Найти тему
Кирилл Вишнепольский

Античную глину, сгоревшую в Берлине-1945, спасли в Москве!

Оглавление

Это просто статуэтка идущей девушки, сантиметров 20 терракоты. Но: 2200 лет за плечами и столько историй! Коротко, точки: тугой ветер в 214 метрах над античной Грецией, пламя в башнях погибающего Берлина, полвека в подземельях Сергиева Посада.

Теперь подробнее.

Это был какой-то коридор в Пушкинском музее в Москве этим летом. Я рассеянно брёл, но вдруг зацепился взглядом за статуэтку: стеклянный шкаф, летящая походка. Музейные залы похожи на соцсеть в праздничный вечер: столько всего пестренького, попробуй выбери. А тут подсознание само остановило — посмотри.

Ладно, здравствуйте. Вы кто?

Девушка из Танагры

Статуэтка идущей девушки, Греция, Танагра, III в. до н.э. Реставрация: Л.В. Левко, 2004 г.
Статуэтка идущей девушки, Греция, Танагра, III в. до н.э. Реставрация: Л.В. Левко, 2004 г.

Узнаваемый древнегреческий стиль, подумал я тогда. Что-то вроде Ники Самофракийской — она вот так же летит над лестницей в Лувре всеми своими 3 метрами и 28 сантиметрами разом.

Тут рост статуэтки не указан, но происхождение аналогичное. Девушку из Пушкинского, сообщала табличка, слепили в городе Танагра в древней Беотии.

Беотия — это горы, а горы — это ветер, причем снизу, он взмывает по склонам. А когда воздух бьёт в тебя вот так — просто автоматически хочется раскинуть руки и полететь (не знаю, может, в прошлом мы птицы). Да вы хотя бы Лео Ди Каприо спросите и эту его, как её там.

5 мая 2009 года, 9 утра. Ликуся любит и меня, и Лувр, и всю Древнюю Грецию разом
5 мая 2009 года, 9 утра. Ликуся любит и меня, и Лувр, и всю Древнюю Грецию разом

Та же Ника, как говорит энциклопедия, «стояла на отвесной скале над морем» в святилище Великих Богов на острове Самотраки.

«Отвесная скала над морем» — это самое короткое описание географических особенностей Греции, которое я встречал, ха-ха.

-4

Ну и вот, пощелкал я летящую над ветром девушку, да и пошел себе. А сейчас разбирал летние съемки, опять ее встретил, но теперь внимательнее прочел таблички — и обомлел. Да.

Танагрийка-то, оказывается, в мае 1945-го почти погибла в пожаре, поглотившем знаменитую зенитно-артиллерийскую башню люфтваффе Flakturm II в берлинском парке Фридрихсхайн. Эту бетонную Сциллу (39×75 метров, толщина крыши — 3,5 метра) возвели под руководством Альберта Шпеера для защиты от всего. Наверху — открытое расположение орудий, в брюхе — убежище для гражданских на 8000 мест (что-то такое фрицы подозревали про свое будущее уже в апреле 1940-го, когда затевали строительство). В подвалах — 750 экспонатов из берлинского музея кайзера Фридриха.

Все это совсем не помогло. От коллекции кайзера остался спекшийся слой золы и обломков (с включениями капель смолы) толщиной в метр. Бронза от жара расслоилась и отваливалась кусками.

Неро из Рима

Слава богу, наши все это не бросили — как-то перебрали, упаковали и отправили в Россию. Почти шесть десятилетий ящики лежали в подвале в Загорске-Сергиевом Посаде. А потом их отдали реставраторам Пушкинского. И с 2016-го я начал натыкаться в залах ГМИИ на удивительные стерео-экспонаты.

Вот, например, мой любимый из этого ряда: всемирно известная работа скульптора позднего Возрождения Джулио Маццони в двух экземплярах.

-5

Внушительный мужчина с носом — Франческо Неро (1487-1563), казначей папы римского. Бронзовый портрет казначея хранился в Музее кайзера Фридриха. Гипсовую копию шедевра для будущего Музея изящных искусств имени императора Александра III (теперь это Пушкинский) заказали еще в начале XX века.

-6

А теперь вот так, оригинал — тот у которого пьедестал богаче.

А прекрасный «Иоанн Креститель» Донателло был инвалидизирован до состояния самовара — ни рук, ни ног, ни плаща.

-7

А теперь он нравится девушкам.

-8

Виктория (из) Кальватоне

И, конечно, гвоздь программы — Виктория (из) Кальватоне. Редкий пример древнеримской бронзы, сохранившей свою позолоту, и единственная в бывшем СССР античная бронзовая статуя в человеческий рост.

Она потрясающая, это 25 зал, сходите посмотреть.

-9

Их вернули из небытия, склеили из угольков. Это вам не пазлы раскладывать — красивых лошадей на красивой природе. И не чужие контуры за собственные деньги разрисовывать в рамках арт-терапии: это реальный подвиг и польза для всего народа.

Летом 2024 года в музее прошла выставка «VITA NOVA: Двадцать лет восстановления античных терракот в ГМИИ им. А.С. Пушкина (2004–2024)». 13 памятников искусства VI–II вв. до н.э. из разных художественных центров античного мира. Это фигурки из обожженной глины — их дарили богам, клали в могилы умершим, они служили детям игрушками.

В материалах к выставке поименно перечислены реставраторы, которые «внесли наибольший вклад в восстановление памятников». Вот и я перечислю их, с вашего позволения — и как надо, уважительно, с отчествами:

Людмила Ивановна Акимова, Дмитрий Анатольевич Калиничев, Елена Олеговна Минина, Юлия Николаевна Устинова, Марина Александровна Титова, Людмила Николаевна Андреева, Ольга Ивановна Алёхина, Владимир Ильич Черемхин, Людмила Вадимовна Левко. Кстати, мою танагрийку собирала из пыли как раз Людмила Вадимовна.

Спасибо, как хорошо!