Найти тему

Друзья и соратники

Оглавление

Один из красивейших городов мира Санкт-Петербург. Европейский лоск и русская широта в архитектуре города на Неве заслуга многих зодчих с иностранными фамилиями, творивших и полюбивших нашу большую страну. О двух из них Викторе Шрётере и Иерониме Китнере написала знаменитый искусствовед, реставратор и автор книг Тамара Ивановна Николаева.

Каждый человек, прогуливаясь по улицам Санкт-Петербурга, найдёт в его архитектурном облике то, что тронет его сердце. В памяти всплывает Дом учёных в прошлом — Дворец Великого князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной или Сельскохозяйственный музей в Соляном городке. Первый возвёл Шрётер, второе строение — дело рук Китнера.

«Расцвет творчества Виктора Александровича Шрётера (1839-1901) и Иеронима Севастьяновича Китнера (1839-1929) ограничен последней третью XIX и началом XX века — периодом поздней эклектики, произведения которой объединяются в стиль. Идеи рационализма в этот период проявились в так называемой «кирпичной архитектуре», лидерами которой были оба зодчих».
-2
-3

Они любили свой родной Петербург, в котором родились и выросли. Друзья и соратники много работали вместе и хотели, чтобы их город был ещё краше. Однако путь в профессию у каждого был свой и не всегда простой...

Впрочем, судьба благоволила им. Оба в полной мере сумели реализовать свои способности.

Иероним Севастьянович на протяжении 50-летнего служения русскому зодчеству создал самые разнообразные постройки: Механический завод и особняк К.Б. Зигеля, Сельскохозяйственный музей, Институт гражданских инженеров, дом для Мирового съезда, школа для лютеранского прихода, Александровская мужская больница, дом Общества поощрения художеств. Кроме того, он построил и спроектировал ряд крупных учебных заведений в Москве, Киеве, Пензе. Будучи большим любителем новейших достижений инженерной мысли, из под его карандаша вышли проекты крытых рынков, оранжерей.

Виктор Александрович — автор торгового дома «Штоль и Шмит», здания Кредитного общества в Петербурге, театров в Рыбинске, Тифлисе, Иркутске, Нижнем Новгороде, Киеве. В народной памяти он остался в том числе как театральный архитектор.

-4
«Беззаветность и трудолюбие, постоянное желание делиться своими знаниями, чувство товарищества - качества, привлекавшие к В. А. Шрётеру окружающих. Он был избран членом-корреспондентом Королевского института британских архитекторов, почётным членом Общества архитекторов Риги.
Проявлением популярности И. С. Китнера стало избрание его в 1911 году почётным членом Академии художеств. Его многообразная деятельность в Санкт-Петербургской городской думе снискала особое уважение и авторитет. Здесь он с успехом работал в различных городских комиссиях. Архитектора отличали добросердечие и дружелюбное отношение к окружающим. Мягкий обаятельный юмор помогал ему преодолевать житейские трудности».
Виктор Александрович Шрётер (1839-1901) и Иероним Севастьянович Китнер (1839-1929)
Виктор Александрович Шрётер (1839-1901) и Иероним Севастьянович Китнер (1839-1929)

В книге Тамары Николаевой озвучены имена мастеров, которые были наставниками и вдохновителями для молодых зодчих: Л.Л. Бонштедт, А.И. Кракау, А.К. Красовский, А.И. Штакеншнейдер,  К.А. Тон, А.И. Резанов и другие.

Однако, окрепнув в профессии, герои книги Николаевой и сами стали авторитетными преподавателями.

-6
«Оба преподавали в Строительном училище, преобразованном позднее в Институт гражданских инженеров. Неизменный интерес вызывали лекции Китнера в Институте инженеров путей сообщения. Ученическая ««робкая рука всегда встречала опору и поддержку в смелых линиях и контурах Иеронима Севастьяновича»». Они воспитали несколько поколений строителей конца прошлого века и внесли крупный вклад в развитие русской архитектуры, строительного дела, художественной промышленности и охраны памятников зодчества».

Но не только профессиональный путь описан в книге.  Очень тонко и с большим уважением к двум талантливым зодчим автор рассказывает о личной жизни Китнера и Шрётера. Об их родословной, о том, кем стали их дети, судьбы потомков и последние дни жизни архитекторов. Известно, что Иероним Севастьянович, переживший Виктора Александровича на 28 лет, произнёс трогательную речь в день похорон друга.

Отрадно, что после ухода двух выдающихся мастеров эстафету их ремесла приняло новое поколение, продолжившее славить фамилии отцов.

Максимилиан Иеронимович Китнер. Фотография начала XX века
Максимилиан Иеронимович Китнер. Фотография начала XX века
«История зодчества знает немало архитектурных династий, из поколения в поколение принимавших участие в формировании Петербурга-Ленинграда. Такими были семьи Шрётеров и Китнеров, давшие городу видных зодчих и строителей. Среди них сыновья Виктора Александровича — Отто и Георгий, сыновья Иеронима Севастьяновича — Максимилиан и Ричард. Третье поколение семьи Китнера представлено Павлом Максимилиановичем. Их роднило гармоничное восприятие жизни и неустанный труд архитекторов, истоки которых были в глубинах петербургской культуры».

И этой культурой заражаются все, кто хоть раз побывал в удивительном городе на Неве. Европейский лоск и русская широта в сочетании с мастерством, а главное, любовью к месту, где ты родился и вырос, возвели этих зодчих в сонм выдающихся деятелей русской архитектуры.

Дворец великого князя Владимира Александровича. Акварель. Художник Альберт Бенуа. 1870-е годы.
Дворец великого князя Владимира Александровича. Акварель. Художник Альберт Бенуа. 1870-е годы.

Познакомиться с увлекательной монографией можно в читальном зале ЦНТБ СиА, а приобрести книгу на официальном сайте Издательского дома "Коло" в Санкт-Петербурге.