Найти в Дзене
elena.kaffanovskaya

ЧТО ТАКОЕ ШЕДЕВР И КАК ЕГО СОЗДАТЬ?

Казалось бы, все направления и течения в художественном творчестве открыты и исследованы от древних наскальных рисунков до беспредметной живописи, и ничего принципиально нового придумать уже невозможно. Но стоит обратиться к родному наследию, и мы открываем новый, оригинальный и удивительный пласт неисследованной живописи нитками и иголкой под названием орловский спис. Он пример сакральной геометрии и графики, он предтеча авангарда, он предтеча зендудла, он кладезь нетривиальных орнаментов и одновременно глубокая философия жизни. Об этом рассказано в моих предыдущих статьях.

Орловский спис – это путешествие в глубины коллективной памяти, путешествие к истокам.

В конце статьи будет дан план создания своего шедевра в стиле орловский спис, а сейчас раскроем смысл этого понятия.

Историк моды, искусствовед, специалист по народным костюмам в свой лекции «От подделки до шедевра» Андрей Боровский подробно описал изначальный смысл слова шедевр. Ссылка на лекцию в конце статьи.

Зная немного французский, я для себя расшифровывала это слово по созвучию как шеф над творением (в вольной трактовке – возвышающийся над другими работами). Примерно такой смысл и был у этого слова. Опишем это более подробно чуть позже.

Но сначала покажу фото моих результатов поиска новых орнаментов-бранок, придуманных мной. О том, как создавать орнаменты-бранки рассказано в моих статьях: https://dzen.ru/a/ZuMzBWZHO1iIZEdv

https://dzen.ru/a/Zvm5MbOMMTK_tonl

-2

Просмотрев все старинные образцы орловского списа, найденные в интернете, я не нашла таких вариантов орнаментов-бранок, какие представлены на фотографиях выше. Где я только не собирала образцы орнаментов, даже на фото вышитых полотенец из коллекций музея Метрополитен. Если вы найдёте такие орнаменты-бранки, пришлите, пожалуйста фото и ссылочку на источник.

Как дочь астрономов, составлявших каталоги звёзд, я принялась, следуя семейной традиции, составлять каталог бранок. Это оказалось совсем не простой задачей, поскольку разнообразие бранок сохранённое для нас вышивальщицами огромно. Отмечу, что не всё заполнялось бранками, некоторые элементы вышивки выполнялись крестом или гладью. Этот каталог составляется до сих пор и когда будет закончен неясно.

Чем больше я рассматривала картины на полотенцах, вышитых орловским списом, тем всё больше приходила в восхищение творческим подходом и изобретательностью «обыкновенных» крестьянок в использовании орнаментов-бранок и создания всей композиции. Практически каждая из мастериц придумывала что-то своё. Возможности создания орнаментов и композиций картин неисчерпаемы и каждый, вышивающий орловским списом, проявится как творческая личность.

Посмотрите сколь разнятся старинные вышитые концы полотенец, хотя все они соблюдают канон:

Из коллекции Всероссийского музея декоративно искусства. Постоянная экспозиция.
Из коллекции Всероссийского музея декоративно искусства. Постоянная экспозиция.
Конец XIX – начало XX века. Варианты канона. Фотографии с сайта департамента культуры орловской области. https://oocnt57.ru/2020/12/30/orlovskij-spis/
Конец XIX – начало XX века. Варианты канона. Фотографии с сайта департамента культуры орловской области. https://oocnt57.ru/2020/12/30/orlovskij-spis/

Занимаюсь я орловским списом настойчиво, с практическими наработками, более пяти лет и, приобретя определённую «насмотренность» и опыт вышивания, стараюсь поделиться с вами накопленными знаниями.

Орловский спис – огромный пласт в художественной культуре человечества, практически не исследованное живописное направление, использующее элементы графики (стежки). В стиле списа можно творить и создавать свои шедевры, опираясь на сохранённое наследие. О каноническом орловском списе тут: https://dzen.ru/a/ZWyYl8IF-xcrW83P

О светском стиле орловского списа тут:

https://dzen.ru/a/ZXdhgE7wtH9wlTG3

https://dzen.ru/a/ZkykXzX6W1qPiRRf

В своей лекции Андрей Боровский рассказывает, что понятие шедевр появляется в средние века и является, как бы мы сказали сейчас, дипломной работой подмастерья. Слово шедевр буквально означает образцовое изделие. Для того, чтобы ученик мастера получил квалификацию мастера, он должен сделать сам такое образцовое изделие. Оно должно обладать определёнными признаками и рассматривается комиссией, то есть советом Гильдии. И если всё хорошо, то по результатам работы подмастерью присуждается звание мастера, и он переходит в другой статус. Он получал право вести свой бизнес и брать учеников.

Каковы признаки шедевра?

1. Изделие подмастерье делает от и до самостоятельно.

2. Изделие должно быть сделано из своих материалов и своими инструментами.

3. Этот шедевр должен включать в себя всё, что достигли его предшественники, поэтому шедевры оставались в Гильдии, чтобы последующие ученики на него смотрели и учились.

4. Нужно было добавить в изделие что-то такое, чего не было ни у одного из предшественников. Шедевр можно было выкупить обратно за большие деньги.

Далее Андрей Боровский увлекательно рассказывает на примерах, как начиная с подделок того, что пользовалось спросом (иначе говоря, начиная с ученических работ) копиисты начинали создавать изделия всё лучше и лучше, а потом переходили в своих изделиях к шедеврам. Особенно забавен сюжет с гжельской росписью, которая возникла как подражание китайской, а теперь в Китае расписывают под гжель.

Как видно из рассказа, каждая крестьянка старалась добавить что-то новое, поэтому и нам создать свой шедевр в стилях орловского списа (каноническом и светском) вполне реально, если изучить сам предмет, накопить «насмотренность», показать навыки владения техникой исполнения и придумать новую бранку и свою композицию картины.

Итак, план создания своего шедевра таков:

1. Вышить обережную кайму. Она может быть, как уже существующей на предыдущих образцах, так и оригинальной, авторской.

2. Выбрать тему вышивки. Она может быть канонической (древо жизни, птица счастья, птица пава, …), а также авторской, то есть в светском стиле исполнения.

3. Создать предварительный эскиз будущей картины и наметить где и какие орнаменты-бранки будут располагаться.

4. Придумать свой красивый, ранее не встречавшийся орнамент.

5. Вышить и опубликовать в интернете.

Можно прислать фото своей работы в комментарии к этой статье или на мою электронную почту, также по почте можно обсудить будущую работу: vagantova@mail.ru

Я тогда напишу статью, посвящённую автору работы, и опубликую её на своём канале в Дзен.

СОЗДАВАЙТЕ СВОИ ШЕДЕВРЫ С АЗАРТОМ И ВДОХНОВЕНИЕМ!

p.s. Лекция А. Боровского тут: https://www.google.com/search?q=%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9+%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D0%BE%D1%82+%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BA%D0%B8+%D0%B4%D0%BE+%D1%88%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B0#fpstate=ive&vld=cid:184fa9ce,vid:J0lgCBozT2o,st:0

(*) И. И. Борисова, Н. Я. Рассохина. Орловский спис. Каталог традиционной народной вышивки в собраниях орловских музеев. - Орел, Издательский Дом "Орлик", 2005.