Положение дел в конце 1645 года
Точнее: последние сражения Первой гражданской войны. Ведь следом за ней будет еще Вторая.
В конце осени 1645 года роялисты оставались почти без сил. Кроме непосредственно небольшого корпуса при короле, более или менее значимой силой можно назвать только западное ополчение лорда Горинга. Ему всё-таки удалось собрать кое-кого под свои знамена.
Карл I в принципе понимал, что силой уже ничего не добиться: своих войск практически не осталось, шотландские сторонники разгромлены, ирландцы… Ирландцы, если честно, никак не могли быть силой, способной противостоять Армии новой модели. Да при том на земле Англии.
Король начинает лавировать. Среди его соперников выделяются три группы: шотландские ковенантеры, английские пресвитериане и индепенденты. Карл явно надеется вбить клин между ними, вступив в сговор с одной из сторон.
С индепендентами, пожалуй, не сговориться. Эти фанатики не признают высших авторитетов. А вот пресвитериане, среди которых полно английских аристократов, и шотландцы, которым нет большого дела до Англии – этих еще можно сговорить.
Однако, пока Армия новой модели оставалась в руках индепендентов, остановить наступление парламентских войск было невозможно. Томас Фэрфакс и Оливер Кромвель продолжают покорять запад.
Зимняя кампания и сражение при Торрингтоне
В начале 1646 года Горинг отошел от дел, и Карл I назначил командующим лорда Хоптона (мы говорили о нем в Главе 17). Хоптон вступл в конфликт с сэром Ричардом Гренвиллом. Я бы и не упоминал этого эпизода, кабы не его описание в достаточно точной книжке Дафны Дюморье «Королевский генерал».
Тем временем, несмотря на зиму, парламентские войска продолжают наступать на запад. 18 января 1646 года они занимают Дартмут. Хоптон выдвигается им навстречу.
В феврале, имея 3 тысячи всадников (не хочется говорить «кавалерия» в отношении этого ополчения и на фоне кромвелевских железнобоких) и 2 тысячи пехотинцев, Хоптон занимает Торрингтон. Это на границе Корнуолла и Девона.
Роялисты принялись укреплять свою позицию. При сложившемся соотношении сил (минимум, двукратное численное превосходство Фэрфакса) они могли вести только оборонительный бой.
Вечером 16 февраля показались полки Армии новой модели. У роялистов вперед был выдвинут конный отряд. Он первым встретил натиск парламентских войск.
Фэрфакс вроде бы хотел остановиться и дождаться утра. Но его передовой отряд попал под огонь роялистов. На подмогу выдвинулась пехота парламентариев, и разгорелся незапланированный бой главных сил.
Численное превосходство пехоты Фэрфакса позволило сломить сопротивление роялистов на укрепленной линии. Они отступили в город, продолжая сражаться.
Конечно, Хоптон и без того проиграл бы сражение, но в разгар боя произошел взрыв склада пороха в центре городка. Взрыв буквально разметал остатки сопротивляющихся роялистов и положил конец сражению.
Некоторой части роялистов, включая Хоптона, удалось спастись. Однако продолжать войну в Корнуолле у них уже не было сил. И 14 марта Хоптон капитулировал. Корнуолл пал.
Сражение при Стоу-он-зе-Уолд
Еще один очаг сопротивления тлел в Центральных графствах, в Глостершире. Здесь собирал отряды ополченцев верный королю сэр Джейкоб Эстли. Он стягивал в один кулак разрозненные гарнизоны и тех сторонников короля, кого удалось уговорить встать на сторону безнадежного дела.
К середине марта Эстли имел около 3 тысяч пехоты и 500 всадников. С этими силами он намеревался идти на помощь Оксфорду.
Парламентские отряды затягивали вокруг армии Эстли удавку окружения. Наконец, 21 марта они загнали роялистов на невысокий холм близ селения Стоу-он-зе-Уолд.
Надо заметить, что на поле боя парламентариев было приблизительно столько же, сколько и роялистов. Так что положение Эстли не кажется безнадежным. Слабостью парламентских войск является их попытка окружить роялистов. То есть Эстли мог выбрать направление для прорыва и превзойти противника в силах в данной точке.
Возможно, это обстоятельство и решило исход сражения. Пока парламентские солдаты атаковали спереди и сзади, роялистам действительно удалось пробить брешь в позициях противника.
Тут-то нервы у людей Эстли и не выдержали. Увидев путь к спасению, его ополченцы прекратили бой и бросились бежать. Эстли еще пытался сопротивляться, но сражение было проиграно, и ему оставалось только сложить оружие.
В плен попало около 1600 человек, все запасы пороха, пуль, оружия – всё, на что рассчитывал гарнизон Оксфорда. Последняя полевая армия роялистов прекратила существование.
Остаток Первой гражданской войны свелся к осадам.
Продолжение:
--------
Все материалы серии "Кромвель против короля":