Найти в Дзене
Время жатвы

Не делай идола из святого!

Один и тот же Христос светит благодатью через душу и тело всех преподобных Отцов церкви. Само звание (чин, лик) "преподобный" означает, что человек своей жизнью и подвигом пришел в подобие Христу, стал богом по благодати (помимо преподобия церковь чтит и другие лики святости: святители, мученики. страстотерпцы, праведные, блаженные, равноапостольные и др. - но в данной статье "преподобие" рассматривается больше как свойство, а не как чин). Поэтому канонические иконы святых выглядят практически одинаково, за исключением малых индивидуальных черт, так как выражают Единого Сына Божьего, проявившего Себя через конкретного человека. Почитание икон святых - это почитание Христа, в первую очередь, а не преуспевшего в духовном делании человека (как будто он сам родил свою святость и стал небожителем, как некий герой по принципу древнегреческих мифов). А житие преподобного - это путь синергического взаимодействия человека и Святого Духа, явленное здесь на Земле в реальных людях и обстоятельств

Один и тот же Христос светит благодатью через душу и тело всех преподобных Отцов церкви. Само звание (чин, лик) "преподобный" означает, что человек своей жизнью и подвигом пришел в подобие Христу, стал богом по благодати (помимо преподобия церковь чтит и другие лики святости: святители, мученики. страстотерпцы, праведные, блаженные, равноапостольные и др. - но в данной статье "преподобие" рассматривается больше как свойство, а не как чин).

Поэтому канонические иконы святых выглядят практически одинаково, за исключением малых индивидуальных черт, так как выражают Единого Сына Божьего, проявившего Себя через конкретного человека. Почитание икон святых - это почитание Христа, в первую очередь, а не преуспевшего в духовном делании человека (как будто он сам родил свою святость и стал небожителем, как некий герой по принципу древнегреческих мифов). А житие преподобного - это путь синергического взаимодействия человека и Святого Духа, явленное здесь на Земле в реальных людях и обстоятельствах; это воплотившееся в частной человеческой жизни Евангелие. Но не просто биография, как это принято сегодня читать о известных людях.

Опасность в том, что мы по неведению начинаем смотреть на святых также, как смотрим на светских исторических известных деятелей, чем возводим их идол в своих умах и поклоняемся ему, игнорируя Первоисточник их света. И житие читаем, как биографию, чем низводим промыслительную деятельность Бога о своем высшем творении до простой последовательности жизненных обстоятельств; то есть лишаем его благоговейного душеполезного смысла.

Или, что еще хуже, возводим святых в ранг магических полубогов, которые каждый сам по себе и отвечает за конкретную сферу жизни (за здоровье, за учебу, за брак, за бизнес и т.д.). Все знаем какой святой за что отвечает и как ему молиться. Это называется откровенное язычество, причем в его низшей форме, когда разум совсем отходит на задний план.

Именно из-за такой идолистической формы почитания икон в 6-8 вв. н.э. многие высокопоставленные христиане стали иконоборцами и начались довольно жестокие споры по этому поводу. Был созван VII вселенский собор в 787г., на котором был утвержден догмат о правильном почитании икон (в статье не рассматриваю, а вас, читатель, прошу ознакомиться с решениями собора самостоятельно). В целом, суть соборного решения в том, что не сама икона (т.е. дерево, холст, краски и изображенный образ), а Тот, на Кого направлен образ есть объект почитания, что довольно просто для понимания, но в силу нашей общей духовной слабости зачастую становится неочевидным.

Неправильно смотреть на преподобного как на идол, льстить ему и пытаться обратить на себя внимание, как мы привыкли делать это со звездами светского сообщества.

Слава святого сияет в духовном мире, а не среди людей и не видна для них. Он узнан и признан Богом, а не в среде человеческих иерархий успешности. Он только по наружности как мы, но духом иной совершенно. В его присутствии открытый духовно человек испытывает умиротворение, благоговейный страх, тихую радость и окрыляющую возносящую в духовную высь любовь.

Христианин, который не имеет опыта безмолвия и внутренний молитвы, не может хоть даже чуть-чуть понять внутренний мир преподобного и потому не имеет представления к кому обращается. Он видит внешний образ и по нему рисует в воображении личность святого, по аналогии как поступает и со всеми остальными людьми, и в этом сильно ошибается, так как общается в голове со своими картинками-идолами. А если получает просимое, то присваивает это действию своих молитв ко "святому", становится его преданным служителем. Это фантазии и прелесть. Дьявол очень любит таких фантазеров и всячески им потворствует.

Читайте также:

Расширение понятия "телесный подвиг"

О странничестве и блуде

Спасительная виновность пред Богом (греховность) и разрушительная психологическая виновность (плохость)

Отличие сострадания от жалости

Серафим Саровский
Серафим Саровский