Наконец-то мне попался портрет прекрасной графини из повести Владимира Соллогуба «Большой свет» (1840 год).
Так она могла выглядеть на балу, где впервые появилась с младшей сестрой.
Графине было всего лет 25. На других балах она порхала в светлых нарядах. Но тут случай особенный – первый бал сестры. И графине, её опекунше, нужно было выглядеть солидно.
Но это не значит – скромно:)
«В эту минуту в залу вошла графиня. Парчовый тюрбан увивался около ее головы; темно-бархатное платье чудно выказывало удивительную белизну ее плеч. В зале сделалось невольное движение.
За графиней шла молоденькая девушка в белом платье с голубыми цветками.
"Сестра графини!" – раздалось шепотом повсюду…
Леонин видел ее несколько раз мельком у графини, но едва лишь заметил. И точно, что значит девочка в простом платье, с потупленным взором в сравнении с графиней, расточающей все прелести своего кокетства, все роскошные изобретения парижских мод!»
Когда-то я писала статью:
«Молодые девушки забыты»… Почему барышням 19 века было трудно найти женихов и партнёров по танцам?
Коротко говоря: потому, что замужние красавицы затмевали их.
А теперь подробней о тюрбанах.
Интересно наблюдать, как изменились головные уборы с изменением силуэта платья и причёски.
Вот портрет середины 1830-х, где дама в тюрбане. Рукава платья пышны, и тюрбан такой же.
А потом рукава платьев сузились. Но сперва полнота рукава сместилась с плеча ниже. И тюрбаны тоже чуть провисли.
Или стали такими. Небольшими, из тонкого газа, часто – с золотым.
На портретах 1840-х тюрбаны встречаются редко. Так что представлять их приходится по модным картинкам.
И тут часто не поймёшь, то ли это тюрбан, то ли шарф…
А вообще, с конца 1830-х вместо слова «тюрбан» чаше говорили «чалма».
Портрет Натальи Пушкиной, наверное, узнали все. И он – чуть ли не единственный из портретов тех лет, где дама в красной чалме.
Портрет 1855 года похож на первый в статье. Кажется, это та же дама, только здесь она старше.
Похожий тюрбан. И платье – тёмно-зелёное.
А какие на нём кружева! Я не знаю, как это назвать. Будто аппликации из золотистого шёлка на тонкой белой ткани.
Ещё мне попался портрет, где дама в головном уборе, похожем на шапочку.
Но, кажется, это тюрбанчик.
А вот тут, наверное, слово «чалма» не подходит. Просто – нарядный шарф.
«Само совершенство»… Длинноволосые красавцы начала эпохи Возрождения.
Женский тюрбан – самый странный и модный головной убор пушкинской эпохи.
«Самой красоты и не видно»… Портреты времён кринолинов.