В октябре 1912 года началась Первая Балканская война.
События тех дней, хоть и столь отдалённые от нас по времени, по-прежнему вызывают большой интерес и несомненное уважение к балканским народам, которые поднялись на защиту родной земли. История этой войны и сегодня нас многому учит. Прежде всего –любви к Отечеству.
Закончилась Первая Балканская война победой Балканского Союза – Сербии, Черногории, Греции и Болгарии над Османской империей. Турки с Балканского полуострова были изгнаны окончательно.
Официально Россия не участвовала в Первой Балканской войне, но русский народ всецело поддерживал братьев-славян. По всей России шёл сбор средств для семей погибших и раненых, люди всех сословий собирали одежду, лекарства, продукты. Многие граждане России добровольно уходили на фронт. Формировались отряды воинов-добровольцев и сестёр милосердия. (Сравним?.. – с сегодняшним днём, когда защищать надо свою родную землю…).
Следует отметить: женщины на Балканскую войну уходили не только сёстрами милосердия. В «Санкт-Петербургских ведомостях» за октябрь 1912-го года появилась статья о девушке Софье Иоаннович из Белгорода, ушедшей на фронт простым солдатом.
Горькое недоумение вызывает сегодня позиция очень многих (ничуть не хочется говорить об очень многих, но это - факт...): моя хата с краю. Ладно, – Донбасс. Восемь лет отмахивались, отгораживались, прикрывались безмятежно-равнодушным спокойствием: пусть сами разбираются...
В 1912-м говорили о славянском братстве.
А мы ж тут – русские.
И – восемь лет.
На границах с Белгородом, Воронежем, Ростовом.
Ладно, – Донбасс.
А Белгород, Курск?.. Сегодня.
Земной поклон – за маскировочные сети, за окопные свечи. За письма, за «гуманитарку».
Но – сколько таких, что в уверенном возмущении восклицают: меня это не касается! Я и мой сын никому ничего не должны!
А вам – кто и что должен?..
Первая Балканская война памятна для нас ещё одним событием.
Осенью 1912-го года был написан марш "Прощание славянки".
Василий Иванович Агапкин, автор марша «Прощание славянки», – человек интересной и непростой судьбы. Родился он в 1884-м году под Рязанью, в бедной крестьянской семье. Мальчишке исполнился год, когда он остался без матери. Отец, Иван Иустинович, с сыном на руках, в поисках лучшей доли перебрался в Астрахань. Работал грузчиком в порту. Вскоре женился во второй раз – на местной прачке Анне Матвеевне. У неё было две дочери, а в новом браке родился ещё один сын.
В десять лет Василий остался круглым сиротой.
Средств в семье катастрофически не хватало: мачеха за свой тяжкий труд получала копейки, и была вынуждена отправить дочерей и пасынка Василия просить милостыню.
Однажды мальчишка услышал совершенно дивную мелодию: по улице шёл военный оркестр. Музыканты были в парадной военной форме, сияли и переливались блеском музыкальные инструменты, а мелодия была такой радостной, бодро-торжественной, что Вася бежал за оркестром аж до самых казарм.
Увлечённого мальчишку заметили музыканты и предложили ему учиться и служить в оркестре:
-Если мамка позволит… и попросит нашего капельмейстера, – то, глядишь, и тебя возьмут, – сказал Василию один из юных музыкантов оркестра.
Дома Василий с восторгом рассказал мачехе о военном оркестре, о музыке... И Анна Матвеевна не отмахнулась. Прижала к себе пасынка, а за ночь выстирала и высушила его одежонку – собрала мальчишку в дорогу. Утром отправилась с ним в казармы, где квартировался духовой оркестр 308-го Царевского резервного батальона. Мальчишка выглядел худым и слабым – ясно, что его не хотели брать на службу в военный оркестр. Но мачеха смогла уговорить капельмейстера, и Василия приняли в оркестр учеником. К тому же выяснилось, что мальчишка обладает абсолютным слухом и редким исполнительским талантом. Так стал он воспитанником батальонного оркестра, а в четырнадцать лет – в таком юном возрасте это исключительное явление – был уже лучшим солистом-корнетистом.
Вот такую роль сыграла в жизни будущего композитора его мачеха, простая женщина Анна Матвеевна Агапкина.
Столь многому нам надо учиться у наших предков... Любви, отзывчивости и доброте… ответственности.
Более десяти лет прослужил Василий Агапкин в военных оркестрах в разных уголках России. Почти всё своё скромное жалованье посылал мачехе, Анне Матвеевне.
Учиться нам надо – любви, долгу... тому, как заботиться о близких.
По окончании службы на Кавказе Василий Агапкин приехал в Тамбов. Здесь он поступил на сверхсрочную службу – стал штаб-трубачом седьмого запасного кавалерийского Тамбовского полка.
И – о любви...
И снова – о любви, без которой никому из нас не обойтись, не прожить… не быть счастливым.
В Тамбове Василий встретил свою любовь. Позже он так говорил о городе, навсегда ставшем для него любимым: «Я не мог представить себе тем стылым зимним днём, что этот старинный город подарит мне и Альма-матер, и Любовь, и Судьбу…»
У нас недавно один из бойцов заметил, что русский город Донецк чем-то напоминает русский город Воронеж, а русский город Луганск очень похож на русский город Тамбов… Может, просто затосковал парень по родной земле, по дорогим сердцу местам. Разумеется, – каждый город неповторим. И нет во Вселенной второго Луганска, нет светлой и ласковой Луганки с поросшими звенящей травой берегами… И Донецк – единственный. Только… Такая вот уверенность: в Тамбове непременно увидишь что-то знакомое и родное.
