Многих родителей начинает волновать проблема отсутствия речи у детей в возрасте 1,5-2 года.
К сожалению, у нас очень мало специалистов, которые занимаются подобными проблемами в таком возрасте. Мало кто может различить задержку речевого развития от тяжёлого недоразвития речи.
Поэтому у одних проблема "рассасывается" сама по себе с взрослением ребёнка, а у кого-то она приобретает более серьёзные последствия.
Причины, по которым дети не говорят, различны, как и различны диагнозы, которые ставят таким детям.
Но их объединяет одно - отсутствие речи!
Мне бы хотелось обратить внимание родителей не только на речевые проблемы, которые в семьях выносятся на первый план, а на психическое развитие детей!
Порою поставив единственную цель - запуск речи, уходит на второй план, а порою на очень далëкий план всë остальное.
Можно конечно возлагать надежды на коррекционные садики, где проводятся групповые занятия с логопедом длительностью 20 минут, можно заниматься с частными специалистами, если вообще найдете тех, кто согласится работать с полностью неговорящим ребëнком.
В три, в четыре года уже только одна единственная мысль пульсирует в голове: "Речь, речь, речь!!!"
А теперь давайте взглянем на проблему немного под другим углом!
У детей с тяжёлыми нарушениями речи в большей или меньшей степени наблюдается нарушение фонематического слуха.
В возрасте до трёх лет это может даже и не бросаться в глаза, если ребëнок понимает отдельные слова и словосочетания. А попробуйте-ка такому ребëнку сказать целое предложение с причастным или деепричастным оборотом!
Вот тут и посыпется всё понимание!
Конечно можно и до школы с ребёнком общаться словосочетаниями, в быту вполне хватит фраз: "Синий кубик", "Красное яблоко", "Дай мяч", "Пошли кушать", "Летит птица" и т.п. А к школе Вы с ребëнком станете "счастливыми" обладателями диагноза ЗПР в лучшем случае. Чаще же от души раздают УО, чем ставят крест на получении ребёнком цензовой программы обучения.
Про школу мы ещё поговорим.
А теперь давайте вернëмся в возраст двух-трëх лет и даже немного раньше.
Для того, что бы понять ребёнка, давайте представим, что Вы попали в другую страну, где все говорят на незнакомом Вам иностранном языке. Переводчиков нет, словарей нет, Вы там в одиночестве среди иностранцев и нужно как-то выживать.
Что вы будете делать? Полагаю, что исследовать мир самостоятельно, для начала попробовать открыть шкафы, двери, в попытках найти что-нибудь полезное или съестное, потом начнëте присматриваться к тому, как ведут себя другие. Например, Вы уже изучили дом и знаете, где находится помещение, в котором есть пища, видите, что в этом направлении двигаются люди, значит есть смысл тоже туда пойти, будут раздавать еду.
Вот именно так и начинает ориентироваться ребёнок, как иностранец в чужой стране, незнающий языка.
Дальше представим ту самую кухню. Вам выдали кашу, Вы еë есть не хотите, Вас от неё воротит, хотите банан. Но Вам настойчиво эту кашу начинают запихивать в рот. Сказать Вы не можете, они Вас не понимают и продолжают пытаться накормить кашей. Что Вы будете делать?😄 Возможно, как у взрослого человека у Вас и будет реакция несколько отличная от ребёнка , даже в такой неприятной ситуации, но ребёнок начнёт протестовать, либо криком, либо плачем, а может ещё и тарелку перевернуть! А ещё ему тот самый банан не дали, который он так хочет, и судя по всему не собираются ему давать. Меня бы такое отношение расстроило!😅
Давайте подумаем, как можно решить возникшую проблему не зная языка?
Например помотать головой в качестве отрицания и показать пальцем на банан!
Вот мы и подошли к альтернативной коммуникации с использованием жестов!
Об этом и будет следующая статья!