Найти тему
Модная лавка 19 века

«Самой красоты и не видно»… Портреты времён кринолинов

Речь идёт о парадных причёсках той поры, которые дивно хороши, но имеют одну особенность: шиньон волос располагается низко на затылке.

Из-за этого, если дама стоит к нам лицом, её причёска часто плохо видна. Может показаться невзрачной. Волосы прилизаны, чёлки, локонов нет… В общем, ничего интересного.

Мне кажется, что такие мысли приходили на ум знаменитому художнику Энгру. Поэтому он и запечатлел двух дам на фоне зеркал.

И сразу впечатление от причёски другое. Она уже не кажется простоватой, а кажется элегантной, изящной.

В зеркале мы видим интересно закрученный шиньон, украшенный гребнем в тон атласной темно-красной наколке.

Жан Огюст Доменик Энгр. Портрет графини д'Оссонвиль, 1845 год.
Жан Огюст Доменик Энгр. Портрет графини д'Оссонвиль, 1845 год.

А на этой картине зеркало позволяет рассмотреть пышную кружевную наколку с атласной лентой и брошью:

Жан Огюст Доменик Энгр. Madame Moitessier, 1856 год.
Жан Огюст Доменик Энгр. Madame Moitessier, 1856 год.

Парадные причёски тех лет украшали разнообразно, изысканно, зачастую – замысловато и пышно.

Однако, чтобы это хорошо рассмотреть и оценить, нужно было видеть даму со всех сторон. Ведь главная красота – сзади,

Как великолепны причёски на этой модной картинке. Две дамы стоят к нам спиной. Волосы одной украшает роскошный венок из цветов и листьев. У второй дамы «вся красота» расположена вокруг шиньона – украшение из синих атласных лент и жемчужных нитей.

Бальные наряды и прически, февраль 1857 года.
Бальные наряды и прически, февраль 1857 года.

А вот здесь – розы по бокам шиньона. И что-то ещё свисает вниз, на шею:

Бальные туалеты, декабрь 1855 года.
Бальные туалеты, декабрь 1855 года.

Автора вот этой картины найти не удаётся. А жаль! Он оставил нам не только прелестный, но и ценный женский портрет.

Девушка в бирюзовом наряде запечатлена со спины. И вся красота её причёски хорошо видна:

Женский портрет, 1850-е годы.
Женский портрет, 1850-е годы.

Тут мне вспоминается причёска Эммы из фильма «Госпожа Бовари».

Цветы (и листочки) в её волосах уложены несколько иначе. Но гирлянда цветов и листочков тоже обвивает шиньон.

Кадр из фильма «Мадам Бовари», Франция, 1991 год. Эмма в бальном туалете.
Кадр из фильма «Мадам Бовари», Франция, 1991 год. Эмма в бальном туалете.

Ниже – мой самый любимый портрет Энгра.

Как хотелось бы увидеть эту даму сзади. Рассмотреть прелестное украшение из синих атласных лент и невесомой белой ткани.

Как его назвать? Наверное – наколкой. Хотя на англоязычных сайтах встречается слово «headdress» – «наряд для причёски», так сказать. Им обозначают украшения причёсок того времени, которым затруднительно дать какое-то название.

Жан Огюст Доменик Энгр. Портрет княгини де Брольи, 1853 год.
Жан Огюст Доменик Энгр. Портрет княгини де Брольи, 1853 год.

У дамы на портрете ниже – несколько похожее украшение.

Здесь шиньон волос (точнее, это коса) находится выше, и видно, как к нему такой «headdress» крепится. Шёлковые наколки находятся по бокам от шиньона, а вокруг него – чёрный бархатный ободок.

Karl Ferdinand Sohn. Mathilde Wesendonck, 1850 год.
Karl Ferdinand Sohn. Mathilde Wesendonck, 1850 год.

А вот модная картинка из начала 1860-х.

Здесь три варианта украшения вечерних причёсок: цветы с листьями, чалма (или это такой шарф) и сеточка в стиле Средних веков.

По-моему, все три варианта смотрятся эффектнее сбоку и сзади, а не спереди.

Варианты украшения женских причесок, 1860-е годы.
Варианты украшения женских причесок, 1860-е годы.

Нет, конечно, кавалеры всю эту красоту видели. От них она скрыта не была. И другие женщины могли всё рассмотреть в деталях: и причёски, и отделку платьев.

Но вот то, что на портретах многого не видно, жаль.

Причёски 1860-х и их украшение.
Причёски 1860-х и их украшение.

«Все роскошные изобретения парижских мод»… О женских тюрбанах 1840-х.

«С розанами в корсаже»… А как насчет целых букетов взамен них?

«Цветок – как звезда во лбу». Когда эта мода появилась?