«…Не случайно моя первая картина была "Гонец", и с тех пор всякие "Вестники" – моя любимая тема. А в пути, в постоянном движении "Вестники" особенно разновидны. Во всяких одеждах, во всяких головных уборах, но с тою же улыбкою добра», – писал Николай Рерих в 1946 году.
В творчестве Николая Рериха от самых ранних полотен славянского периода до последних, написанных среди гималайских гор в индийской долине Кулу, тема вести и вестников раскрывается множеством граней.
Весть. Сообщение. Передача информации. В наш цифровой век – самое привычное явление, вроде бы лишенное какой-либо таинственности. Чем же эта тема так привлекала художника, прошедшего очень необычный жизненный и творческий путь? И что многочисленные вестники Николая Рериха могут рассказать о нем самом?
В корпусе Бенуа Русского музея проходит новаторская выставка «Весть», разнообразные экспонаты которой призывает поразмышлять над природой коммуникации, а также приглашает взглянуть на историю развития способов передачи информации – от всадников-гонцов до современных мессенджеров.
Поговорим о теме вести в творчестве Николая Рериха на примере картин из коллекции Русского музея.
Послание как ритуал
«Послание как ритуал» — так называется один из разделов выставки «Весть». Ритуал, таинственное ночное действо первобытных людей, облаченных в звериные шкуры, мы видим на данной работе художника «Заклятие земное».
В начале своего творческого пути Николай Рерих написал множество картин с изображением сцен из жизни первобытного человека и эпизодов из истории древних славян. Художника привлекала внутренняя сила людей прошлого и цельность их представления о мире. Для героев картины «Заклятие земное» материальное и духовное, земное и небесное одинаково реальны. Ночью, в ритуальном танце, шаманы взывают к таинственным духам или богам, населяющим окружающий мир.
Рерих серьезно занимался археологией, проводил раскопки курганов, читал лекции в Петербургском Археологическом институте, собирал коллекцию древностей. Академические знания позволяли ему очень точно и исторически достоверно изображать предметный, вещественный мир – например, костюмы шаманов в этой картине. В то же время, прикосновение к археологическим артефактам и изучение древних документов пробуждали воображение живописца. Его произведения, посвященные древнему миру, похожи на визуальный эпос. «Заклятие земное» окутывает зрителя былинно-сказочной атмосферой.
Сочетание документальной точности исторических деталей, общая условность живописного языка и богатая фантазия в придумывании сюжетов – характерная особенность практически всего творчества Николая Рериха.
Возможно, именно в этой двойственности конкретного и общего, реального и иносказательного и кроется одна из причин интереса художника к теме вести и вестников.
Если в «Заклятии земном» люди обращаются к неведомым силам мира, то в еще одной ранней картине художника «Зловещие» наоборот, таинственные силы мира несут весть людям.
Известно, что при работе над этой картиной Николай Рерих сначала изобразил древний город и на его фоне – стаю черных птиц. Вороны-падальщики собрались потому, что город ожидала горькая судьба и гибель. Но, затем, художник обрезал верхнюю часть холста, сосредоточив все внимание на птицах. Ворон – дурной знак, вестник горя. Тревожное послание, неясное предчувствие надвигающейся беды стало основной темой произведения.
В этой картине художник использует двойственное свойство знака, символа, приметы: нечто совершенно обыкновенное, материальное, становится проявлением неизведанных сил, говорящих с людьми на языке намеков и предсказаний. В существовании таких сил древние люди не сомневались.
В знаменитой картине «Веления неба» люди и силы природы ведут диалог. Облака изображены как проявление одухотворенной, мощной и прекрасной стихии.
Николай Рерих писал: «Люди определённо делятся на два вида. Одни умеют радоваться небесному зодчеству, а для других оно молчит, или, вернее, сердца их безмолвствуют. Но дети умеют радоваться облакам и возвышают своё воображение. А ведь воображение наше — лишь следствие наблюдательности. И каждому от первых дней его уже предполагается несказуемая по красоте своей небесная книга…».
Посвящая картины древнему миру, художник, конечно, обращался к своим современникам. Николай Рерих считал, что искусство должно украшать жизнь и вдохновлять на достойные, героические поступки и великие свершения. Современному человеку есть чему поучиться у своего далекого предка. Как живописец отмечал по собственному опыту, воображение – лишь следствие наблюдательности, а для наблюдательного человека весь окружающий мир – книга. Умея читать знаки в книге, можно получить множество удивительных знаний об истории человечества и законах природы.
