Найти тему
Internetwar. Исторический журнал

Кромвель против короля. Глава 32. Вниз по наклонной, вторая половина 1645 года

Оглавление
Современные реконструкторы - железнобокие Кромвеля.
Современные реконструкторы - железнобокие Кромвеля.

Метания роялистов

Второе полугодие 1645 года можно охарактеризовать как хаотические конвульсии армии Карла I. Никакого четкого плана. Да и никаких на самом деле надежд на победу. Можно было разве что продлить сопротивление. Но и тут король сделал много для скорейшего поражения.

Карла тянуло на север, в Шотландию, на соединение с лордом Монтроузом. Тот как раз летом 1645 года был, что называется, на коне. Казалось, что он крепко держит Шотландию.

В августе Карл со своими войсками (а их было не так уж и много) попытался прорваться на север, совершая рейд через Бриджнорт, Личфилд и Эшборн в Донкастер. Однако его надежды на пополнение в Йоркшире потерпели крах. А надвигающиеся войска шотландцев Лесли вынудили отступить в Оксфорд.

Таким образом рейд короля не привел ни к каким положительным для него сдвигам на севере и поспособствовал лишь раздроблению сил. Раздроблению тем более важному, что Томас Фэрфакс и Армия новой модели сосредоточились на главном – на Бристоле.

Фэрфакс не сразу двинул свою армию против самого важного города в руках роялистов. Около месяца Армия новой модели очищала тылы от клобменов, то есть восставших крестьян.

Наконец, к 20-м числам августа коммуникации были очищены и можно приступать к главному.

Томас Фэрфакс.
Томас Фэрфакс.

Осада Бристоля

Положение гарнизона и его командующего принца Рупрехта нельзя назвать обнадеживающим. Принц имел всего около полутора тысяч человек, что было недостаточно для обороны протяженной линии укреплений. Она протянулась более чем на 6 км.

Ждать подмоги извне город тоже не мог. Король бегал где-то на востоке, а лорд Горинг, потерявший армию в июле, только еще пытался набрать новый состав в Корнуолле. Однако заставить корнуольцев идти на Бристоль задача нелегкая.

Обдумав ситуацию как следует, Рупрехт всё же решил оборонять внешнюю линию укреплений. Бросить город без боя он не мог. Отступить к внутренней линии? Возможно при наличных силах это было лучше, но такой ход обрекал гарнизон на стесненные условия и безнадежное бездействие.

23 августа под стены Бристоля прибыла Армия новой модели – до 15 тысяч человек. Томас Фэрфакс взялся за методичную осаду.

Надо заметить, что Бристоль стоит не прямо на берегу моря. Туда ведет речной рукав. У роялистов имелось несколько укреплений, прикрывающих дорогу к морю. За них-то в первую очередь и принялся Фэрфакс. К 29 августа Бристоль был отсечен от моря.

И всё-таки вести долгую, растянутую на месяцы осаду Фэрфакс не мог – он опасался подхода Горинга или Карла I. А то и обоих вместе взятых. Однако бросаться на штурм – затея так себе. Стоило попробовать путь переговоров. Должен же Рупрехт понимать безнадежность своего положения.

С 4 по 9 сентября шли переговоры о сдаче. Причем можно предположить, что Рупрехт их вел всерьез – после Нейзби он утратил веру в победу и желал мира с парламентом. Но Карл напрямую запретил племяннику даже думать о сдаче, и переговоры вылились в затягивающее время болтовню.

Терпение Фэрфакса иссякло. В ночь с 9 на 10 сентября он начал штурм Бристоля. Подавляющее численное превосходство атакующих и чересчур растянутая линия обороны не позволили Рупрехту организовать сильное сопротивление.

Внешняя линия укреплений пала едва ли не в один момент. Осажденные отступили внутрь городских стен. Осаждающие ворвались в город на плечах отступающих защитников. К восьми часам утра всё было кончено. Рупрехту оставалось только просить об условиях капитуляции.

После сражения при Нейзби.
После сражения при Нейзби.

Реакция короля

Король был в бешенстве. Он написал племяннику: «Вы заверили меня, что удержите Бристоль в течение четырех месяцев, а удержали его четыре дня». Рупрехт был отстранен от занимаемых постов.

Однако бравый принц не растерялся. По условиям капитуляции он получил свободу. Собрав всего сотню всадников, с этим малым отрядом он пробился через территорию, занятую войсками парламента, и предстал перед королем.

Карл начал опасаться своего племянника. Тот был смел и популярен. Однако Рупрехт не думал об измене. Он думал лишь о своей пострадавшей чести. Принц потребовал суда. И всё-таки Карл отставил племянника от службы. Только в 1646 году король вновь вернул командование Рупрехту.

Здесь пора упомянуть антагониста принца Рупрехта – 2-го графа Бристоля лорда Дигби. Именно он вопреки мнению принца дул королю в уши, что не всё так плохо, что стоит драться с парламентом дальше. Именно он намекал Карлу I, что племянник задумал нехорошее. Именно его поставил король во главе войск осенью 1645 года.

К этому моменту единственным портом роялистов оставался Честер. Это на севере. Северное же направление вновь приближало роялистов к шотландцам Монтроуза. В конце сентября Карл двинулся укреплять оборону Честера.

Монтроуз как раз в это время потерпел поражение. Однако роялисты в Англии слышали, что не всё так плохо для них в Шотландии. Надо поддержать Монтроуза. 14 октября 1645 года Карл I назначил лорда Дигби генерал-лейтенантом всех сил к северу от реки Трент.

Джордж Дигби.
Джордж Дигби.

Сражение при Шерберне

Дигби взял около 1600 кавалеристов и двинулся на север. В его отряд входили в основном так называемые «северные кавалеристы». То есть северяне, продолжавшие сражаться с парламентом после поражения при Марстон-Муре.

Против роялистов действовал отряд в 1200 всадников Сиднема Пойнца. Это не были кавалеристы Армии новой модели. Их можно считать набравшими опыт за годы войны ополченцами. Сам Пойнц оказался командиром опытным, прослужившим в континентальных армиях до 1644 года.

Столкновение отрядов произошло 15 октября 1645 года у селения Шерберн. Сначала Дигби опрокидывал разрозненные эскадроны круглоголовых. Опрокинул один, другой – всё шло хорошо.

И как так получилось, что ситуация в один миг повернулась на 180 градусов? В какой-то момент роялисты приняли бегущих через Шерберн круглоголовых за свой опрокинутый отряд. Полагая, что всё потеряно, «северные» партизаны бросились бежать что есть мочи.

Таким образом сложилась уникальная в своей абсурдности ситуация: обе противоборствующие силы бежали в одном направлении. Первыми пришли в себя солдаты Пойнца. И уже дальше гнались за роялистами в качестве победителей.

Партизаны есть партизаны. Кто-то попал в плен, кто-то ушел домой. В итоге столкновения Дигби остался всего лишь с 600 всадниками. Вторжение в Шотландию не состоялось.

Продолжение:

--------

Все материалы серии "Кромвель против короля":

Кромвель против короля | Internetwar. Исторический журнал | Дзен