Найти тему
Модная лавка 19 века

«Все роскошные изобретения парижских мод»… О женских тюрбанах 1840-х

Наконец-то мне попался портрет прекрасной графини из повести Владимира Соллогуба «Большой свет» (1840 год).

Так она могла выглядеть на балу, где впервые появилась с младшей сестрой.

Графине было всего лет 25. На других балах она порхала в светлых нарядах. Но тут случай особенный – первый бал сестры. И графине, её опекунше, нужно было выглядеть солидно.

Но это не значит – скромно:)

«В эту минуту в залу вошла графиня. Парчовый тюрбан увивался около ее головы; темно-бархатное платье чудно выказывало удивительную белизну ее плеч. В зале сделалось невольное движение.

За графиней шла молоденькая девушка в белом платье с голубыми цветками.

"Сестра графини!" – раздалось шепотом повсюду…

Леонин видел ее несколько раз мельком у графини, но едва лишь заметил. И точно, что значит девочка в простом платье, с потупленным взором в сравнении с графиней, расточающей все прелести своего кокетства, все роскошные изобретения парижских мод!»

Teresa de Saxe-Hildburghausen, около 1840 года.
Teresa de Saxe-Hildburghausen, около 1840 года.

Когда-то я писала статью:

«Молодые девушки забыты»… Почему барышням 19 века было трудно найти женихов и партнёров по танцам?

Коротко говоря: потому, что замужние красавицы затмевали их.

Вечерние туалеты, около 1840 года.
Вечерние туалеты, около 1840 года.

А теперь подробней о тюрбанах.

Интересно наблюдать, как изменились головные уборы с изменением силуэта платья и причёски.

Вот портрет середины 1830-х, где дама в тюрбане. Рукава платья пышны, и тюрбан такой же.

Catherine Anne Griffith. Середина 1830-х, художник неизвестен.
Catherine Anne Griffith. Середина 1830-х, художник неизвестен.

А потом рукава платьев сузились. Но сперва полнота рукава сместилась с плеча ниже. И тюрбаны тоже чуть провисли.

Дюбюф, Клод-Мари. Eleonor Jenkinson, конец 1830-х.
Дюбюф, Клод-Мари. Eleonor Jenkinson, конец 1830-х.

Или стали такими. Небольшими, из тонкого газа, часто – с золотым.

Жозеф-Дезире Кур. Портрет княгини Софии Степановны Щербатовой, 1840 год.
Жозеф-Дезире Кур. Портрет княгини Софии Степановны Щербатовой, 1840 год.

На портретах 1840-х тюрбаны встречаются редко. Так что представлять их приходится по модным картинкам.

И тут часто не поймёшь, то ли это тюрбан, то ли шарф…

А вообще, с конца 1830-х вместо слова «тюрбан» чаше говорили «чалма».

Вечерние платья и головные уборы, конец 1830-х.
Вечерние платья и головные уборы, конец 1830-х.
Бальные наряды, 1846 год.
Бальные наряды, 1846 год.

Портрет Натальи Пушкиной, наверное, узнали все. И он – чуть ли не единственный из портретов тех лет, где дама в красной чалме.

Владимир Гау. Портрет Натальи Николаевны Пушкиной, 1841 год.
Владимир Гау. Портрет Натальи Николаевны Пушкиной, 1841 год.

Портрет 1855 года похож на первый в статье. Кажется, это та же дама, только здесь она старше.

Похожий тюрбан. И платье – тёмно-зелёное.

А какие на нём кружева! Я не знаю, как это назвать. Будто аппликации из золотистого шёлка на тонкой белой ткани.

Карл Йозеф Штилер. Тереза Баварская, 1855 год.
Карл Йозеф Штилер. Тереза Баварская, 1855 год.

Ещё мне попался портрет, где дама в головном уборе, похожем на шапочку.

Но, кажется, это тюрбанчик.

Портрет дамы в малахитовом платье и тюрбане, 1850-е.
Портрет дамы в малахитовом платье и тюрбане, 1850-е.

А вот тут, наверное, слово «чалма» не подходит. Просто – нарядный шарф.

Словацкий художник Петер Михаэль Богун. Женский портрет, 1858 год.
Словацкий художник Петер Михаэль Богун. Женский портрет, 1858 год.

«Само совершенство»… Длинноволосые красавцы начала эпохи Возрождения.

«Нежную розу нужно искать в уголке, за спиной мамаши в чалме»… Дюма о женской моде в «Графе Монте-Кристо».

Женский тюрбан – самый странный и модный головной убор пушкинской эпохи.

«Самой красоты и не видно»… Портреты времён кринолинов.