Хотелось бы побывать в Тамбове. Представляется он по словам Василия Агапкина «…в кружевном переплетении бело-розовых цветущих яблонь, да в хрустальном зеркале двух рек – узкого Студенца, воду которого поднимала и берегла мельничная плотина, и очаровательной голубки Цны в обрамлении кудрявых лесов и дубрав…»
Очаровательная голубка Цна… Голубка… очаровательная – Цна.
Это ж надо так – о речке!..
По мнению учёных-лингвистов, такое ласково-звонкое название: Цна – речка получила за своё спокойное и тихое течение.
Нам надо учиться любви к своей земле. И детей учить любить родную землю.
После одного из концертов военного духового оркестра к Василию подошла стройная молодая девушка с пышными русыми волосами. Звали девушку красивым древнерусским именем: Ольга. Она попросила музыканта Агапкина переписать ноты одного из прозвучавших в исполнении оркестра вальсов. Конечно, предлог был надуман… И как знакомо это нам сегодня!.. Кто ж не придумывал поводов для знакомства!
Вскоре военный музыкант Василий Агапкин и модистка Ольга Матюнина обвенчались.
И – снова: нам надо многому учиться…
Ольга стала мужу доброй и надёжной помощницей. Договорилась со своей подругой о репетиторских занятиях для Василия, благодаря которым он за полгода экстерном прошёл гимназический курс, и вступительный экзамен в Тамбовское музыкальное училище на медно-духовое отделение сдал на «отлично».
За три года до окончания училища – в октябре 1912-го года – Василий Иванович Агапкин написал марш «Прощание славянки». За одни сутки.
Перед этим в «Санкт-Петербургских ведомостях» он прочитал статью о Софье Иоаннович.
И посвятил свой марш славянским женщинам – тем, кто стойко переносит тяготы войны, кто прощается с мужьями, сыновьями, братьями, любимыми, кто ждёт домой своих родных воинов… И – тем женщинам, которые сами отправлялись на фронт вершить тяжкую мужскую работу…
Впервые марш «Прощание славянки» прозвучал в 1912-м году на военном параде в Тамбове, а уже через два года зазвучал на всех вокзалах страны: началась Первая мировая война, и маршем «Прощание славянки» провожали на передовую русских солдат.
Интересно, что во время Гражданской войны марш звучал и в красных, и в белых войсках. Помните?..
А воздух Отчизны прозрачный и синий,
Да горькая пыль деревенских дорог…
Они за Россию… И мы – за Россию…
Самое знаменитое печатное издание «Прощания славянки» появилось уже в 1915-м году. На обложке были изображены гусар и женщина на фоне гор. Лица гусара и женщины удивительно повторяли лица Василия и Ольги Агапкиных: скорее всего, обложка была срисована с семейной фотографии.
Первоначально самый знаменитый марш Василия Ивановича Агапкина исполнялся без слов. Но скоро появились первые тексты – с началом Первой мировой войны.
В современной обработке «каноничным вариантом» считается текст Владимира Лазарева. Если есть минута, перечитайте… и вдумайтесь в слова, что так актуально звучат сегодня:
Наступает минута прощания,
Ты глядишь мне тревожно в глаза…
И ловлю я родное дыхание,
А вдали уже дышит гроза…
Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай!
Прощай, милый взгляд,
Не все из нас придут назад.
Летят, летят года,
Уходят во мглу поезда,
А в них – солдаты,
И в небе тёмном
Горит солдатская звезда.
Неудивительно, что Тамбовская область выбрала мелодию марша «Прощание славянки» своим гимном. Автор текста – кандидат педагогических наук, почётный работник общего образования Российской Федерации Александр Михайлович Митрофанов. Тамбовчане любят свою землю:
На просторах бескрайних и синих,
Где берёзы любуются Цной,
В самом сердце великой России
Ты раскинулся, край наш родной…
Полыхали зловеще зарницы,
Но в историю грозных веков
Ты вписал своей славы страницы,
Честь, свободу храня от оков.
В Крыму мне довелось застать то время, когда под марш «Прощание славянки» с железнодорожных вокзалов Симферополя и Севастополя отправлялись все поезда… А с 1993-го года – только московский поезд.
Помните фильм – военно-морскую драму «72 метра»? (Режиссёр – Владимир Хотиенко). Рабочим названием этого фильма было «Прощание славянки». А марш «Прощание славянки» звучит в фильме в одном из самых знаковых эпизодов – когда офицеров-черноморцев руководство военно-морских сил украины настойчиво призывает принять присягу на верность украинскому государству. Но подавляющее большинство моряков-севастопольцев под «Прощание славянки» маршем покинули плац. Фильм «72 метра» основан на реальных событиях: в 1992-м году после распада СССР и раздела Черноморского флота большая часть экипажа подводной лодки «Славянка» отказалась принять украинскую присягу и была переведена на Северный флот.
«За любовь, за великое братство отдавали мы жизни свои…»
Навигация по каналу «Полевые цветы»