Найти тему
Журнал Авто.ру

10 тысяч за отказ остановиться: что и зачем меняют депутаты

Оглавление

Госдума в первом чтении приняла поправки, увеличивающие штраф за отказ остановиться по требованию сотрудника ГИБДД. Согласно проекту, наказание за такое нарушение может вырасти десятикратно! Вместе с экспертами разбираемся в специфике применения статьи и справедливости наказания.

Что хотят изменить

На пленарном заседании Госдумы в первом чтении принят новый законопроект об увеличении ответственности за отказ остановиться по требованию инспектора ДПС. Согласно документу, штраф, предусмотренный частью 2 статьи 12.25 КоАП РФ, должен быть повышен до 7–10 тысяч рублей с сегодняшних 500–800 рублей. В статью также добавят новый пункт о лишении прав на полгода за повторное нарушение.

Как указано в пояснительной записке, сейчас действуют штрафы, установленные в 2013 году. Авторы законопроекта считают их незначительными и не соразмерными нарушению.

В законе прописаны три нарушения, за которые предлагается штрафовать:

  • невыполнение водителями законных требований уполномоченных должностных лиц об остановке транспортного средства;
  • воспрепятствование деятельности должностных лиц, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
  • нарушение правил прохождения весового и габаритного контроля тяжеловесными и крупногабаритными транспортными средствами.

«Законопроектом предлагается повысить размер административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 12.25 КоАП РФ, увеличив его размеры до диапазона "от семи до десяти тысяч рублей", а также установить повышенную административную ответственность за повторное невыполнение законного требования сотрудников контролирующих органов об остановке транспортного средства, дополнив статью 12.25. КоАП РФ соответствующей частью 4. В статьях 12.21 (ч.1) и 12.21 (ч.5) КоАП РФ предлагается введение ответственности за нарушение правил движения в зоне автоматического весогабаритного контроля», — указано в документе.

Что касается последнего пункта, то речь идёт о штрафе за несоблюдение водителем грузовика требований, предписанных дорожными знаками или разметкой в зоне автоматического весового и габаритного контроля — за это водителю грузового транспорта будет грозить 10 тысяч рублей и лишение прав на полгода. Собственника транспорта накажут на 100 тысяч рублей. Дороже всего нарушение обойдётся владельцу грузовика тяжелее 3,5 тонны. Его оштрафуют на 400 тысяч рублей.

Нужно ли лишать прав за отказ остановки

Штраф для физических лиц в размере 7–10 тысяч рублей станет весомой причиной не нарушать правила, уверен руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский.

«Остановка по требованию — осознанное действие водителя, которое он должен совершить. Единственное: важно, чтобы не было недопониманий, уловок и ловушек в этом вопросе. Потому что я лично попадал в ситуацию, когда водитель не понял, что его останавливают. Действия инспектора водитель и сам инспектор могут воспринимать по-разному. Например, инспектор махнул рукой, а водитель уже вышел из зоны видимости и не замечает этого», — считает Шумский.

Повышение штрафа, по мнению эксперта, правильная мера. А вот лишение прав при повторном нарушении может стать поводом для злоупотреблений. Потому что возможность лишиться прав пугает водителя, и этим его могут шантажировать.

«Я бы сперва ограничился только высоким штрафом, лишение прав считаю избыточным. Потому что, если инспектор догоняет пьяного водителя, его всё равно поймают, задержат, оштрафуют и дадут 15 суток. Таких водителей и так лишают прав. А тем, кого не поймают, вообще всё равно. Для случайных же нарушителей, которые совершают проступок по незнанию или неосторожности, наказание в виде лишения прав по этой статье будет слишком жестоким», — объясняет эксперт.

Нужно ли доказывать нарушение

По словам руководителя общественной организации «Автомобилист» Максима Едрышова, проблема отказа от остановки по требованию инспектора существовала всегда и ГИБДД много лет просила о повышении штрафов за эти нарушения.

«Высокие штрафы удерживают водителей от нарушений. Но на большинство автомобилистов изменения штрафов никак не повлияют. Тут речь идёт именно об умышленном правонарушении. Если же водитель не заметил инспектора и через 100 метров его остановили, тут вообще не должно быть наказания. Мы говорим о заядлых негодяях, которые убегают от инспекторов ДПС. И у последних должно быть доказательство умышленности», — считает Едрышов.

То есть для вынесения постановления у инспекторов должны быть видеозаписи и показания свидетелей нарушения. А привлекать человека к ответственности, а тем более лишать прав только по словам инспектора — неправильно, уверен эксперт.  И от штрафной вилки, полагает Едрышов, нужно отказаться.

«Вилка сумм штрафа в законе вообще не нужна, когда инспектор ДПС решает, какой будет штраф. Сумма штрафа должна быть едина для всех. Иначе происходит дискредитация системы правосудия в принципе. А вот повторность, когда водитель совершает то же правонарушение, должна быть более жёсткой», — говорит эксперт.

Законопроект, повышающий штраф за отказ остановиться по требованию сотрудника полиции, может быть принят до конца осени. Но не исключено, что рассмотрение затянется и новые поправки вступят в силу лишь в 2025 году.

Больше о законах и штрафах — в Журнале Авто.ру