Ещё и на скрипке научился играть. Речь идёт о Томасе Джефферсоне, авторе Декларации независимости и президенте США. Вундеркинд? Не совсем. Я уверен, что практически каждый ребёнок способен на такую гениальность, но в определённых условиях, в тех, что оказался маленький Томас.
Родился будущий президент в 1743 году на дальнем западном рубеже британской колонии Вирджинии. В общем, где-то на отшибе. Родители Томаса были образованными и не последними людьми в колониальном обществе. Отец собрал дома большую библиотеку. Огромное количество книг стало неотъемлемой частью и жизни маленького Томаса.
Я недавно писал о факторах, предсказывающих (но не обуславливающих) умственное развитие детей. Именно эти факторы присутствовали в доме Томаса. Наличие книг - один из факторов.
Томас рано научился читать. Говорят, что он был самоучкой (как и его отец), но, скорее всего, научиться помогли ему родители. Так или иначе, к шести годам Томас уже активно читал книги отца и принялся за латинский, язык юристов и врачей.
Латинский, кстати, и сегодня - самый важный язык в Америке, что не афишируется. Изучают его только в элитных школах. Остальные же американские ученики годами овладевают Donde esta la biblioteca, чтобы затем похвастаться знанием испанского (как говорится, со словарём).
Так как родители Томаса занимали видное место в колониальной Вирджинии, такое же значимое место в семье занимала и латынь. Помните, как Ломоносов пешком отправился в Москву, чтобы учиться и, прежде всего, чтобы выучить латынь, язык передовой науки того времени? А Ломоносов жил примерно в то же самое время, что и отец Томаса.
За латынью последовал греческий язык, язык самых просвещённых деятелей эпохи Возрождения (например, Эразма Роттердамского). Благодаря знанию греческого языка они все читали Новый завет в оригинале, а не в переводе на церковный латинский язык. Знание же Святого писания считалось делом всей жизни европейских протестантов, переселившихся в Новый Свет.
Теперь же самое главное, с чего я начал. Томас рос в окружении взрослых и образованных людей. В школу в раннем возрасте не ходил, так как таковой не имелось. Таким образом, Томасу не на кого было ровняться, кроме как на своего начитанного отца. Именно отец, главным образом, и занимался образованием сына.
Ведь что обычно происходит, когда детей отравляют в школу учиться с другими ровесниками? По моим учительским наблюдениям, многие спускаются к наименьшему общему знаменателю, то есть они идут по пути наименьшего сопротивления, ровняясь на лоботрясов. Единцы тянутся за самыми сильными, становясь самыми сильными, и останавливаются, когда ровняться им больше не на кого.
Какой-нибудь абстрактный уникум вроде Томаса Джефферсона в качестве ориентира не годится, потому что он - абстракция. Ребёнку изо дня в день необходимо ровняться на конкретного лидера. В общем, Томасу повезло. Он тянулся к знаниям (отца) и даже но осознавал своей одарённости. Ребёнок совершенно органично раскрывал Богом заложенный в него талант.
Как раз поэтому дети на домашнем (или семейном) обучении в Америке сильно отличаются от детей школьных. Родители, решившиеся на такую форму обучения, - истинные герои с недюжим терпением и таким же недюжим желанием раскрыть потенциал своих детей. И дети учатся на полную катушку, как наш старший сын во время коронобесия: