Люблю разглядывать средневековые миниатюры. Мы видим на картинке контуры двух башен собора, в котором идет строительство. В левой части расположено колесо стрелкового крана, при помощи которого человек поднимает грузы. Гусеничные колеса были нескольких типов - простейшее, вращающееся силой человека - для подъема не особенно тяжелых грузов и более сложные с воротами, которые вращали или животные или несколько работников. Видим, как каменщик в светлом кладет кирпичи, а его сосед обивает кладку листовым железом. В правом нижнем углу разметчик режет куски по шаблону, второй молотком и долотом выбивает из крупных фрагментов железа нужные по размеру. По наклонной лестнице рабочий поднимает наверх корыто с раствором и еще двое несут на носилках кирпичи.
На стройке Средневековья работал весь город
Я инженер-строитель по образованию и мне интересно, как исторически был организован процесс строительства. Тут строят точно собор со всеми признаками готики, время - середина XIII века
У них получилось в итоге что-то такое величественное.
Я посмотрел немало средневековых миниатюр.
Вот тут сугубо строительные работы.
А тут художественные. Но не только, требовались также расчеты всей этой красоты, чтобы детали совпали, чтобы выдержали вес крыши...
Неподалеку должен был быть размещен кирпичный заводик.
А еще кто-то должен был готовить раствор и арматуру для кладки. Кто-то должен был контролировать качество работ. Кто-то кормить всю армию рабочих и архитекторов.
Так что вопрос, который возник у меня, вовсе не наивный - на чьи деньги строились соборы Средневековья? Если иметь в виду колоссальные затраты на само строительство и его организацию.
Всем привет, я Алексей Норкин, всю свою жизнь я строю дома. В Краснодаре, где я живу, очень популярна тема личного дома, именно такие просторные современные дома строит моя компания.
У нас сегодня все просто: мы строим дома на средства заказчика. Платила ли за заказ храмов церковь?
Очень богатый подряд
Считается, что платит тот, кто заказывает музыку. Если в средние века король, князь, епископ, аббат или община решали построить церковь, дворец или замок, значило ли это, что они и платили за постройку? Комплексная организация всех процессов требовала серьезного финансирования. По силам ли это было заказчику проекта?
Причем, если короли могли бы как-то справиться с оплатой счетов по строительству своих дворцов, то технические требования к строительству церквей были намного строже, чем к светской постройке: требовалась принципиально иная вместительность, устойчивость к износу материалов, лучшая система вентилирования здания и обогрева, строительство храма опиралось на религиозные правила внутреннего размещения...
Не только епископ предъявлял свои требования к архитектору, но и органист, руководитель церковного хора. В некоторые церковные здания с великолепной акустикой по периметру закладывали пустые горшки-резонаторы, а это затем требовалось искусно прикрыть внешним декором. Все это говорит о том, что один, даже самый толстый кошелек, не мог бы покрыть расходы на древние соборы.
Церковь - это сначала финансы, потом фантазии на тему красоты
Вы можете составить мнение, что главным на стройке был архитектор - это подскажет вам любая популярная статья. Архи - главный, тектор - строитель. И вы ошибетесь. Архитектор был приглашенной персоной, и не он возглавлял стройку.
Решение о новом соборе принимал сам король, его крупные вассалы, влиятельные религиозные лица, наконец, община какого-то города под давлением церковников.
Руководителей строительства было два - один «Magister operis», другой «Magister Fabricae». Вместе они управляли строительной площадки: один как управляющий административным объектом, другой как технический руководитель строительства. Эта двухчастная форма организации типична для высокого и позднего средневековья.
Руководители строительства были вовсе не профессиональными строителями, они были профессиональными управленцами и финансовыми менеджерами. Обычно такие магистры жили как монахи при монастыре или входили, как светские лица, в состав городского совета. Их должность была выборной, в зависимости от задач, которые на них возлагали - от года до десятков лет. Их задачи были многочисленными. Они заключали договоры с хозяевами подрядных структур, платили рабочим, закупали строительные материалы (а перед этим вели отбор подрядчиков), организовали транспортировку строительных материалов, техники, питания. Кроме того, для еще незавершенного объекта они создавали фонды на эксплуатацию сооружений и последующие ремонтные работы.
Это была большая и муторная работа с деньгами: их привлечением, направлением на необходимое, ростом привлеченных средств, управлением и увеличением строительного фонда.
Большие деньги на большое дело
На строительство соборов объявляли сбор средств по всему региону. Часть средств давали богатые граждане, аристократическая знать или сам король, который получал доходы от налогов и в войнах. Отдельная статья поступлений - завещания от частных лиц, пожертвования и средства от продажи индульгенций. Если община нуждалась в средствах остро, она могла продавать свои земли и леса. Земли со временем прибывали вновь в лоно церкви из-за довольно типичных в те времена завещаний на помин души.
Некоторые знатные придворные финансировали отдельные виды работ, например, шпили или изготовление скульптур, или роспись стен, или изготовление витражей. Их имена упоминали прямо на стенах собора - это было приятно и дарителю и его семейству.
Печатались картинки с богоугодными сюжетами и наставлениями - их покупали для украшения домов, доход шел также на строительство.
Строителям платили не только деньгами. Им добавляли льготы в натуральной форме: материалы на личную постройку дома, позволяли использовать рабочих в своих хозяйственных делах, учитывали бесплатное питание и выдачу теплых курток и сапогов.
До 70% расходов средневековой стройки - это частные пожертвования. Одновременно магистры-управленцы благословляли по 300-400 частных фондов по привлечению денег. Какая-нибудь старушка-аристократка могла, к примеру, из своего фонда кормить учеников каменотесов, которые получают обучение профессию в своем строительном цеху и вот-вот придут на строительство храма. Другой частный фонд, к примеру, финансировал витражное стекло. Третий фонд оплачивал дорожные расходы стройки.
Вот так выглядел процесс финансирования стройки, а за представленные материалы благодарю дружественный проект "ProСВЕТ"/