Уже пару недель размышляю о принятии педагогом ученика с ОВЗ. Как это происходит? Что для этого нужно, и какую роль могут играть в этом процессе родители?
В предыдущей редакции примерных адаптированных программ для всех групп детей с ОВЗ, их создатели писали о нежном обращении к детям и использовании ласковых слов. В последней редакции этого нет. По-видимому, это сочли излишним или само собой разумеющимся, поэтому выпустили из преамбулы.
Хорошее отношение к любому ребенку вообще не должно обсуждаться. Но вот в чем вопрос. Педагогу, будь то воспитатель или учитель, трудно, а бывает попросту некогда, уделить внимание ребенку с ОВЗ, если его родители выбрали, так называемое, инклюзивное образование, не обеспеченное практически ничем, кроме рекомендаций из заключения ПМПК .
Даже самый замечательный педагог просто снизит, при необходимости, сложность материалов и собственных ожиданий от ребенка с проблемами речи и (или) развития интеллекта, ведь у него, как правило ещё 25+ других воспитанников.
Хорошо, если ребенок с ОВЗ не имеет проблем с поведением, тогда на него не нужно отвлекаться. Он не бросится внезапно на другого ребенка, не убежит с участка, не пнёт и не ударит самого педагога.
Инклюзия детей с нарушением опорно-двигательного аппарата с нормой психического развития - самая реальная для инклюзивного образования. К любой другой надо подходить очень индивидуально.
Пишу, а перед глазами реальный ребенок, которого приняли сердцем не только мы с психологом (у нас есть возможность заниматься индивидуально), но и воспитательница. И при этом, мальчик, на занятии в малой группе внезапно пнул несколько раз психолога, не смотря на хорошее к нему отношение и профессиональный подход.
С мамой этого мальчика мы общались почти час, чтобы убедить ее в нашем человеческом расположении и необходимости принимать, ещё весной назначенные неврологом, препараты.
После нашего разговора, прием первого препарата из схемы, уже на первой неделе дал положительные изменения. Появилась возможность быстрее договариваться с ребенком и включать его в продуктивную деятельность и игры.
Как происходит принятие ребенка
Моё принятие ребенка происходит так.
В период знакомства, диагностики и адаптации я ищу способы подружиться с ребенком, понравиться ему и заинтересовать хоть какой-то деятельностью.
Дальше идёт работа по развитию тех или иных навыков, ребенок начинает постепенно меняться, и мы видим очевидный результат. Вот этот результат моего труда я и начинаю любить в ребенке.
Согласитесь, что трудно полюбить то, что не получается. И тут надо смотреть, почему не получается. Возможно, что я выбрала не те методы работы и мне не хватает знаний и профессионализма, тогда нужно найти другой метод, способ работы. А может быть причина в односторонней битве за ребенка, и у меня нет поддержки в виде родителя, который продолжает работу дома.
Роль родителей
Да, без родителей детям с ОВЗ не помочь.
Именно родитель, или другой законный представитель ребенка должен, как бы не было сложно, принять проблему и адекватно оценить его возможности при помощи врачей и узких специалистов. Если произойдет ошибка , взять ответственность за принятие решения на себя.
Только мама может решить, быть ребенку в группе или классе компенсирующей направленности, или каждый день испытывать ситуацию неудачи в сравнении с другими детьми, не понимать до конца, что хочет педагог, не успевать за всеми как в бытовых так и в учебных навыках.
Для примера, напишу о своей нежной любви и дружбе моему ученику Диме, который занимается у меня с 4, 5 лет.
Сначала его близкие не верили в проблему, отказывались «пичкать» или даже «травить» ребенка лекарствами и ждали, когда он сам заговорит. Постепенно мама приняла ситуацию, привела мальчика ко мне, встала на учёт у врачей и стала принимать большое участие в реабилитации сына. Чтение, письмо, зарядка, поездки по Уралу. К школе у мальчика был третий уровень речевого развития, он знал, но ещё путал буквы, немного читал и писал. Не смотря на заключение ПМПК и справку от врачей его «посадили» в 1 класс вместе со всеми. А через пару недель ласкового мальчика как подменили. Из Димы вышел агрессивный персонаж, который у меня отказывался от привычных и даже любимых заданий. В школу он идти не хотел и половина детей класса было переколочено.
Мы приняли срочные меры. Мама сходила к директору и Диму перевели на индивидуальное обучение. Это не изменило ситуацию мгновенно. Все для Димы стало казаться сложным и невозможным. Я направила маму с Димой к психологу. Мы получили дельные практические советы и стали им следовать. Примерно ко второй четверти Дима стал приходить в себя и постепенно стал снова ласковым ребенком.
Сейчас Диме 9 лет, он в третьем классе. Только недавно он стал получать некоторое удовольствие от выполненного задания и постепенно стал интересоваться отметками. Его уже не так устраивает 4 с плюсом, лучше 5 с минусом. Но главное не это!
Главное, что у ребенка хорошее настроение от выполненных заданий, которые ему по силам. Нет стресса от неудач и ситуации неуспеха. Есть любовь близких и принятие педагогов.
Все это благодаря тому, что родители приняли ситуацию правильно, радуются малым успехам, не загоняют себя и ребенка.
И у школы есть официальная возможность вести мальчика по упрощённой программе. В подобных ситуациях — это верный способ сохранить добрые отношения в семье.
Написано под воздействием эмоций и комментариев под статьями о детях с ОВЗ. Но право, не на пользу детям взрослые амбиции по поводу цензового образования.
Не будет счастливым ребенок, которого не принимают сверстники и педагоги.
Задача родителей помочь, а не искать виноватых.