Найти в Дзене
Нижегородский Мечтатель
Подписаться

Дом Фарнезе: извилистый выбор герцога Франческо

Для своего старшего сына Одоардо, герцог Рануччо нашел прекрасную, казалось бы, пару – впервые дом Фарнезе заключил брак с немецкой невестой, да еще из такой древней и прославленной фамилии. Свадьба состоялась в 1690 году и избранницей стала Доротея София Пфальц-Нейбургская одна из дочерей Филиппа-Вильгельма Виттельсбаха, к тому времени курфюрста Пфальцского.

С собой она принесла громадное приданное и вроде бы отличные связи, еще бы – жена наследника Пармы и Пьячены была сестрой двух королев и одной императрицы: Мария Анна накануне в 1689 году, стала второй (и последней) женой Карлоса II, короля Испании; Мария София – была замужем за королем Португалии Педру II, и, наконец, Элеонора Магдалина – жена императора Леопольда I Габсбурга.

Доротея София Виттельсбах, дважды герцогиня Пармская
Доротея София Виттельсбах, дважды герцогиня Пармская

Свадьбу праздновали с невероятным шиком, но связи и приданное явно того стоили. Всего через полтора года, в конце 1691-ого, в браке наследника родился мальчик – Алессандро Игнацио, сразу же в след за ним, в следующем 1692-ом появилась и девочка – Изабелла, всё говорило о том, что преемственности династии Фарнезе ничего не угрожает. И вдруг герцога Рануччо постиг страшный удар – 5 августа 1693 году умирает маленький Алессандро, а всего через месяц 6 сентября скончался и Одоардо.

Кстати, в Парме немедленно поползли слухи о якобы какой-то вине Софии Доротее в смерти своего сына – все исследователи только руками разводят, пусть София никогда не была заботливой матерью по отношению к своему выжившему ребенку (Изабелле Фарнезе) но и обвинять ее в чем-то злодейском тоже нет никаких оснований. Объясняется это всё обычной нелюбовью пармцев к немецкой принцессе, а она, в свою очередь и не стремилась к их любви.

Наследный принц Одоардо Фарнезе, так и не ставший герцогом
Наследный принц Одоардо Фарнезе, так и не ставший герцогом

Прошло чуть более года и совсем скоро в декабре 1694 года умер и сам Рануччо II, по меркам своей семьи в довольно приличном возрасте 64 лет. В любом случае, двойная ставка на родственные узы с Габсбургами у Фарнезе не сыграла еще при жизни Одоардо и его отца-герцога. Что касается Карлоса II Очарованного, то ему и жена-то была совершенно не нужна, о каких уж ее родственниках может идти речь. С австрийцами же всё было куда печальнее: император Леопольд, а потом его старший сын Иосиф, в лучших традициях Габсбургов чуть ли не ноги о Фарнезе вытирали – с особым цинизмом и хамством.

Шла Война Аугсбургской Лиги (иначе - Девятилетняя война или Война за Пфальцское наследство), фривольно выражаясь – «почти все против зарвавшегося Короля-Солнце», слишком уж ярко и жарко стал светить Людовик XIV, и с 1691 года, в Северной Италии, именно в Пармском герцогстве топтался немецкий контингент принца Евгения Савойского, с катастрофическим уроном для подданных Фарнезе, вдобавок ко всему герцог официально должен был содержать австрийские войска. Жалобы на бесчинства солдат принца Евгения по отношению к мирным жителям, которые Фарнезе постоянно слали в Вену просто игнорировались императором Леопольдом.

-3

Новым герцогом Пармы и Пьяченцы в конце 1694 года стал шестнадцатилетний Франческо. Несмотря на юность, он как-то сразу нырнул в европейскую политику и умудрился не утонуть. Первый витиеватый ход: почти немедленное признание сюзеренитета Святого Престола, Папа принял Франческо с некоторым недоумением и осторожностью – столько лет не подчинялись, а теперь, как стало слишком тяжело, так и прибежал под руку, вот хитрец. При этом позже Франческо пытался выйти на международный уровень и прощупать возможность отъема (или сказать иначе – возвращения) у Папы Римского герцогства Кастро, но эта попытка пошла прахом.

Можно только гадать, как бы сложилась судьба дома Фарнезе, если бы Рануччо II и его старший сын прожили на несколько лет дольше, скажем, хотя бы на пять лет. Главный вопрос – устроил бы старый герцог браки своих младших сыновей, Франческо и Антонио, так как именно без него с этими браками всё покатилось под откос. Полагаю, как минимум, Франческо он бы женил, с Антонио сложнее, но … вероятность женитьбы при живом отце и у него тоже была бы высока. Должен был Рануччо задуматься о пользе от младшего сына: если протолкнуть его в кардиналы было вряд ли возможно (из-за сложных отношений с папством), то кроме как на хорошее приданное никаких надежд больше и нет.

Герцог Франческо Фарнезе в юности
Герцог Франческо Фарнезе в юности

Ну, а так произошло вот что – богатое приданное внезапно овдовевшей Доротеи Софии стало ловушкой, его надо было возвращать. И еще сам Рануччо подал второму сыну идею – жениться на вдове своего брата, так как это приданное курфюрст Пфальцский с помощью зятя-императора (которому он был и роднее, и дороже некоторых) непременно вырвал бы у Фарнезе «с мясом». Таким образом, в сентябре 1696 года Доротея София выходит замуж за нового герцога, брата своего покойного мужа. И, казалось бы, здесь одним выстрелом надеялись добыть даже не двух, а целых трех зайцев: сохраненное приданное - раз, надежда (жалкая) на хорошее отношение Габсбургов – два, и … хорошая перспектива продолжения рода Фарнезе.

-5

(Герб герцогов Фарнезе. Знаки Бургундии и Австрии гордо остались на гербе Фарнезе благодаря Маргарите Пармской, внебрачной дочери императора Карла V Габсбурга.)

По последнему пункту – не так важно, что жена будет старше мужа на восемь лет (ей все равно еще нет тридцати), гораздо важнее, что у нее уже родилось двое детей. Именно таких жен (вдов с детьми) аристократы старались выбирать, когда вопрос о наследнике (иногда вообще любого пола) вставал ребром. Правда, как правило, такие женихи были далеко не 18-летними юнцами. Но в итоге прихлопнуть удалось только одного «зайца» – первого, с сохраненным приданным.

*****

Поддержать автора: 2202 2053 7037 8017

Всем огромное спасибо за донаты