Письмена, шифры, коды
В 1923 году Николай Рерих отправился в беспрецедентную Центрально-Азиатскую экспедицию. Она заняла 5 лет, караван посетил Индию, Китай, Тибет, Монголию, Сикким, Алтай, прошел множество труднодоступных горных перевалов. По окончании экспедиции художник навсегда поселился в Индии.
Его полотна наполнила синева гималайских гор, красота разнообразных природных ландшафтов, строения и другие особенности жизни встреченных по пути людей разных культур и народностей. Но осталась неизменной условность изобразительного языка и точность этнографических и исторических деталей. Художник писал восточные храмы и твердыни, не только создавая художественные произведения, но и сохраняя облики объектов культуры, которые в будущем могут быть разрушены.
В картине «Скалы Лахула (Знаки Гэсэра)» он изобразил камень с древними наскальными рисунками. Наскальная живопись в изображении Рериха отличается такой точностью, что ученые могут определить век, культуру и территорию, на которой были распространены именно такие знаки. Это наскальных рисунки эпохи бронзы, обнаруженные в Индии, Киргизии, Казахстане, Монголии, Западном Тибете. На камне представлена сцена, посвященную легендарному божественному герою Гэсэру.
Еще один раздел выставки «Весть» в корпусе Бенуа называется «Письмена, шифры, коды». Николай Рерих считал, что восточная легенда о Гэсэр-хане обращена в будущее и в ней скрыто пророчество о воплощении божественного героя на земле в новом веке добра и истины.
Таким образом, письмена на скалах Лахула объединяют прошлое, настоящее и будущее, реальное и легендарное, предмет и идею.
Так сложно и многогранно явление вести, и творчеству Рериха, наполненному намеками, символами и предсказаниями, оно было очень близко.
Посмотрим еще несколько произведений.
ВВ «Огнях победы» показана практическая функция передачи вести с помощью сигнальных огней. У подножия башни – Тимур (Тамерлан) со своим конем. Во времена Тамерлана сторожевые башни назывались «цветы Тамерлана». Условными огнями передавались важные сведения, в том числе о начале войн и о победе.
Год написания (1940) придает этому историческому этюду значение иносказательного послания. Уже началась Вторая мировая война и на родину художника надвигалась Великая Отечественная.
ННиколай Рерих был разносторонне одаренным и необычайно трудолюбивым человеком. Он серьезно занимался не только живописью и археологией, но написал множество литературных трудов, статей, очерков, дневников. Некоторые его картины сопровождаются словесным пояснением, которое дополняет и как бы оживляет изображенную сцену.
Иногда весть заключена не в самой картине, а в литературном пояснении или загадочном названии. Такова картина «Помни!», смысл которой можно трактовать по-разному.
О чем должен помнить всадник, отправляющийся в далекий путь? О тепле родного дома, который кажется таким хрупким и эфемерным на фоне вечных громад горных вершин? Это одно из последний произведений художника. Может быть, он обращался в этой картине к самому себе?
Вестников, посылающих стрелы с посланием, гонцов на конях или устремляющихся по водной глади Николай Рерих изображал множество раз. Его вестники всегда несут некое важное, меняющее жизнь сообщение или предупреждение. Часто их путь окутан тайной и им непременно нужно успеть к назначенному сроку.
И самого Николая Рериха называют вестником красоты и культуры. Помимо искусства и науки, он занимался общественной деятельностью и стал автором «Пакта Рериха» – первого международного договора о защите культурных ценностей.
Во времена, когда драматически менялся мир, а искусство отвечало на перемены появлением множества экспериментальных течений и направлений, Николай Рерих в более чем 5000 полотен неизменно продолжал воплощать творить своеобразный мир, названный писателем Леонидом Андреевым «Державой Рериха». В Державе Рериха живут герои и пророки всех времен и народов, рисунки на скалах оживляют древние легенды и сказания, а красота величественных гор и целительный покой зеленых долин не позволяет помыслить о чем-то мелочном и недостойном. Творческое наследие мастера отличается исключительной художественной цельностью.
Универсально одаренный, мыслитель, художник и ученый, Николай Рерих всегда знал, какое послание он хочет оставить зрителям в своих произведениях. Хотя нам не всегда бывает легко его разгадать.
Произведение «Вестник от Гималаев» Николая Рериха можно увидеть на выставке «Весть» в корпусе Бенуа, а ряд других его картин – в постоянной экспозиции Михайловского дворца Русского музея. Выставка «Весть» открыта до 2 декабря.