Найти тему
Зачем мы такие?

Родятся ли у умных родителей умные дети?

😌У людей часто возникают заблуждения из-за смешения разных категорий реальности — это называют онтологической путаницей. Один из таких случаев связан с понятием регрессии к среднему и её применением к наследованию интеллекта.

🦖Давайте разберемся, почему утверждение

“у очень умных/гениальных родителей обязательно родится менее умный ребенок из-за регрессии к среднему”

является неверным и как онтологическая путаница приводит к этому заблуждению.

Что такое регрессия к среднему?

🌸Регрессия к среднему — это статистический феномен, который наблюдается в больших наборах данных. Он описывает тенденцию экстремальных значений (очень высоких или низких) при повторных измерениях (или в связанных переменных) со временем приближаться к среднему значению группы.

😊Обычно приводят такой пример: если спортсмен показал рекордно высокие результаты в одном сезоне, в следующем сезоне его показатели могут быть ближе к средним из-за множества случайных факторов.

Биология vs. статистика: разные онтологии

☺️Биологическая онтология предполагает законы природы, касающийся живых организмов, включая генетику и наследование. Если по-простому: биология объясняет, как гены передаются от родителей к потомкам и какова их роль в развитии определённых черт.

☺️Статистическая онтология, с другой стороны, включает абстрактные (идеальные) модели и вероятности, статистика описывает общие (агрегированные) тенденции в больших наборах данных. Грубо говоря, здесь статистика не работает с индивидуальными механизмами, лежащими в основе наблюдаемых явлений.

🪼Онтологическая путаница возникает, когда мы применяем статистические концепции напрямую к биологическим процессам, не учитывая их специфики.

📌Наследование интеллекта — биологический процесс: если оба родителя обладают высоким интеллектом по генетическим причинам, существует высокая вероятность, что их дети также будут умными. Гены передаются своим конкретным образом, подчиняясь законам генетики, а не статистическим закономерностям. То есть в конкретной семье наследование интеллекта происходит согласно биологическим законам, а не статистическим моделям. Один из ключевых принципов здесь — аддитивное наследование, при котором общий эффект генов является совокупностью вкладов отдельных генов. Поэтому мы и говорим, что если оба родителя обладают высоким интеллектом по генетическим причинам, они передают своим детям гены, способствующие высокому интеллекту. Это увеличивает вероятность того, что дети также будут умными.

📌Статистика описывает популяции, а не индивидов: регрессия к среднему здесь будет показывать общие тенденции в группах людей, но не сможет точно предсказать результат для определённой семьи. Утверждать, что у конкретных умных родителей обязательно родится менее умный ребенок из-за статистического феномена — это ошибка. Относительно уровня интеллекта регрессия к среднему отражает общие тенденции в больших группах людей, но не учитывает уникальные генетические комбинации в конкретной семье.

📌Вариативность генетического наследования: хотя возможны вариации из-за рекомбинации генов, это не означает обязательное снижение интеллекта. Дети могут быть столь же умными или даже умнее своих родителей. То есть, несмотря на общие гены, дети могут унаследовать разные комбинации генов от родителей, что приведёт к вариациям в уровне интеллекта, но это не подчиняется статистическим законам регрессии к среднему.

📕Смешение статистических понятий с биологическими процессами — яркий пример онтологической путаницы. Регрессия к среднему — полезный инструмент для анализа данных на уровне популяций, но его нельзя напрямую применять к прогнозированию биологических характеристик отдельных индивидов.

📕Биология наследования интеллекта подчиняется своим собственным законам, и статистические модели не могут заменить суть этих законов.

❤️Таким образом, у гениев есть все шансы воспитать столь же умных детей, и статистические модели не должны вводить нас в заблуждение относительно биологических реалий наследования.