Найти в Дзене

Порт Ла-Рошель, Поль Синьяк: Новая техника пейзажа

Добрый день, уважаемые читатели!

Сегодня в рубрике главных произведений мирового искусства - «Порт Ла-Рошель» - пейзаж французского художника Поля Синьяка, написанный в 1915 году в новой, разработанной им живописной технике неоимпрессионизма с использованием светлых, чистых красок и широких мазков.

Поль Синьяк, Порт Ла-Рошель, 1915, холст, масло, 47 × 56 см
Поль Синьяк, Порт Ла-Рошель, 1915, холст, масло, 47 × 56 см

Поль Синьяк (1863-1935) - французский живописец, стоящий у истоков неоимпрессионизма и пуантилизма. Он родился в крепкой, обеспеченной семье и свои детские годы вспоминал как время счастья.

Поль Синьяк, Базилика Нотр-Дам-де-ла-Гард в Марселе, 1905–1906
Поль Синьяк, Базилика Нотр-Дам-де-ла-Гард в Марселе, 1905–1906

Благодаря этому, невзирая на тяготы периода войн и революций, Синьяк сохранял жизнеутверждающее восприятие мира и переносил его на свои холсты.

Детали

Vive la France

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Справа за яхтой привлекает внимание трепет яркого «триколора» - флаг Франции реет на мачте корабля где-то в глубине бухты, напоминая о том, что перед нами не фантастические замки, а боевой форт со славной историей, чьи башни не раз бывали овеяны дымом сражений. Но кисть художника погружает их в мирный утренний свет.

Город на берегу

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Контрастом к величественным объемам башен и плещущим парусам выступает тихий уголок приморского города в левой части картины. Маленький домик под цветущей фиолетовыми кистями жакарандой смотрит на мир сквозь розовые стекла рассвета. Трепещет под легким ветром его отражение в воде, блики волн падают цветными пятнами на стены. Синьяк использовал здесь живописные находки импрессионистов, которые учитывали изменение цвета при различных эффектах освещения. Сильное впечатление на него в свое время произвела знаменитая серия картин «Руанский собор» Клода Моне.

В утренней дымке

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Морской пейзаж как отдельный вид этого жанра увлекал еще живописцев Древнего Рима, и по сей день каждое поколение художников вновь и вновь открывает для себя его красоты. Новаторскую технику неоимпрессионизма в картине «Порт Ла-Рошель» использовал Поль Синьяк для передачи особого свечения воздуха в солнечный день в гавани старого порта. На переднем плане прямо на зрителя движется яхта. За ней вырастают косые паруса судов у причалов и башни Святого Николая и Цепи, защищавшие вход в старый порт Ла-Рошель.

Вход в старый порт Ла-Рошель
Вход в старый порт Ла-Рошель

Созданный художником мир наполнен гармонией, плеском волн и розоватым светом утра.

Неоимпрессионизм

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Неоимпрессионизм пришел на смену импрессионизму после выставки работ живописцев Жоржа Сёра и Поля Синьяка. Их техника письма и подход к изобразительному мотиву отличались от привычной для импрессионистов практики, уже получившей общее признание. От смешения красок на холсте неоимпрессионисты перешли к размещению красочного пигмента мазками чистого цвета, чтобы на определенном расстоянии от изображения глаз зрителя сам формировал новую цветовую гамму.

На всех парусах

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Самая яркая доминанта картины - выходящая из гавани навстречу зрителю яхта в полной оснастке. Ее цветные паруса уверенно ловят ветер, выполняя сложный маневр. Квадратные мазки, покрывающие все полотно, здесь положены разнонаправленно, моделируя динамичные формы. Резким плотным росчерком кирпично-красного тона вылеплен нос - самое насыщенное пятно цвета. Темно-зеленый штрих у кормы выталкивает яхту вперед, визуально ускоряя ее ход.

Флаг

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Синьяк написал это произведение в тот период, когда был назначен официальным художником военно-морского флота Франции. Заядлый мореход, он на своей небольшой яхте провел в море немало дней. Поэтому морские пейзажи Поля Синьяка отличает особая атмосфера. Динамичные объемные изображения зданий, ограды причала и паруса проступают на холсте при помощи мазков разного размера, создающих эффект дымки влажной морской среды. Призрачное марево возникает из-за отсутствия контурных линий предметов, лишь намеченных цветовыми пятнами. Флаг и вымпел на старой башне порта, нанесенные мазками тона слоновой кости, кажутся трепещущими в окружающем холодном голубовато-белом пространстве.

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: