Во времена Османской империи самым знаменитым гаремом был дворец Сераль, расположенный в Константинополе. Он напоминал целый город, окружённый высокими стенами и заселённый как пленницами, так и девушками, чьи родители отправили их туда добровольно.
Давайте представим себе жизнь простой наложницы в османском гареме, которая мечтает стать главной женой султана.
***
Меня зовут Севен, что означает «любящая, преданная». Я считаюсь избранной любимицей султана, а точнее сказать, любимицей из тысячи его наложниц. Я мечтала об этом с малых лет, когда мама рассказывала о великолепии дворца. Гарем представлялся мне миром, где живут сказочные принцессы в красивых нарядах, которым дозволено веселиться и есть восточные сладости каждый день. Я очень надеялась, что когда вырасту смогу понравиться султану. И мне повезло, что я стала весьма привлекательной девушкой. А это очень важно, потому что жизнь во дворце доступна только красавицам, которые прошли строгий отбор. В гарем я попала в возрасте 17 лет, что является обычным для наложницы, хотя бывают и еще моложе. Молодых девушек забирают в гарем в раннем возрасте, чтобы к моменту взросления они научились искусству любви. Однако реальность оказалась иной, нежели мои наивные детские грёзы. Вместо бесконечного веселья, здесь царили интриги, зависть и постоянная борьба за внимание султана. Каждый день мои соперницы соревновались в искусстве обольщения, стремясь стать фавориткой могущественного правителя.
Мои покои были далеко не такими роскошными, как я их себе воображала. Вместо завораживающих ковров — простые подушки, а на стенах — лишь несколько выцветших гобеленов. Изредка я получала дары от султана, но стать главной женой я пока не смогла. В его сердце была другая женщина.
***
Я думаю, что вам будет интересно узнать о том, как проходят мои дни в гареме. Дневные часы порой тянутся медленно, и в такие моменты мы проводим время за игрой на музыкальных инструментах или занимаемся рукоделием. Я часто захожу в библиотеку, где читаю, а иногда и заучиваю наизусть стихи. Мы все время чему-то учимся и практикуем мастерство танца, музыки и, конечно, изящное искусство вести беседу. Наложница должна всегда быть готовой к любым капризам султана. Например, порадовать его своими талантами или легким разговором о погоде или вкусной еде. Вечер приносит прохладу и надежду. Время, когда мы, возможно, удостоимся чести провести несколько бесценных минут с султаном. Каждая из нас втайне надеется быть замеченной, поэтому старается всеми методами обратить на себя внимание султана.
***
Сегодня я получили приглашение от султана посетить его покои. Беседа с ним была недолгой, однако его неожиданное внимание к моим стихам поразило. Я изучаю арабскую поэзию, потому что хочу удивить султана не только внешностью, но и умом. Теперь понимаю, что эти редкие моменты счастья с султаном делят жизнь наложниц в гареме на до и после. Мы все живем в томительном ожидании встречи с ним, так как девушкам неизвестно, кого на этот раз он пригласит в свои покои. Мне очень повезло, ведь некоторым наложницам в течение всей жизни так и не удалось встретиться с султаном. Для того чтобы они не испытывали горечи от своего положения, им дают разные опьяняющие средства от душевных ран. Я не пожелаю никому такой судьбы.
***
Ночь с султаном оказалась просто волшебной. Я была немного напугана, но правитель обходился со мной очень бережно. Утром мне преподнесли замечательное украшение: ожерелье из золота с изумрудными вставками.
***
Жизнь наша протекает исключительно внутри гарема, но я не жалуюсь на судьбу. Есть девушки, которые мечтают ускользнуть от стражи и найти себе мужа за пределами дворцовых стен, однако я осознаю, что это попросту нереально. Наложницам гарема никогда не позволяют встречаться с посторонними, поскольку за это полагается смертная казнь. Внешние ворота гарема охраняются тремястами черными евнухами под командованием кизляра-аги. Все мы очень боимся черных евнухов, ведь это грубые существа, подобные животным. Только они имеют возможность заходить во внутренний сад гарема. Когда султан отправляется на прогулку, слуги и белые евнухи остаются за пределами сада, его сопровождает лишь кизляр-ага и черные евнухи. Садовники обязаны немедленно покинуть сад, услышав страшный и священный сигнал «гелвет». Любому, кто окажется в саду в момент прогулки женщин, угрожает неминуемая гибель, так как черные евнухи убьют его без колебаний, не принимая никаких объяснений. Эти безжалостные стражи уверены, что имеют право убить любого, кто не успел уйти, когда они сопровождают султана. После черных евнухов идут белые, их число сопоставимо с первыми. Они образуют вторую стражу вне гарема. Из-за более тесных контактов с внутренними сторожами Сераля они несколько образованнее черных. Их начальник, известный как капу-агасси, уважаем, но его права и статус ниже главы черных евнухов, являющегося великим сановником империи, тогда как капу-агасси всего лишь высокопоставленное лицо при дворе. Кто-то постучался в дверь. Мне надо прерваться…
***
Так вот, за служение султану и уход за его комнатами отвечают исключительно пажи (ичь-агасси), молодые люди, обычно низкого происхождения, набранные из разных турецких провинций через покровительство влиятельных чиновников. Эти пажи, благодаря поддержке, достигают почетных мест в Серале и никогда не забывают своих благотворителей.
Пажи делятся на четыре группы. Первая включает тех, кто служит перед самим султаном и сопровождает его повсюду, кроме гарема. Вторая, крупнейшая группа, это те, кто служит султану и его женам в качестве виночерпиев. Третья группа готовит себя к военной службе. В четвертую входят те, кому поручено охранять все сокровища Сераля, включая драгоценности и деньги. У них же в ведении все поступающие и расходуемые фонды султанской казны.
Сегодня я хочу поделиться с вами своими чувствами, ведь с утра я мельком увидела султана в саду во время прогулки. Я заметила, как он мимолетно тоже взглянул в мою сторону, и моё сердце забилось быстрее. Быть обычной наложницей — для меня мало. Я мечтаю стать его главной женой.
***
Сегодня ночью мне приснился странный сон, в котором султан назначил меня главной жены. Во сне я держала на руках младенца — наследника султана. Интересно, это благословение свыше? Ведь, вчера я получила небольшой знак внимания от султана: нежное прикосновение его руки и тихое ласковое слово на ухо. Этот момент был словно яркая вспышка света, которой мне так не хватало. А уже сегодня мне выпала честь быть приглашенной на завтрак с ним.