Как бы мне не хотелось углубляться в диагнозы, в связи с тем, что очень много неговорящих детей дошкольного возраста не имеют конкретных диагнозов и часто родители просто не владеют информацией о их существовании, довольствуясь диагнозом ЗРР, который совершенно не отражает тяжесть недоразвития речи, сегодня поговорим об алалии.
Существует три вида алалии:
- Моторная алалия (экспрессивная) - возникает в следствии поражения коркового конца и проводящих путей речедвигательного анализатора. Ребёнок не говорит, но при этом понимает речь. Так же моторная алалия подразделяется на афферентную, при которой неправильная или затруднённая артикуляция и на эфферентную, при которой нарушается слоговая структура слов. Сюда имеет смысл добавить такое понятие, как афферентная и эфферентная диспраксия. На мой взгляд она нераздельно связана именно с моторной алалией.
- Сенсорная алалия (импрессивная) - возникает в следствии поражения коркового конца и проводящих путей речеслухового анализатора, при сохранном физическом слухе. У ребёнка может быть великолепный музыкальный слух, но при этом речь он не воспринимает. Слышит речь словно с помехами, как приёмник, который не настроили на нужную волну. При этом понимание интонации, тембра голоса сохранно. К сенсорной алалии относится понятие фонематического слуха. В данном случае - нарушение фонематического слуха.
- Сенсорно-моторная алалия (смешанная) - это комбинация нарушений. Выраженность бывает разной, в зависимости преобладания поражения того или иного анализатора. Несмотря на то, что существуют отдельно сенсорная и моторная алалии, в чистом виде они практически не встречаются.
Сенсорно-моторного алалика можно сравнить с глухонемым ребёнком, с той лишь разницей, что алалик слышит музыку, лай собак, журчание воды, проезжающие машины и любые другие неречевые звуки. Поэтому такие дети великолепно обучаются по методикам для глухонемых детей!
Начинаем играть с ребёнком!
Для игры можно взять алфавит и нарезать его на карточки. На каждой карточке должна быть буква и картинка, если будет написано слово под картинкой, то это ещё лучше, но не обязательно.
Садимся с ребёнком друг на против друга, как можно ближе. Берём карточку, подносим её к губам и произносим звук. Не букву, а именно звук, с собственной выраженной артикуляцией.
Можно предложить ребёнку пальцем повторить контур буквы по самой букве, в воздухе или как угодно. Но с контурами двухлетнему ребёнку может быть и не особо интересно, поэтому достаточно будет того, что бы ребёнок смотрел на Ваш рот.
Не просите повторять звук вслед за Вами. Не путайте задачи научить говорить и научить понимать, в данном случае мы учим ребёнка понимать!
Если ребёнок произносит совершенно непохожий звук, то это его может путать. Но если ребёнок сам пытается повторять звуки за Вами, обязательно хвалите его! Хвалить вообще надо постоянно!😁
Далее, так же держа карточку рядом со своими губами, медленно произнести слово несколько раз, чётко артикулируя.
В двухлетнем возрасте ребёнок вполне готов к таким занятиям. Но нужно это преподносить не как занятия, а как игру! Первые такие занятия могут продлиться не более пяти минут, а может и меньше. Если Вы смогли прозаниматься с ребёнком целых десять минут и при этом он был сосредоточен на Ваших губах, то это огромный успех!
Со временем время постепенно будет увеличиваться, Вы и сами не заметите, как сможете с ребёнком просидеть за такой игрой целый час.
Не навязывайте те карточки, которые считаете нужными, не обязательно начинать с буквы "а" и идти дальше по-порядку. Дайте ребёнку выбрать ту карточку, какую он хочет.
Задача не выучить алфавит, задача научить ребёнка читать по губам!
При этом не нужно заучивать огромное множество слов, ребёнку достаточно изучить артикуляцию отдельных звуков алфавита и их соединение в коротких словах.
Через какое-то время можете предложить ребёнку игру с карточками. Ребёнок смотрит на Ваш рот, Вы произносите вслух звук или короткое слово с чёткой артикуляцией и после этого ребёнок ищет среди карточек нужную. Не используйте для этой игры слова более чем из 3х букв.
Так же ребёнок может сам задавать правила игры. Может находить интересующие его карточки с тем, что бы Вы произнесли слово. В этой игре можно использовать более длинные слова.
При любой игре с карточками обязательно подносите их к губам. Это помогает сфокусировать внимание сразу на картинке и движении губ. При нахождении карточки в другом месте, внимание ребёнка начинает расфокусироваться.
У таких детей великолепно работает зрительная память. Зрение - это то, на что мы всегда будем опираться в дальнейшем обучении ребёнка.
Через какое-то время ребёнок начнёт понимать обращённую речь, смотря на Ваше лицо!
Старайтесь говорить с ребёнком медленно, короткими словосочетаниями. Сопровождайте свою речь эмоциональной окрашенностью тембра голоса. Первое время ребёнок будет понимать только Вас, позже научится понимать артикуляцию других людей.
Не обязательно заниматься обучением каждый день, вполне достаточно 3х раз в неделю. Если будет получаться чаще, то это отлично. Так же у ребёнка может резко возникнуть протест против этих занятий, это нормально, как и с любой другой игровой деятельностью. Не настаиваете, сделайте перерыв на на 2-4 недели.
Не переживайте, мозг у любого человека так устроен, что во время перерывов в обучении, ранее полученная информация структурируется и укладывается нужным образом.
Через какое-то время ненавязчиво снова предложите поиграть с карточками.
За шесть месяцев вполне реально обучить чтению по губам ребёнка совершенно не понимающего речь.