Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Приключенческий фильм о личной жизни милиционеров

Режиссёр Самвел Гаспаров с первых работ в кино зарекомендовал себя как мастер приключенческого жанра. В его фильмах всегда много трюков и динамичных сцен, поэтому они стабильно достигали успеха. Интересно, что режиссёр обращался к разным эпохам и экранизировал сюжеты и из прошлого, и из настоящего. И выпустив в 1982 году приключенческую драму о Гражданской войне «Шестой», он тут же начал новые съёмки. Но на этот раз

речь шла уже о современниках — сотрудниках московской милиции, которым регулярно приходится участвовать в опасных операциях. Но теперь режиссёр ввёл в повествование и новую линию, показа не только рабочие будни милиционеров, но и их обычную жизни вне работы.

Это был фильм «Без особого риска» (1983).

Кадр из фильма «Без особого риска»
Кадр из фильма «Без особого риска»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Сценаристом ленты был Рамиз Фаталиев, с которым Самвел Гаспаров сработался её на «Шестом», сценарий для которого тоже писал Фаталиев.

В центре нового сюжета оказались три сотрудника уголовного розыска: капитан Юрий Грановский, старший лейтенант Левон Аветисов и лейтенант Виктор Петров. Они — слаженная группа, коллеги, понимающие друг друга с полуслова и полувзгляда и не зря им доверяют сложные задержания.

Но у каждого есть личные проблемы. Юрий Грановский переживает проблемы с женой, которая устала всё время ждать мужа из бесконечных командировок и переживать за его жизнь. Витя Петров занимается воспитанием двух младших сестёр, которым он заменил родителей (отец ушел из семьи, а мать умерла). Левон Аветисов, уроженец Тбилиси, скучает по родине, постоянно звонит домой и каждый раз получает поручения (навестить приехавших знакомых, что-то купить, что-то кому-то передать и пр.). И всё это параллельно с ежедневной непростой работой, временами сопряжённый с серьёзным риском для самих милиционеров и их обязанностью минимизировать риск для окружающих, обычных граждан.

Кадр из фильма. Борис Невзоров
Кадр из фильма. Борис Невзоров

Главные роли в фильме сыграли Борис Невзоров (Грановский), Александр Галибин (Петров), Ашот Меликджанян (Аветисов). Занятный факт:

сценарист Рамиз Фаталиев, азербайджанец, сделал героя-армянина уроженцем грузинской столицы.

Александр Галибин в отличие от партнёров уже был знаком с режиссёром: он снимался в «Шестом», а потом сыграет главную роль и в следующем фильме Самвела Гаспарова «Координаты смерти» (1986). Прекрасно был известен зрителям и Борис Невзоров, у которого в активе была уже масса ролей.

Кадр из фильма. Александр Галибин
Кадр из фильма. Александр Галибин

А вот Ашот Меликджанян стал для аудитории открытием: для актёра это была всего третья роль в кино и первая на столичной киностудии (фильм создавала киностудия имени Горького). К сожалению, больше таких масштабных ролей актёр не получил, а в девяностые уехал из страны.

Кадр из фильмаа. Ашот Меликджанян
Кадр из фильмаа. Ашот Меликджанян

Роль жены Юрия Грановского получила Ольга Гаспарова, жена режиссёра Самвела Гаспарова, которая снималась во всех фильмах мужа.

Кадр из фильма. Ольга Гаспарова
Кадр из фильма. Ольга Гаспарова
Но «Без особого риска» стал их последней совместной работой, поскольку брак уже фактически распался. Причиной стала новая любовь режиссёра — молодая актриса Наталья Вавилова, на которой он и женился после развода с Ольгой.

Брак стал для обоих счастливым: пара была вместе вплоть до ухода Самвела Гаспарова из жизни в 2020 году.

Кадр из фильма. Михаил Пуговкин
Кадр из фильма. Михаил Пуговкин

Другие роли сыграли Михаил Пуговкин (отец Юрия Грановского), Михаил Кокшенов (водитель милицейской машины),

Кадр из фильм. Михаил Кокшенов
Кадр из фильм. Михаил Кокшенов

Вадим Захарченко (отец Виктора. Кстати, его новую жену отца, появившуюся на несколько секунд в сцене без слов, сыграла Раиса Рязанова),

Кадр из фильма. Вадим Захарченко
Кадр из фильма. Вадим Захарченко

Борис Химичев (полковник Сафонов, начальник оперативников).

Кадр из фильма. Борис Химичев
Кадр из фильма. Борис Химичев

Роли преступников получили каскадёры Александр Иншаков и Олег Федулов, которые были и постановщиками трюков. Любопытно, что небольшую роль одного из преступников сыграл и сам режиссёр.

В совсем маленьких ролях ищите Марию Скворцову, Георгия Милляра, Бориса Гитина.

В картине «Без особого риска» были трюковые сцены, в том числе динамичная автомобильная погоня со стрельбой. Но, по общему мнению, в этой части «Без особого риска» уступил прочим фильмам Самвела Гаспарова, которые каскадёрскими манёврами были насыщены больше. Тем не менее, исполнителям главных ролей пришлось пройти серьёзную подготовку. По сюжету их герои не только смелы, мужественны, хладнокровны, но ещё и очень спортивны.

В кадре зритель видит и тренировки милиционеров: занятия боевыми искусствами, стрельбу в тире, интенсивные заплывы в бассейне. Всё это актёры делали сами и не напрасно усердствовали на тренировках: почти во всех рискованных сценах Борис Неврозов, Александр Галибин и Ашот Меликджанян снялись без дублёров.
Кадр из фильмаа. Ашот Меликджанян
Кадр из фильмаа. Ашот Меликджанян

В прокат фильм «Без особого риска» вышел в мае 1983 года. Отход Самвела Гаспарова от чисто приключенческого жанра в сторону лёгкого психологизма зрителям не очень понравился: лента собрала меньшую аудиторию, чем предыдущие фильмы режиссёра. Но неуспешной картину назвать, конечно, никак нельзя, всё-таки её посмотрело больше 13 миллионов. От себя добавлю, что мне поворот в сторону «закулисной» жизни милиционеров как раз понравился. Понравился тем, что независимо от того, что происходит дома, оперативники всё равно чётко и продуманно делают своё очень небезопасное дело, оставляя рефлексии за бортом. Не могу не согласиться с упрёками, что авторы попытались впихнуть в ленту больше, чем можно, потому есть в ней некоторая схематичность, но всё равно фильм очень хороший, интересный и удерживающий внимание.

А каким вы видите «Без особого риска»: милицейским детективом или психологической драмой?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-11

В новых выпусках:

Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:

Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»: