Один из красивейших городов мира — Санкт-Петербург. Европейский лоск и русская широта в архитектуре города на Неве — заслуга многих зодчих с иностранными фамилиями, творивших и полюбивших нашу большую страну. О двух из них — Викторе Шрётере и Иерониме Китнере — написала знаменитый искусствовед, реставратор и автор книг Тамара Ивановна Николаева.
Каждый человек, прогуливаясь по улицам Санкт-Петербурга, найдёт в его архитектурном облике то, что тронет его сердце. В памяти всплывает Дом учёных в прошлом — Дворец Великого князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной или Сельскохозяйственный музей в Соляном городке. Первый возвёл Шрётер, второе строение — дело рук Китнера.
«Расцвет творчества Виктора Александровича Шрётера (1839-1901) и Иеронима Севастьяновича Китнера (1839-1929) ограничен последней третью XIX и началом XX века — периодом поздней эклектики, произведения которой объединяются в стиль. Идеи рационализма в этот период проявились в так называемой «кирпичной архитектуре», лидерами которой были оба зодчих».
Они любили свой родной Петербург, в котором родились и выросли. Друзья и соратники много работали вместе и хотели, чтобы их город был ещё краше. Однако путь в профессию у каждого был свой и не всегда простой...
Впрочем, судьба благоволила им. Оба в полной мере сумели реализовать свои способности.
Иероним Севастьянович на протяжении 50-летнего служения русскому зодчеству создал самые разнообразные постройки: Механический завод и особняк К.Б. Зигеля, Сельскохозяйственный музей, Институт гражданских инженеров, дом для Мирового съезда, школа для лютеранского прихода, Александровская мужская больница, дом Общества поощрения художеств. Кроме того, он построил и спроектировал ряд крупных учебных заведений в Москве, Киеве, Пензе. Будучи большим любителем новейших достижений инженерной мысли, из под его карандаша вышли проекты крытых рынков, оранжерей.
Виктор Александрович — автор торгового дома «Штоль и Шмит», здания Кредитного общества в Петербурге, театров в Рыбинске, Тифлисе, Иркутске, Нижнем Новгороде, Киеве. В народной памяти он остался в том числе как театральный архитектор.
«Беззаветность и трудолюбие, постоянное желание делиться своими знаниями, чувство товарищества - качества, привлекавшие к В. А. Шрётеру окружающих. Он был избран членом-корреспондентом Королевского института британских архитекторов, почётным членом Общества архитекторов Риги.
Проявлением популярности И. С. Китнера стало избрание его в 1911 году почётным членом Академии художеств. Его многообразная деятельность в Санкт-Петербургской городской думе снискала особое уважение и авторитет. Здесь он с успехом работал в различных городских комиссиях. Архитектора отличали добросердечие и дружелюбное отношение к окружающим. Мягкий обаятельный юмор помогал ему преодолевать житейские трудности».
В книге Тамары Николаевой озвучены имена мастеров, которые были наставниками и вдохновителями для молодых зодчих: Л.Л. Бонштедт, А.И. Кракау, А.К. Красовский, А.И. Штакеншнейдер, К.А. Тон, А.И. Резанов и другие.
Однако, окрепнув в профессии, герои книги Николаевой и сами стали авторитетными преподавателями.
«Оба преподавали в Строительном училище, преобразованном позднее в Институт гражданских инженеров. Неизменный интерес вызывали лекции Китнера в Институте инженеров путей сообщения. Ученическая ««робкая рука всегда встречала опору и поддержку в смелых линиях и контурах Иеронима Севастьяновича»». Они воспитали несколько поколений строителей конца прошлого века и внесли крупный вклад в развитие русской архитектуры, строительного дела, художественной промышленности и охраны памятников зодчества».
Но не только профессиональный путь описан в книге. Очень тонко и с большим уважением к двум талантливым зодчим автор рассказывает о личной жизни Китнера и Шрётера. Об их родословной, о том, кем стали их дети, судьбы потомков и последние дни жизни архитекторов. Известно, что Иероним Севастьянович, переживший Виктора Александровича на 28 лет, произнёс трогательную речь в день похорон друга.
Отрадно, что после ухода двух выдающихся мастеров эстафету их ремесла приняло новое поколение, продолжившее славить фамилии отцов.
«История зодчества знает немало архитектурных династий, из поколения в поколение принимавших участие в формировании Петербурга-Ленинграда. Такими были семьи Шрётеров и Китнеров, давшие городу видных зодчих и строителей. Среди них сыновья Виктора Александровича — Отто и Георгий, сыновья Иеронима Севастьяновича — Максимилиан и Ричард. Третье поколение семьи Китнера представлено Павлом Максимилиановичем. Их роднило гармоничное восприятие жизни и неустанный труд архитекторов, истоки которых были в глубинах петербургской культуры».
И этой культурой заражаются все, кто хоть раз побывал в удивительном городе на Неве. Европейский лоск и русская широта в сочетании с мастерством, а главное, любовью к месту, где ты родился и вырос, возвели этих зодчих в сонм выдающихся деятелей русской архитектуры.