Найти в Дзене
Русский музей

Весть и вестники Николая Рериха

Оглавление
«…Не случайно моя первая картина была "Гонец", и с тех пор всякие "Вестники" моя любимая тема. А в пути, в постоянном движении "Вестники" особенно разновидны. Во всяких одеждах, во всяких головных уборах, но с тою же улыбкою добра», – писал Николай Рерих в 1946 году.

В творчестве Николая Рериха от самых ранних полотен славянского периода до последних, написанных среди гималайских гор в индийской долине Кулу, тема вести и вестников раскрывается множеством граней.

Весть. Сообщение. Передача информации. В наш цифровой век – самое привычное явление, вроде бы лишенное какой-либо таинственности. Чем же эта тема так привлекала художника, прошедшего очень необычный жизненный и творческий путь? И что многочисленные вестники Николая Рериха могут рассказать о нем самом?

В корпусе Бенуа Русского музея проходит новаторская выставка «Весть», разнообразные экспонаты которой призывает поразмышлять над природой коммуникации, а также приглашает взглянуть на историю развития способов передачи информации – от всадников-гонцов до современных мессенджеров.

Поговорим о теме вести в творчестве Николая Рериха на примере картин из коллекции Русского музея.

Послание как ритуал

«Заклятие земное», 1907
«Заклятие земное», 1907

«Послание как ритуал» так называется один из разделов выставки «Весть». Ритуал, таинственное ночное действо первобытных людей, облаченных в звериные шкуры, мы видим на данной работе художника «Заклятие земное».

В начале своего творческого пути Николай Рерих написал множество картин с изображением сцен из жизни первобытного человека и эпизодов из истории древних славян. Художника привлекала внутренняя сила людей прошлого и цельность их представления о мире. Для героев картины «Заклятие земное» материальное и духовное, земное и небесное одинаково реальны. Ночью, в ритуальном танце, шаманы взывают к таинственным духам или богам, населяющим окружающий мир.

Рерих серьезно занимался археологией, проводил раскопки курганов, читал лекции в Петербургском Археологическом институте, собирал коллекцию древностей. Академические знания позволяли ему очень точно и исторически достоверно изображать предметный, вещественный мир – например, костюмы шаманов в этой картине. В то же время, прикосновение к археологическим артефактам и изучение древних документов пробуждали воображение живописца. Его произведения, посвященные древнему миру, похожи на визуальный эпос. «Заклятие земное» окутывает зрителя былинно-сказочной атмосферой.

Сочетание документальной точности исторических деталей, общая условность живописного языка и богатая фантазия в придумывании сюжетов – характерная особенность практически всего творчества Николая Рериха.

Возможно, именно в этой двойственности конкретного и общего, реального и иносказательного и кроется одна из причин интереса художника к теме вести и вестников.

«Зловещие», 1901
«Зловещие», 1901

Если в «Заклятии земном» люди обращаются к неведомым силам мира, то в еще одной ранней картине художника «Зловещие» наоборот, таинственные силы мира несут весть людям.

Известно, что при работе над этой картиной Николай Рерих сначала изобразил древний город и на его фоне – стаю черных птиц. Вороны-падальщики собрались потому, что город ожидала горькая судьба и гибель. Но, затем, художник обрезал верхнюю часть холста, сосредоточив все внимание на птицах. Ворон – дурной знак, вестник горя. Тревожное послание, неясное предчувствие надвигающейся беды стало основной темой произведения.

В этой картине художник использует двойственное свойство знака, символа, приметы: нечто совершенно обыкновенное, материальное, становится проявлением неизведанных сил, говорящих с людьми на языке намеков и предсказаний. В существовании таких сил древние люди не сомневались.

«Веления неба», 1915
«Веления неба», 1915

В знаменитой картине «Веления неба» люди и силы природы ведут диалог. Облака изображены как проявление одухотворенной, мощной и прекрасной стихии.

Николай Рерих писал: «Люди определённо делятся на два вида. Одни умеют радоваться небесному зодчеству, а для других оно молчит, или, вернее, сердца их безмолвствуют. Но дети умеют радоваться облакам и возвышают своё воображение. А ведь воображение наше — лишь следствие наблюдательности. И каждому от первых дней его уже предполагается несказуемая по красоте своей небесная книга…».

Посвящая картины древнему миру, художник, конечно, обращался к своим современникам. Николай Рерих считал, что искусство должно украшать жизнь и вдохновлять на достойные, героические поступки и великие свершения. Современному человеку есть чему поучиться у своего далекого предка. Как живописец отмечал по собственному опыту, воображение – лишь следствие наблюдательности, а для наблюдательного человека весь окружающий мир – книга. Умея читать знаки в книге, можно получить множество удивительных знаний об истории человечества и законах природы.

