В поездках события спрессованы в тугой брекет. По прошествии времени они разворачиваются в твоей голове/душе во впечатления.
Концентрация моих впечатлений от выставки "Новые сказки - современные русские лаки" - это оооочень "крепкий чай", который ещё очень долго можно разбавлять кипятком.
Делюсь чайфиром (не уверена в правильности написания) впечатлений.
Это не то, что КОСМОС, это ВСЕЛЕННАЯ
Пристегните ремни. Признание в любви русским лакам....
Начинаем...
В далёких 90-х, я, начиная с первого курса своего художественного училища, начала расписывать матрёшек на продажу. Именно там я впервые близко познакомилась с Палехом, палехской миниатюрой.
Больших, дорогих , сюжетных матрёшек обычно рисовали два художника: один автор - сюжет, как правило, копию с палехских или федоскинских шкатулок, второй автор делал оформление (роспись платка, сарафана) и пр.
Так вот мне посчастливилось, в полном смысле слова, прикоснуться к искусству Палеха.
Ибо я была тем самым вторым художником, что делал оформиловку матрёшке с настоящей палехской миниатюрой в медальоне на "пузике" матрёшки.
Не помню уже сейчас, каким ветром занесло палешан к нам в Питер, но это были настоящие палехские, промысловые художники.
Вот тогда я так близко и в своих руках увидела это чудо. Картинка была без лака, матовая, мерцающая дивными сочетаниями цветов.
Медальон "лачили" и отдавали нам для дальнейшей работы.
Я могла часами смотреть на эту миниатюру, боясь прикоснуться к матрёшке.
Казалось, что ничего здесь уже не надо.
Что ни на рисуешь, все лишнее...
Так началось моё знакомство и любовь с традиционной лаковой миниатюрой.
Кое что из истории ДПИ
В России и далее в СССР существовало четыре школы лаковой миниатюры: Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино.
У всех были свои художественные особенности, позволяющие отличить одну школу от другой.
Палех - это всегда черный фон, определенные цветовые решения, композиционные приемы.
Цвета: оттенки красного, оранжевые, киноварь, конечно же, золото.
Мастера - светлые фоны, преобладание горизонтальной многофигурной композиции, бытовые сцены, яркие насыщенные краски, много золота (поталь, творёное золото) использование золочения в качестве фона.
Холуй - более аскетичный, выверенная композиция , этакий минимализм по сравнению с "соседями"
Федоскино - светлые фоны внутри композиции/ сюжета. Использование перламутровых пластин в качестве фона или "подложки" под роспись отдельных деталей изображения.
Картинка буквально светится изнутри.
Это если коротко о русских лаках.
В голове сидят традиционные запомненные ещё с училища сюжеты, композиции, живописные приемы...не убавить не прибавить
НО...НЕТ...
В экспозиции представлены работы династии художников.
Очень интересно наблюдать за эволюцией сюжета в работах отца и сына.
Вертуозная техника исполнения, графика, доведённая до совершенства, японский минимализм в композиции...
Уже многобукв получилось.
Давайте, вместо еще тысячи слов посмотрим визуальный ряд.
А ещё, можно приехать к нам в КОБАЛЬТ. Мастерская авторской куклы и посмотреть прекрасный каталог с этой выставки.
Мы решили не только сохранить впечатления от выставки , но и иметь возможность возвращаться к ним в любой момент.
У нас , вообще, очень неплохая тематическая библиотека собралась.
Приходите в Мастерскую авторской куклы "Кобальт" в Петербурге
Альбом с фото можно посмотреть вот здесь
P.S. В Москву я ехала целенаправленно на эту выставку.
Эту и ещё "про ковры", о которой расскажу позже.