Сегодня празднуется Всемирный день архитектуры.
У истоков праздника стоит Международный союз архитекторов, образованный после завершения Второй мировой войны. Тогда он решал вполне насущные проблемы, в частности принимал участие в восстановлении разрушенных городов. Советский Союз выступил одним из учредителей МСА, наглядно демонстрируя свою продуктивную деятельность.
Дата, которую отмечает мир, своего рода, дань уважения к сложному труду архитекторов. Деятельность на рубеже науки и искусства однозначно заслуживает вашего внимания. И поэтому мы решили познакомить вас с тем, как развивалась архитектура атомных ЗАТО.
Первые закрытые города возводились по типовым проектам. Они разрабатывались в стенах Ленинградского проектного института. Решения касались жилых домов, кинотеатров, домов и парков культуры. Руководство получило возможность собирать атомные города словно конструкторы.
Желто-бетонная застройка представлена в неоклассическом стиле. В глаза бросается лепнина и портики. Самыми яркими примерами такого урбанизма считаются Обнинск, Озерск, Северск и Железногорск. Все они построены в ведущем архитектурном стиле эпохи — сталинском ампире.
Например Озерск, возникший буквально в поле, строили не линейно, а радиально. Концентрический тип свойственен Лондону и Кракову, Мурому и Томску.
Неотъемлемой частью закрытого города стал его контур. Периметр окаймлял деревянный забор, обвешанный колючей проволокой. Интересно, что контуров могло быть 2-3: все зависело от секретности и значимости объекта. Ворота, проходная, угловые вышки, шлагбаум — все это делало город похожим на военную часть. Но вместо черно-серых бараков аккуратно стояли “сталинки”.
Двух-трехэтажная высотность объясняется безопасностью. Все здания не бросались в глаза, попросту утопая в зелени. Часто встречалась г- или п-образная форма.
Даже в небольших городах строили теннисные корты и залы для игры в пинг-понг. Именно эта игра была особо популярна среди выпускников ленинградского Физико-технического института.
Преследуя принципы секретности, атомные города возводили в непосредственной близости от лесного массива. Города сковывал лес, максимально скрадывая таинственные кварталы.
Горожане стягивались к ДК и клубам. Отличным примером объекта социального досуга стал Дворец культуры в Железногорске. Он возведен по индивидуальному проекту Бориса Машина в 1957 году. Образ напоминает Александринский театр в Санкт-Петербурге.
Первые производственные помещения тоже выполнялись в неоклассическом стиле. Главное здание АЭС в Обнинске практически неотличимо от фабричных построек Питера и Екатеринбурга, возведенных в XIX веке. Внимание приковывают отдельные образцы футуристической архитектуры, к примеру, круглое здание Объединенного института ядерных исследований в Дубне.
Начиная с 60-х, Союз начинает бороться с архитектурными излишествами. Лепнина сменяется кирпичом и бетонными панелями. При этом в ЗАТО сохраняется принцип малоэтажности.
К середине 1990-х строительные предприятия стали работать в качестве коммерческих организаций. Именно с этого момента начали разрастаться высотные здания. К счастью, знаменитые парки и скверы атомных городов остались нетронутыми.
Теперь новостройки в ЗАТО ничем не отличаются от зданий в обычных населенных пунктах. Мы же продолжаем любоваться величием советской архитектуры и погружаться в историю атомной отрасли великой страны 🇷🇺