Письмена, шифры, коды

«Скалы Лахула (Знаки Гэсэра)», 1935
«Скалы Лахула (Знаки Гэсэра)», 1935

В 1923 году Николай Рерих отправился в беспрецедентную Центрально-Азиатскую экспедицию. Она заняла 5 лет, караван посетил Индию, Китай, Тибет, Монголию, Сикким, Алтай, прошел множество труднодоступных горных перевалов. По окончании экспедиции художник навсегда поселился в Индии.

Его полотна наполнила синева гималайских гор, красота разнообразных природных ландшафтов, строения и другие особенности жизни встреченных по пути людей разных культур и народностей. Но осталась неизменной условность изобразительного языка и точность этнографических и исторических деталей. Художник писал восточные храмы и твердыни, не только создавая художественные произведения, но и сохраняя облики объектов культуры, которые в будущем могут быть разрушены.

В картине «Скалы Лахула (Знаки Гэсэра)» он изобразил камень с древними наскальными рисунками. Наскальная живопись в изображении Рериха отличается такой точностью, что ученые могут определить век, культуру и территорию, на которой были распространены именно такие знаки. Это наскальных рисунки эпохи бронзы, обнаруженные в Индии, Киргизии, Казахстане, Монголии, Западном Тибете. На камне представлена сцена, посвященную легендарному божественному герою Гэсэру.

Еще один раздел выставки «Весть» в корпусе Бенуа называется «Письмена, шифры, коды». Николай Рерих считал, что восточная легенда о Гэсэр-хане обращена в будущее и в ней скрыто пророчество о воплощении божественного героя на земле в новом веке добра и истины.

Таким образом, письмена на скалах Лахула объединяют прошлое, настоящее и будущее, реальное и легендарное, предмет и идею.

Так сложно и многогранно явление вести, и творчеству Рериха, наполненному намеками, символами и предсказаниями, оно было очень близко.

Посмотрим еще несколько произведений.

«Огни победы (дозорные огни на Гобийских башнях)», 1940
«Огни победы (дозорные огни на Гобийских башнях)», 1940

ВВ «Огнях победы» показана практическая функция передачи вести с помощью сигнальных огней. У подножия башни – Тимур (Тамерлан) со своим конем. Во времена Тамерлана сторожевые башни назывались «цветы Тамерлана». Условными огнями передавались важные сведения, в том числе о начале войн и о победе.

Год написания (1940) придает этому историческому этюду значение иносказательного послания. Уже началась Вторая мировая война и на родину художника надвигалась Великая Отечественная.

«Помни!», 1947
«Помни!», 1947

ННиколай Рерих был разносторонне одаренным и необычайно трудолюбивым человеком. Он серьезно занимался не только живописью и археологией, но написал множество литературных трудов, статей, очерков, дневников. Некоторые его картины сопровождаются словесным пояснением, которое дополняет и как бы оживляет изображенную сцену.

Иногда весть заключена не в самой картине, а в литературном пояснении или загадочном названии. Такова картина «Помни!», смысл которой можно трактовать по-разному.

О чем должен помнить всадник, отправляющийся в далекий путь? О тепле родного дома, который кажется таким хрупким и эфемерным на фоне вечных громад горных вершин? Это одно из последний произведений художника. Может быть, он обращался в этой картине к самому себе?

«Вестник от Гималаев», 1940
«Вестник от Гималаев», 1940

Вестников, посылающих стрелы с посланием, гонцов на конях или устремляющихся по водной глади Николай Рерих изображал множество раз. Его вестники всегда несут некое важное, меняющее жизнь сообщение или предупреждение. Часто их путь окутан тайной и им непременно нужно успеть к назначенному сроку.

И самого Николая Рериха называют вестником красоты и культуры. Помимо искусства и науки, он занимался общественной деятельностью и стал автором «Пакта Рериха» – первого международного договора о защите культурных ценностей.

Во времена, когда драматически менялся мир, а искусство отвечало на перемены появлением множества экспериментальных течений и направлений, Николай Рерих в более чем 5000 полотен неизменно продолжал воплощать творить своеобразный мир, названный писателем Леонидом Андреевым «Державой Рериха». В Державе Рериха живут герои и пророки всех времен и народов, рисунки на скалах оживляют древние легенды и сказания, а красота величественных гор и целительный покой зеленых долин не позволяет помыслить о чем-то мелочном и недостойном. Творческое наследие мастера отличается исключительной художественной цельностью.

Универсально одаренный, мыслитель, художник и ученый, Николай Рерих всегда знал, какое послание он хочет оставить зрителям в своих произведениях. Хотя нам не всегда бывает легко его разгадать.

Произведение «Вестник от Гималаев» Николая Рериха можно увидеть на выставке «Весть» в корпусе Бенуа, а ряд других его картин – в постоянной экспозиции Михайловского дворца Русского музея. Выставка «Весть» открыта до 2 декабря.