под окнами Пентагона. - А ну напомните, какие ещё у вас недавно падали "ястребы", чьи истории мы пока не экранизировали?
Долго ждать ответа не пришлось.
Тотчас в Пентагоне открылась форточка, откуда вылетела и упала к ногам кричавших книжка некоего Джейка Таппера. С красноречивым и ничуть не пафосным названием "Форпост: Неописуемая история американской доблести".
А рассказывалось в книжке о сражении у афганского села Камдеш, где в 2009 году случился жёсткий замес на блокпостах миротворческой Коалиции. Которые были атакованы пятикратно превосходящими силами талибов и оборонялись в поте лица целых 12 часов.
- Во, ништяк! Самое то! - обрадовались голливудчики. И, подобрав книжку, бросились снимать по ней кино ценою 18 млн. $. Ради чего даже пригласили в проект не только Танцующего С Волками Падавшего С Ястребами Орландо Блума, но даже Иствуда с Гибсоном!..
...То есть я имею в виду Скотта Иствуда и Майло Гибсона, взрослых сыновей Клинта и Мэла, а не их самих. Что, кстати, без шуток, тоже вполне достойный выбор. Особенно Иствуд-младший, на котором, вопреки расхожему мнению, природа не отдохнула. Парень он и впрямь не бесталанный, хотя до батиного культового уровня вряд ли дорастёт.
Сюжет разбит на главы довольно оригинально. Каждая из них названа фамилией офицера, командовавшего форпостом в определенный отрезок времени.
Как и почему менялись командиры - тоже целая череда захватывающих историй, где будет место и перестрелкам, и другим военным приключениям. Но главное и наиболее интересное из них, это, безусловно, тот самый 12-часовой бой, на котором, к счастью, не бюджет не экономили и которому отведена вся вторая половина 2-часовой картины.
И уже в первые её минуты ясно, какой именно это будет бой.
Вот новоприбывшие в Камдеш солдаты вылезают из вертолёта... и натурально охреневают! Потому что угодили они в потенциальный котёл: воинский гарнизон находится на дне ущелья, и виден как на ладони со склонов окружающих гор. Взять которые под контроль американцы и их союзники попросту не в силах. И вдобавок их авиаподдержке никак не прибыть сюда ни по первому свистку, ни даже по третьему. Чем противник активно и пользуется, подвергая форпост частым обстрелам из пулемётов, гранатомётов и миномётов.
А уж когда в Камдеш вторгаются сразу несколько сотен талибов, они тем более не упускают шанс загнать миротворцев в адский котёл и хорошенько их там поварить. Что показано достаточно масштабно, жёстко, пиротехнично и драматично. Не хуже, чем в "Чёрном ястребе", разве что там полем битвы был целый город (Могадишо), а тут - продуваемая всеми свинцовыми ветрами, укреплённая база в глубоком ущелье.
Однако, если учесть, что у Ридли Скотта лежали в кармане 92 миллиона, а у режиссёра "Форпоста" Рода Лури в пять раз меньше, за такую крепкую работу ему и подавно не стыдно.
***
В общем, и фильм интересный, и посыл до зрителя он доносит правильный.
Не знаю, какую мораль гнёт книга-первоисточник, но в её экранизации почти нет ни надрывной героики, ни иной звездно-полосатой патетики. "Какого хрена они все здесь забыли, и почему их сделали для врага столь легкими мишенями?" - такая простая и по-человечески понятная мысль транслируется авторами "Форпоста", а всё, что делают их герои, это лишь пытаются выжить под шквальным огнём. Причем каждый из них отнюдь не терминатор, как герои "Уцелевшего", что тоже идёт фильму в зачёт.
Короче, не пропустите: наверняка перед нами лучший военный драм. боевик 2020 года, и вряд ли за оставшиеся 5 с лишним месяцев его кто-то в этом поджанре переплюнет.