Примерно с двух лет, говорящие дети начинают задавать вопросы буквально обо всём, начинается тот самый период "почемучек".
Миллионы вопросов с утра до вечера: "Что это?", "Для чего это?", "Почему трава зелёная?", "Почему небо синее?", "Как животные разговаривают между собой?" , "Как муха держится на потолке?", "Почему тает снег?", "Почему крокодил не летает?" и множество разных, порой невероятных вопросов.
Это период обучения, познания мира. Очень важно постоянно разговаривать с ребёнком, давать пояснения и объяснения на каждый его вопрос, комментировать любое действие.
Это то время, когда с невероятной скоростью ребёнок поглощает огромные пласты информации! То время, когда ребенок учится понимать мир, развивается логика, расширяется кругозор.
Что же происходит с молчунами?
Потребность в получении информации об окружающем мире ничуть не отличается от их говорящих ровесников. Разница лишь в том, что такие дети не могут озвучить волнующие их вопросы.
Они довольствуются лишь той информацией, которую они получают самостоятельно или той, которую транслируют им родители.
Развивается вербально-коммуникативная депривация, которая с каждым годом, с каждым месяцем увеличивает разрыв в психическом развитии между ними и говорящими ровесниками.
Можно очень много написать о системных исследованиях причин задержки речевого развития, о патологиях органического и физиологического характера, о психосоматических и социальных факторах. Несомненно, это довольно полезная информация, с которой есть смысл ознакомиться родителям неговорящих детей. Об этом есть масса статей и исследований.
Я же хочу рассказать, что именно нужно делать, если Вы столкнулись с таким явлением, как неговорящий ребёнок! О том, что нужно делать, что бы психическое развитие было в норме!
Вам нужно включить у себя режим радио, стать попугаем!
Тем самым попугаем, который с утра до вечера комментирует каждое своё действие, начиная с самых, казалось бы незначимых вещей. Говорите обо всём, что видите, обо всём, что делаете, почему делаете и т.д.
Начиная с пробуждения ребёнка начинаете ему рассказывать о том, что пора вставать и тут же рассказывайте о том что наступило утро, над горизонтом взошло тёплое солнышко, которое пробудило весь мир, птички проснулись и поют, цветочки раскрыли свои бутоны, что пора выползать из под мягкого одеяла. При этом предложите в тот же момент послушать ребёнку пение птиц, посмотреть за окно на цветы. Если ветер за окном, то расскажите, что это ветер клонит ветви деревьев. А при разговоре о мягком одеяле так же проговорите о свойствах одеяла. Какое оно? Тонкое, толстое, мягкое, лёгкое, под ним тепло, а без одеяла уже прохладно. Потрогайте его сами, приложите его к своему лицу, предложите это так же сделать своему ребёнку.
Далее нужно переодеться, снять пижаму и одеть домашние вещи. Озвучивайте не только действия, но и почему это нужно сделать. В пижаме спят, а в домашней одежде ходят дома. В этот же момент проговаривайте о свойствах вещей, которые ребёнку одеваете. Можете предложить на выбор одеть синие шорты, они короткие или красные штанишки, они длинные, закрывают полностью ножки, внизу есть резиночка.
И так во всём, абсолютно во всём!
Если фантазия отказывается работать в нужном направлении, можете найти в интернете списки вопросов, которые задают дети и ориентируясь на них постоянно рассказывать и рассказывать.
Я прекрасно понимаю, что к вечеру язык уже будет еле шевелиться!😄 Но со временем привыкните и это у Вас будет получаться уже на автомате.
Это единственный способ, который позволяет ребёнку получать информацию об окружающем мире. Вы становитесь его единственным проводником к знаниям и полноценному развитию!