Найти тему
Модная лавка 19 века

«Молодые девушки забыты»… Почему барышням 19 века было трудно найти женихов и партнёров по танцам?

Из повести Владимира Соллогуба «Большой свет» (1840 год).

Разговор происходит на бале, во время мазурки:

"– Графиня, – говорил Щетинин, – замечаете вы в Петербурге новую странность: молодые девушки совершенно забыты? Видите, сколько сидит их по разным углам с недовольными лицами и без надежды на кавалеров? Барышня уничтожается в нашем образованном обществе и остается единственно на попечении своих двоюродных братьев или друзей дома, то есть несноснейших людей в мире".

Пимен Никитич Орлов. Графиня Наталья Павловна Панина, 1840 год
Пимен Никитич Орлов. Графиня Наталья Павловна Панина, 1840 год
П. Ф. Соколов. Надежда Львовна Соллогуб (будущая жена А. Н. Свистунова), начало 1830-х.
П. Ф. Соколов. Надежда Львовна Соллогуб (будущая жена А. Н. Свистунова), начало 1830-х.

В повести Ивана Панаева «Барышня» (1844 год), описывается история девушки, которая целых пять лет выезжала на балы, но так не вышла за гвардейского офицера, как ей мечталось. Пришлось выходить за неинтересного чиновника.

А. М. Верещагина (в замужестве Хюгель). Миниатюра на слоновой кости. Неизвестный художник, 1837 год.
А. М. Верещагина (в замужестве Хюгель). Миниатюра на слоновой кости. Неизвестный художник, 1837 год.
  • Александра Михайловна Верещагина (1810-1873), родственница Лермонтова по матери, была и собой хороша, и умна, но замуж вышла только в 27 лет.

Можно, конечно, сказать, что дело в приданом.

Действительно, мужчины 19 века гонялись за богатыми невестами. Но многим и такая невеста была не нужна. У барышни из повести Панаева имелось приданое, а лихого гвардейца всё равно залучить не удалось.

Правда, её хоть на балах приглашали. А многих не приглашали! Хорошо, если взрослые братья или кузены имелись – они могли попросить приятелей, чтобы те приглашали на танцы их сестрицу...

Конечно, случалось по-разному. Но тенденция, однако, была…

  • Молодые мужчины не горели желанием жениться. Их гораздо больше привлекали замужние дамы. С которыми можно было и поговорить о чём-то более интересном, чем с девушками, и приятно провести время – во всех смыслах этого слова.
  • Поэтому мужчины держались от барышень на расстоянии, чтоб не угодить в брачную ловушку.
Charles Ross. Anne Cust, Lady Middleton, замужняя дама, 1830 год.
Charles Ross. Anne Cust, Lady Middleton, замужняя дама, 1830 год.

  • Тенденция сохранилась до конца 19 века. Вспомните Вронского из «Анны Карениной». Кити и её мать ждут от него предложения, а он сам и не помышляет жениться. Ни на Кити, ни на ком-то другом.

Аналогично ведут себя кавалеры Лидии Чебоксаровой из пьесы Островского «Бешеные деньги». (по голубой ссылке - моя статья о фильме по этой пьесе).

В светском обществе 19 века процветал адюльтер. Люди часто вступали в брак по расчету, а потом не стесняли свободу друг друга.

Естественно, у молодых мужчин был богатый выбор любовниц.

А девушкам… Оставалось ждать, пока их кто-то серьёзно полюбит. Или на приданое польстится. Был ещё третий вариант – когда нагулявшийся мужчина решает остепениться и выбирает надежную спутницу жизни.

Тут надо отметить вот какой момент. Все ухищрения моды были в основном для замужних. Яркие ткани для нарядов, броские драгоценности. Роскошные тюрбаны: Женский тюрбан - самый странный и модный головной убор пушкинской эпохи.

Живописные парадные чепчики: Самые причудливые чепчики 19 века.

Или такие мантильи из дорогого кружева, как на портрете ниже.

Ансельм Лагрене. Потрет княгини Веры Фёдоровны Вяземской, около 1830 года.
Ансельм Лагрене. Потрет княгини Веры Фёдоровны Вяземской, около 1830 года.

А барышням оставались светлые платьица да скромные украшения.

Йозеф Штилер. Портрет Августы Строби, 1827 год.
Йозеф Штилер. Портрет Августы Строби, 1827 год.

Из повести Владимира Соллогуба «Большой свет» (1840 год):

«В бальную залу вошла графиня. Парчовый тюрбан увивался вокруг её головы. Тёмно-бархатное платье чудно выказывало удивительную белизну её плеч… За графиней шла молоденькая девушка в белом платье с голубыми цветками. «Сестра графини!» – раздалось шепотом повсюду».

Ниже - портреты княгини Щербатовой и её дочерей, написанные в 1840 году. Именно такой тюрбан мог украшать причёску графини. А её младшая сестра выглядела примерно так, как дочери Щербатовой.

Жозеф-Дезире Кур. Портрет княгини Софии Степановны Щербатовой, 1840 год.
Жозеф-Дезире Кур. Портрет княгини Софии Степановны Щербатовой, 1840 год.
Жозеф-Дезире Кур. Княжна Ольга Алексеевна Щербатова, 1840 год.
Жозеф-Дезире Кур. Княжна Ольга Алексеевна Щербатова, 1840 год.
Жозеф-Дезире Кур. Княжна Екатерина Алексеевна Щербатова, 1840 год.
Жозеф-Дезире Кур. Княжна Екатерина Алексеевна Щербатова, 1840 год.

Не забывайте ставить лайки, если вам понравилась статья. И подписывайтесь на канал!