Найти в Дзене
Время жатвы

Расширение понятия "телесный подвиг"

Тело неотделимо от души и неизбежно несет в себе отпечатки душевных страстей в виде болезней, искривлений позвоночника, зажатости мышц, мимики лица, запаха от тела, цвета кожи и проч. Эти недуги, укрепившись, сами становятся поддерживающим фактором для страсти, даже если умом она обличена и искоренена. Возникает ненужное борение. Может показаться, что Бог не отпускает греха, хотя на самом деле причина в нездоровом теле.

В науке есть термин близкий по смыслу - психосоматика.

Когда в творениях святых отцов говорится о телесном подвиге, то принято считать, что речь идет о посещении храма, физическом труде, поклонах, посте. Цель этих внешних деланий - поддержание здоровья и бодрости тела и смирение его страстности, необходимых для плодотворной долгой молитвы. Вся внешняя активность должна способствовать молитве. Если же человек здоров как бык, анализы как у супермена, кушает полезно и сбалансированно, но из-за блудных страстей не знает и не хочет знать Бога, то его здоровье враг ему. Поэтому наличие какой-то хронической болячки, смиряющей блуд, но не мешающей молитве, будет скорее благом, чем причиной к печали.

Другая крайность - чрезмерный пост, труд до изнеможения или уход в затвор под предлогом "умерщвления плоти" часто имеют причиной гордыню и не только не способствуют христианской жизни, но и приводят человека в помешательство.

Отсюда следует, что за телом необходимо правильно умеренно ухаживать.

Это спорт, включая кардионагрузки, растяжки, йога и прочее.

Это правильное питание и перерывы в питании. Пост должен укреплять молитву, а не расстраивать ее.

Это здоровое открытое общение без стрессов, интриг, манипуляций.

По мере укрепления в вере, жизнь становится все проще, чище и обычнее. Это можно считать критерием. Но простота - это не примитивность и бедность; чистота - это не брезгливость и избегание; обычность - это не повседневная рутинность.

Все внешнее устройство жизни (включая состояние тела, деятельность, питание, общение) должно способствовать совершенству внутреннему и тут нет конкретных решений, а только совесть определяет что хорошо человеку, а что плохо.