Имя Владимира Бурмейстера — особенное в истории Музыкального театра. Под его руководством достаточно скромный по возможностям экспериментальный коллектив превратился в труппу мирового уровня. За свою жизнь Владимир Бурмейстер создал 19 оригинальных постановок, в каждой из которых придерживался главного принципа драмбалета: «балетный театр — это танцующий актер».
История балета в МАМТ составляет 90 лет, 30 из которых главным балетмейстером театра был Владимир Бурмейстер. Три его балета – «Эсмеральда», «Лебединое озеро» и «Снегурочка» идут на сцене театра более полувека, и до сих пор на каждом показе – полный аншлаг.
«Эсмеральду» Владимир Бурмейстер поставил в 1950 году. Этот балет можно считать первой постановкой романа Гюго «Собор Парижской Богоматери» на московской сцене. «Эсмеральда» стала первым балетмейстерским триумфом Владимира Бурмейстера. Из воспоминаний Н.В. Бурмейстер-Чайковской:
«Зрители валом валят на спектакль, вся Москва взбудоражена, билетов не достать!»
По замыслу балетмейстера у Эсмеральды, как и в романе, обязательно должна была быть козочка. Козочку действительно купили, говорили, что какое-то время она жила прямо в квартире у Виолетты Бовт, первой исполнительницы партии Эсмеральды. Козочку даже возили с собой на гастроли в Венгрию. Дрессированное животное очень оживляло сцену, но через какое-то время козу пришлось «уволить» – уж слишком много внимания она отвлекала от артистов и вызывала в зале смех в самые неподходящие моменты.
Сам хореограф писал:
«Мне кажется, что в нашем спектакле «Эсмеральда» мы верно нашли атмосферу того жестокого века, так как коллектив вложил всю свою искренность и темперамент, поставив перед собой задачу рождения живых, убедительных образов, лишённых балетных штампов и сценической фальши».