Когда-то я писала статью: «Молодые девушки забыты». И вот, перечитывая роман «Граф Монте-Кристо», вспомнила её.
Там я ссылалась на Владимира Сологуба, в повести которого сказано, что мужчины обделяют вниманием барышень («Большой свет», 1840 год).
Я пришла к выводу, что тут есть вина женской моды. Ведь всё лучшее было для замужних! Любые фасоны и ткани, интересные головные уборы.
Барышни, в своих более скромных нарядах, проигрывали на фоне замужних дам.
Дюма пишет об этом же, но с некоторым негодованием.
И понять его можно. Разве справедливо, что прелестную барышню не разглядишь в пёстрой толпе… не очень прелестных дам?
«Как всегда, наиболее пышно разодеты были пожилые женщины, а дурнушки упорнее всех выставляли себя напоказ. Если и попадалась прекрасная белая лилия или нежная благоухающая роза, то ее надо было искать где-нибудь в уголке, за спиной мамаши в чалме или тетки, увенчанной райской птицей».
Действие происходит в 1838 году. К тому времени мода была уже не та, что во времена Пушкина. Исчезли широкие рукава и громоздкие головные уборы: тюрбаны, парадные шляпы, береты.
Но пока ещё такие головные уборы не вышли совсем из моды. Просто стали меньше.
Тюрбаны теперь стали делать из прозрачных, скрученных газовых шарфов.
И, наверное, такой головной убор уже можно назвать не тюрбаном, а чалмой, как называет Дюма.
Парадные шляпы тоже стали меньше. Утратили широченные поля. И приобрели своеобразную форму, близкую к капору.
- Но это не капор, а именно парадная шляпа. Их надевали в театр или на званый вечер, то есть в помещении носили.
Поскольку локоны теперь свисают вниз, а не лежат у висков, как раньше, перья шляп тоже свисают вниз.
Но, как можно видеть по модным картинкам, не всегда.
Ещё одна интересная модель шляпы на женском портрете. Как у дамы в розовом на модной картинке, только там перья пышнее.
Портрет подписан 1842 годом, но дама одета по моде конца 1830-х.
Причёски тоже украшают перьями. Иногда – в сочетании с цветами.
Райских птиц, о которых пишет Дюма, не нашла. Но, возможно, они затерялись где-то среди перьев:)
И поди разбери, что там наворочено, если у дам такие замысловатые причёски, как у госпожи Данглар или у Мерседес.
Мне безумно нравятся костюмы и причёски в фильме «Узник замка Иф». Редкий фильм, где отражена мода тех лет. В фильме с Жаном Маре дамы одеты не по моде 1838 года, а а примерно «1835 год».
И да... Такие дамы могли затереть барышень. Сами по себе хороши, а ещё и броско разодеты, пышно причёсаны.
Но зачем же мамаши и тётушки затеняли дочек? Нехорошо-с:)
Кто любил Мерседес сильнее: Фернан или Дантес? И что меня возмущает в поступках Монте-Кристо.
Статья, в которой есть ссылки на все мои статьи о головных уборах пушкинской поры:
Тюрбан? Шляпа? Берет? Фантастические головные уборы пушкинской поры.
#кино #литература #искусство #мода и красота #женщины