Вопрос:
«Имеет ли значение, как часто человек причащается?»
Ответ батюшки:
Если судить по апостольским правилам, сформулированным ещё в I веке, тот, кто три воскресенья подряд не участвует в общем собрании христиан с приобщением Святых Христовых Таин, тот сам себя отсекает от Божьей благодати.
Священнику или мирянину, который не причащается, необходимы прещения и вразумления для возвращения единства со Христом и благодатного освящения, в котором призван ходить непрестанно всякий христианин.
Так что у нас есть каноническое указание, что если православный христианин по своей воли причащается реже, чем раз в три недели, то дело его неблагонадёжно. Очевидно, что его душа находится в нездоровом, неблагополучном состоянии.
Другое дело, когда это вынужденное отлучение от святого причастия в связи с гонениями, невозможностью, тяжкими недугами, заключением и прочими обстоятельствами жизни, когда человек всей душой стремится, но не может по этим тяжёлым обстоятельствам своей жизни.
Другое дело, когда человек сам для себя выдумывает такие сложности, приняв решение переезжать на заработки в какие-нибудь дальние края, где и православного храма нет. Он не задумывается о том, как будет поддерживать свою христианскую жизнь.
Очевидно, что для христианина перемена места жительства, его способы приобретения необходимых материальных средств всегда сопровождаются замыслами о том, каким будет продолжение и поддержание церковной жизни и прежде всего святого причащения в тех далёких краях, в которые, например, предстоит ему по собственной решимости переметнуться.
Как причащаться не слишком часто и не опасно ли причащаться часто?
Чаще одного раза в сутки запрещается правилами церковными приступать к Чаше Жизни.
Почему?
Да потому что это как бы ставит под сомнение её достаточность для совершенного облагодатствования человека, для единения его с самим Господом.
Для чего может понадобиться второе причастие в день, если ты уже причастился однажды в этот самый день?
Ты спросил в завершении причастия:
«Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам».
Ты поблагодарил Господа с твёрдой решимостью в остаток дня, в который ты приобщался святых Христовых Тайн, совершать только угодное Богу и полезное для твоего собственного спасения.
Таким образом, чаще одного раза в день богослужебным суточным кругом никаким образом не предусматривается причащение.
Мы видим примеры святых, особенно последнего времени, Феофана Затворника, Иоанна Кронштадтского, которые своим ежедневным литургисанием и приобщением верных являли несомненный пример того, что самое главное и прекрасное, что может быть в каждый отдельный день человека — это встреча с Господом.
Но, конечно же, подобная напряжённость евхаристической жизни предполагает сам образ возвышенной жизни. Не всякий мирянин может позволить себе такую духовную роскошь во всякий день бывать в храме Божьем, участвовать в вечернем и утреннем богослужении, за которыми, как правило, и бывает приобщение Святых Христовых Тайн.
Но существует общий установленный для церкви день Господень (Sunday — день Солнца, день Воскресения Христова), который преимущественно предназначен для нашего собрания в храмах Божьих, для приобщения Святых Христовых Тайн с исповедью. Особенно удобно накануне, за всенощным бдением.
Возникают дискуссии о том, как при частом причастии вычитывать массивные правила к причащению, которые в некоторых храмах ставят обязательным условием для причастия – три канона, акафист, канон к причащению и молитвы к святому причащению.
Это правило носит рекомендательный характер, а не канонический. Оно возмещает отсутствие или недостаток канонов, богослужения вечерни и утрени, которыми предваряется Божественная литургия в богослужебном суточном круге.
Конечно же, сам кратенький канон ко святому причащению — замечательное лёгкое и короткое последование, не представляющее из себя никакого физического труда.
Я читал в некоторых исторических хрониках о том, что это последование ко святому причащению использовалось и мирянами, и монахами для приобщения Святых Христовых Таин вне Божественной литургии, когда запасные святые дары были доступны, а сооружение богослужебного суточного круга, вечерние и утренние часы литургии оказывались почему-то невозможными.
Тогда с вычитыванием этого обильного правила душа приготовлялась к причастию, к участию в этом благодатном единении со Христом тем молитвенным настроением, в которое приходила благодаря внимательному чтению этого правила.
Так что рекомендуется прежде всего стремиться при частом причащении не только на литургию забегать с мыслью:
«Лишь бы на Евангелие успеть. Значит, уже не зря пришёл и достаточно потрудился, чтобы причащаться».
Конечно же, замысел духа, формировавшего наш богослужебный суточный круг, в том, что вершина богослужения – приобщение Святых Христовых Таин – является кульминацией нашего богослужебного делания при участии в церковной молитве.
Молитва келейная, конечно же, никем не отменяется, и она служит приготовлению к приобщению Святых Христовых Таин. Но здесь хорошо внимать либо практике святогорской, принятой на Святой горе Афон, либо рекомендациям святителя Феофана Затворника, и выделять определённое время для внимательного пред Богом предстояния.
То ли с краткими благодатными словами молитвы Иисусовой, то ли с выбранными стихами из Псалтыри, которые особенно ложатся на твоё сердце, то ли с чтением иных молитвенных последований, которые ты успеешь неторопливо и основательно произнести Господу с сочувствием сердечным в отведённое для этого время.
Поскольку противоположная практика какого-то формального вычитывания немалого количества страниц, принятых за обязательные правила, ведёт, конечно, не столько к приготовлению души к причастию, сколько к её охлаждению, к её надмению, к её какому-то формализированию, от чего пользы большой не бывает.
Святейший патриарх Кирилл говорил о том, что причащаться надо по мере потребности души, потому что если душа на всякий день или на всякую неделю ищет единения со Христом, то при христианском образе жизни и принесённом покаянии, при исповеди это составляет устойчивую традицию русской православной церкви — всегдашнее исповедание прежде причащения Святых Христовых Таин, хорошо и спасительно чаще приступать к причащению Святых Христовых Таин.
Читайте еще:
Текст основан на видео с канала Экзегет.ру