(Dark Web: Cicada 3301, 2021, США)
Как учит нас великий Данила Коричневый и его книги/фильмы, состряпать многоступенчатый квест для детективно-авантюрного кино сегодня может любой, даже школьник.
Например? Ну, для начала пусть кто-нибудь пришлёт вам письмо, где в детскую загадку про огурец будут встроены GPS-координаты. Они направят вас в ближайшую теплицу, где на самом большом огурце будут написаны маркером строки из Канта, переадресовывающие вас уже в Калининград. А там на стене кантовского музея отыщется граффити - опять же в форме огурца, - которое с подсказками-стрелочками, словно указатель, проведёт вас по всему городу к ячейке камеры хранения в местной "Пятёрочке".
В ячейке же вы найдете книгу сказок "Три медведя" из центральной библиотеки Владивостока. Вернув которую по прибытию туда, вы получите шанс разузнать имя её предыдущего читателя и его адрес (уж постарайтесь). Однако в нужном доме (не забудьте набор отмычек!) вас встретит пустая квартира, в ней - чучело медведя, а у него в пасти - визитная карточка СТО в Челябинске с загадочной надписью на обратной стороне. Само собой - на латыни: "Упал он в озеро с небес, едва не учинив пи$@ец"...
...И так - до тех пор, пока зигзаг квеста не зашвырнёт ваши поиски в пиццерию в Воронеже. Туда, где вас поздравят с успешным окончанием игры и в награду возьмут на работу курьером-доставщиком.
Иными словами, если прежде сценарный алгоритм таких историй был вам непонятен, то отныне, я уверен, вы и сами можете изобретать аналогичные квесты по десятку в день. А потом снимать на их основе детективно-приключенческие триллеры вроде этого.
Спро́сите, зачем я аж три абзаца валял дурака вместо того, чтобы рассказывать вам о дебютной полнометражке режиссёра Алана Ричсона? Так можете считать, что я в общих чертах вам о ней и рассказал.
С той лишь разницей, что действие в "Цикаде 3301" происходит в США, а квест, положенный в основу этой истории, существовал в реальности. И был предложен интернет-публике в 2012 году некой секретной организацией из Теневой Сети (DarkNet), вероятно, для рекрутирования в её ряды неофитов с повышенным интеллектом и углубленным знанием ЭВМ. А может, просто ради шумихи - знаем мы эти "суперсекретные общества", обожающие самопиар.
В фильме Ричсона простой американский бармен, а после работы - непростой хакер Нео Коннор влипает в этот квест почти случайно. Желая наказать одного мерзавца, "обнулив" ему кредитки, он между делом, чисто из любопытства, тыцает мышкой по ссылке Цикады и...
...И его тотчас "засосала опасная трясина"© настолько, что на парня даже наехало АНБ. Тем не менее он и внезапно примкнувшая к нему, соратница по тому же квесту начали усердно "копать" в заданном направлении. В надежде, что дело выгорит и что это позволит им навсегда распрощаться с нынешней унылой жизнью.
А далее будет примерно то же, что описано в первых абзацах, только с уклоном в "компьютерную" тематику: беготня между "чекпойнтами" на маршруте, нарисованном от балды каким-то бурным фантазёром. То есть чёткой логики в игре нет - отгадал одну загадку, тут же получил другую, никак не связанную с предыдущими.
То есть, по идее, Коннор мог бы ломать над ними голову и не выходя из дома, но тогда кино получилось бы чересчур скучным и однообразным. Ну а так в нём есть какая-никакая, но движуха. А также прикольные герои, чьи взаимоотношения и дружеские подколки получились даже интереснее, чем решаемые ими задачки.
***
В общем, хорошо, что Ричсон обернул свой триллер в фантик авантюрной комедии с лёгким налетом абсурда и забавными диалогами. Ибо страшно представить, насколько бы уныло выглядела "Цикада 3301" в серьёзном исполнении и в мрачных драматических тонах, чего она успешно избежала.
Поэтому здесь можно неплохо развлечься, а местами и посмеяться. И пускай чувство юмора у Ричсона иногда весьма специфическое, некоторые его шутки получились чертовски удачными. Да и своего чернокожего героя (приятеля Коннора) он тоже не боится выставлять на посмешище, что по нынешним временам довольно смело, честно и не лицемерно.
Скромный, но толковый дебют, что ещё о нём сказать.