Династия Сасанидов возвысилась в 220-х годах, когда очередная война с римлянами и борьба за престол довела парфянских Аршакидов до цугундера. В отличие от предшественников, которые были иранизированными скифами, потомки Сасана имели этническое персидское происхождение. Таким образом, это был первый национальный царский род, правивший всем Ираном, со времен македонского завоевания. Однако, правители из этой фамилии не начали политические чистки. Напротив, парфяне по-прежнему оставались основной частью армии.
Но многие сферы жизни были улучшены. Зороастризм впервые в истории стал государственной религией, тогда как ранее он был только царским культом. Были предприняты усилия распространить его по всей стране – Апшеронский полуостров с его запасами нефти стал главным центром огнепоклонников. Чтобы подчинить окраины было основано немало колоний в провинциях, жителями которых стали коренные персы. Изменилась система административного управления: из фактически феодальной она стала куда более централизованной.
У Сасанидов не было ни богатства, ни населения первой персидской империи Ахеменидов. Им приходилось сражаться с врагами, которые были гораздо могущественнее и упорнее Александра Македонского – Римской империей. На востоке им довелось иметь дело с ордами гуннов и древних тюрков. И, тем не менее, они справились хорошо, обеспечив Ирану очередной «золотой век», который был прерван только арабским нашествием.
Согласно официальной придворной хронике, которой, впрочем, не нужно полностью доверять, Сасан был персидским аристократом в самом начале 3-го века, вассальным Парфии правителем области Парс. Это была родина персидского этноса, откуда он получил свое название.
В его жилах текла кровь ахеменидских царей, но влияние было ограниченным. Лишь пользуясь ослаблением парфянских Аршакидов его сын Папак провозгласил независимость, а внук Ардашир основал империю имени своего деда. Гражданская война и противостояние с римлянами обескровило военную элиту страны, и захват власти прошел без лишних проблем.
Уже черед шесть лет после этого царь царей атаковал квиритов – надо полагать, имея цель таким образом сплотить собственную державу. Следующую серию войн он либо выиграл, либо свел вничью. В 242-244-х годах это привело к походу императора Гордиана III, который для последнего шел достаточно успешно.
Римская армия в очередной раз прошла через всю Месопотамию, что, впрочем, было несложно – там земля плоская, как лепешка. В ходе кампании лишились жизни, по крайней мере, 150 тысяч легионеров, а в конце отправился на небо и сам Гордиан. То ли это произошло из-за болезни, то ли он был убит собственными солдатами, то ли пал в бою с персами. Но подписанный мир оставил за империей Армению, зато Сасаниды вернули все остальные римские завоевания, сделанные в годы упадка парфян.
После этого пришла пора реформ управления и армии. Конница осталась прежней, парфянской – ее улучшать было не надо. Разве что, появилось больше тяжеловооруженных всадников. Были сформированы значительные пехотные контингенты, в основном, из дейлемитов, горцев с южного берега Каспия. Создан значительный артиллерийский парк, войско стало использовать элефантерию, а слонов для нее получали из Индии.
Это позволило перейти в наступление. В 260-м году на римской территории после катастрофической битвы при Эдессе был взят в плен император Валериан. Царь царей Шапур в меньшинстве сумел взять верх в этом сражении, а затем поступил с коллегой по примеру Марка Красса. Следующие столкновения, в целом, также были для римлян безуспешны. Одолеть Сасанидов не смог даже «солдатский император» Диоклетиан, вынужденный подписать мир и укрепить восточные пределы.
Дальше две великие державы воевали практически при жизни каждого поколения. Каждая из сторон одержала немало побед и потерпела множество поражений. Тем не менее, граница сильно сдвинулась на запад. А в 604-630-х годах состоялась их последняя война. Персы лишили восточных римлян всех их владений в Азии, захватили Египет, осаждали Константинополь, но по причине нехватки сил были вынуждены оставить почти все завоеванные земли.
Вековой спор разрешили арабы: мусульмане не только ликвидировали Сасанидскую империю, но и захватили самые «вкусные» провинции Рима. Впрочем, потомки правящего рода иранцев с помощью Китая еще несколько десятилетий воевали в Средней Азии. Но изменить уже ничего не могли.