Добрый день, уважаемые читатели!
Чуть ранее в статье мы разбирали самые известные работы живописца Эдгара Дега,
а сегодня поговорим о, пожалуй, самом характерном для него полотне - «Репетиции» 1874-1877 годов.
«Меня называют художником танцовщиц», - писал Дега. И действительно, он часто работал над этой темой, а в его раннем шедевре «Репетиция» мы можем оценить уникальные образы балерин. Дега отказался от изображения сверкающих звезд балета на сцене, а вместо этого запечатлел закулисье и танцевальные классы парижской Оперы, где юные танцовщицы репетировали под руководством опытных и квалифицированных педагогов. Необычная тема - репетиция - и способ изображения придают полотну документальность, позволяя зрителю заглянуть в тайную жизнь театра. Как всегда, Дега точно выверяет композицию картины.
Центр картины пуст. В левом верхнем углу сгруппированы фигуры репетирующих, а на правом переднем плане видны две юные балерины, ожидающие выхода на сцену, и сопровождающие их матери. При этом фигура одной из танцовщиц на переднем плане как бы случайно обрезана краями картины. Винтовая лестница проводит взгляд зрителя по зигзагу - она поднимается вверх, затем опускается вниз, затем снова поднимается вверх через руки и ноги балерин, создавая ощущение движения и связывая всю композицию.
Дега называл фотографию «магией запечатлённого момента». Он и его современники использовали принципы фотографии, чтобы зафиксировать неуловимые моменты на холсте. Дега был талантливым фотографом, и фотография была одним из источников его вдохновения. Влияние фотографии заметно в композиции его полотен, например, в асимметрии фигур и подрезании героев краями картины. В фотографии эти эффекты случайны, но в картинах Дега они тщательно скоординированы и продуманы. Подрезанные фигуры и оставленные на картинах пустые пространства не только отрицают признанные классические принципы композиции, но и помогают создать ощущение случайности.
Одной из главных целей импрессионизма была передача движения и неуловимого момента, и Дега был не одинок в стремлении придать своим картинам сходство с моментальным снимком. Некоторые картины импрессионистов, такие как «Бульвар Капуцинок» Моне (1873) и «Площадь Клиши» Ренуара (1880), имитируют эффект движения, запечатленного с длинной выдержкой.
Еще одним важным фактором для Дега стали работы Эдварда Мейбриджа, который первым запечатлел стадии движения животных и людей. Хотя Дега познакомился с творчеством Майбриджа только после создания «Репетиции», ощущение движения, переданное художником в этом раннем шедевре, свидетельствует о его тяге к фотографическим образам.
Детали
Арабеск
Согнутая рука балерины четко вырисовывается в окне - поворотный момент, который увлекает взгляд зрителя в зигзаг. Балерина исполняет арабеск. Несмотря на неподвижную позу, ее фигура передает ощущение движения, которое, кажется, отражает скорее мимолетность момента, чем его застывание.
Педагог
Фигура учителя маленькая и худая, но выделяется благодаря своей красной рубашке. Дега изобразил здесь Жюля Перро, одного из самых известных танцоров своего времени, который вел уроки в парижском театре Опера. Он не танцевал с 1864 года, и эта картина - дань уважения мастеру. На ней сам художник сравнивается с учителем, оба они управляют балеринами согласно своей воли. Портрет Перро был написан Дега с фотографии, сделанной в 1861 году.
Срезанные перилами
Дега иногда обрезал не только фигуры по краям кадра, но и другими элементами композиции. Здесь балерины обрезаны вертикальными столбами балюстрады и диагональными перекладинами перил.
Винтовая лестница
Винтовая лестница в левом углу картины образует эффектный вход, создавая ощущение движения в трехмерном пространстве. На самом верху по лестнице спускается пара босых ног, перекликаясь с теми, что внизу, создавая ощущение движения на заднем плане картины за пределами нашего зрения.
Зеленое и красное
Зеленый и дополняющий его цвет - красный - подчеркивают желтоватые тона пола танцевальной студии. Особенно интересен цветовой контраст между зеленой шалью сидящей балерины и красной клетчатой накидкой ее матери, которая, в свою очередь, перекликается с красной рубашкой учителя Жюля Перро.
Матери и дочери
На картинах Дега, изображающих балетные сцены за кулисами театра, часто можно увидеть матерей, ожидающих своих дочерей или помогающих им одеваться. Мать, изображенная на этой картине, встречается и в других работах Дега. Дега изобразил свою экономку, Сабину Ней.
Прозрачная ткань
Дега говорил: «Балерины всегда дают мне повод рисовать красивые ткани и передавать движение». В этой работе шелковый пояс персикового цвета великолепно смотрится на фоне белой пачки.
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: