Найти в Дзене
Дейли Днайв

Эдгар Райс Берроуз. Принцесса Марса: На Марсе тоже есть джентльмены

Оглавление

С романами Берроуза про марсианский цикл я познакомился очень давно. Мне было лет тринадцать, когда я болел, и лежал с температурой дома. Делать было особо нечего, но на днях, в библиотеке, я взял очередную книгу для чтения. И вот в период болезни эта книга пригодилась. То был сборник романов Берроуза, и, если не ошибаюсь, содержал два произведения: Принцесса Марса и Боги Марса.

Как будто бы имя Берроуза промелькнуло для меня впервые, когда я принялся за чтение, но, конечно же, тогда я уже знал про Тарзана - другого героя произведений писателя-фантаста. Тарзан был написан примерно в одно время с Принцессой Марса (где-то 1912 год), и принес немалую славу своему автору.

Новый писатель и новый фантастический роман меня сходу захватили. Я "проглотил" и первую часть, и вторую, и просил добавки. Потом в библиотеке взял ещё две: "Владыка Марса" и "Тувия, дева Марса". Я думал, что на Тувии все закончилось, ан нет - после нее читателей ждало ещё восемь произведений. Берроуз оказался очень плодовитым писателем, и трудно сказать, что было первично: желание больше раскрыть свою вселенную, или желание заработать денег.

-2

В общем, роман меня так захватил, что я остался в восторге. В нем было всё, что нужно настоящему подростку: приключения в неведомом мире, красивая женщина, герой-рыцарь, настоящая любовь, благородные поступки, непрекращающийся экшен и невероятная концовка с интригой. Ты всей душой переживаешь на Джона Картера, и, хотя у героя какие-то невероятные силы, судьба-злодейка постоянно вставляет ему палки в колёса собственного счастья, мешая обрести наконец любовь Деи Торис (кстати, как правильно ставить ударение в её фамилии - на первый или второй слог?). И, когда, казалось бы, вот оно счастье, после которого будут жить они долго и умрут в один день... но не так скоро! Концовка произведения лишь подстёгивает желание тут же приняться за продолжение, чтобы узнать, удалось ли выжить друзьям героя.

Несколько лет назад, у меня возникла мысль перечитать некоторые произведения, чтобы освежить их в памяти и посмотреть на любимые книги под призмой "взрослости". Потому что, одно дело воспринимать произведение в подростковом, и другое дело - во взрослом, осознанном возрасте. Как правило, на некоторые вещи ты смотришь по-другому. Принцесса Марса не стала исключением.

Кто такой Джон Картер?

Политической конъюнктуры, окружающей личность Джона Картера, в детстве, я не замечал. Зато теперь я узнал, что он участвовал в Гражданской войне США на стороне южан. Да, в романе это не сказано, но учитывая что: "рабы поклонялись земле, по которой он ходил", наш джентльмен был рабовладельцем. И это показывает нам, какой стороне симпатизировал сам господин Берроуз, что, безусловно, не плохо и не хорошо - просто занимательный штрих.

Во многих статьях по марсианскому циклу указывается, что Картер был Суперменом еще до появления самого Супермена. Уже с самого начала нам представляли главного героя как идеального человека: образец мужественности, с безупречными манерами, он со всеми найдет общий язык, да еще и красавЧЕГ каких поискать. Плюс, прожжённый ветеран, полный огня и энергии, переживший Гражданскую войну, и, возможно даже участвовавший в битве при Геттисберге. Следовательно, чего автор не упомянул, но мы добавим - умеет профессионально истреблять себе подобных. На Барсуме (Марс на языке местных) силы Картера раскрываются как силы Кларка Кента, когда он попал с Криптона на Землю. Бывший офицер армии Конфедератов получает способность совершать гигантские прыжки, порой допрыгивая до окон верхних этажей. Уже одна эта способность делает его уникальным существом на Марсе, но это ещё не все. Джон приобретает невероятную физическую силу, благодаря которой, с одного удара способен свалить местного Майка Тайсона даже без разминки. Но и это ещё не все! Он обладает телепатией и умеет управлять некими мозговыми волнами (что было продемонстрировано на атмосферной фабрике), быстро учится, идеально держится в седле местных аналогов лошадей и обладает удивительной меткостью, ну и, напоследок, наделен всеобъемлющей харизмой, так что местные собаки и лошади слушались его как Тарзана. Короче, Джон Картер в одиночку способен справиться с небольшим отрядом. Действительно, Супермен.

-3

В общем-то, ничего плохого в этом нет, ведь мы читаем фантастический роман, а не произведение основанное на реальных событиях. И, когда в детстве я читал о похождениях Джона Картера на Барсуме, я остался в полном восторге от данного персонажа. Самое главное, он был дружелюбным, храбрым, готовым на все ради любви и не терпел никаких авторитетов, ведь Джон знал о справедливости больше других и всегда поступал правильно... ведь только он знает что надо жителям Марса на самом деле.

После недавнего прочтения романа, у меня сложилось совершенно иное впечатление о герое. Для меня он больше и не герой. Проблема в том, что свое понятие о справедливости он насаждает жителям Барсума, принося хаос и в без того непростой край. Джон Картер не считается ни с кем и ни с чем, если ему что-то надо, про таких говорят: "Вижу цель - не вижу препятствий" и "Сила есть - ума не надо". Пришелец убивает своих соперников направо и налево, и делает это очень легко, благодаря своим силам. Если кто-то мешает его счастью с Деей Торис, например, жители Зоданги, то он всех вырежет с помощью армии разъяренных и науськанных тарков, поучаствует в убийстве местного джеддак и его сына. Да, и перед этим он нападёт и убьет четырёх ни в чем неповинных стражей, которые просто несли свою вахту и не были к нему агрессивно настроены. Своим вмешательством Картер нарушил хрупкое равновесие Барсума, многократно усилив воинственных тарков. А что если вместо мягкого вождя, придет свирепый таркианец, и, благодаря гораздо более высокой боевой мощи, уничтожит Гелиум до основания и всю марсианскую семью Картера?

-4

Не понимаю, как такой персонаж вообще дослужился до капитана? Он же не будет слушаться ни одного командира, если посчитает того неправым, и всегда действует по зову сердца и шила в заднице. Джон Картер - настоящий вредитель, и, под благими делами приносит одни разрушения. Это никакой не сказочный рыцарь и не благородный воин. Он отличный пример злого Супермена из игры Injustice: Gods Among Us, жёсткими методами наводящего собственный порядок. Да, и кстати, этот умник едва всё не потерял из-за собственной дырявой памяти. Вспоминаем момент, когда в Гелиум пришло сообщение о том, что атмосферной фабрике хана (хранителя убили), воздух больше не вырабатывается и все скоро задохнутся. А внутрь проникнуть нельзя, так как входная дверь пуленепробиваемая. Но Джонни-то как раз эту дверь открывать умеет, что уже доказал нам несколькими главами ранее. Однако, данная информация резко стирается у него из памяти, и бывший южанин спокойной готовится умереть вместе с любимой... чтобы прямо перед смертью, когда половина народа Гелиума уже задохнулось, вскочить и помчаться вершить подвиг! Блин, ну как можно было об этой ключевой своей особенности не вспомнить сразу? С другой стороны, тогда бы не получилось столь душераздирающей концовки.

Марс в понимании Берроуза

Описывая Барсум, Эдгар Берроуз явно опирается на историю Древнего Рима. Некогда на Марсе жила сверхразвитая цивилизация, которая баловалась всякими футуристическими штуками. Вскоре цивилизация пришла в упадок, сгинула, но осколками её былой славы пользуются все населяющие Марс народы.

На Марсе, как и в реальности, нет воды, но атмосфера присутствует, благодаря атмосферной фабрике, магическим образом вырабатывающей кислород. Какие-то ресурсы на планете остались, и земледелие неплохо развито, но этих ресурсов очень мало из-за чего за них приходится сражаться. Вследствие этого, Барсум представляет собой крайне суровую планету, где войны не прекращаются, напоминая наше родное средневековье. Хотя, отличия в том, что техническое развитие на планете шагнуло куда как дальше, чем земное средневековье, и у местных воинов есть не только огнестрельное оружие, но даже простые летательные аппараты и настоящие воздушные корабли. Кстати, как раз из-за разреженной атмосферы планеты и могут свободно передвигаться по воздуху причудливые летательные аппараты, ну и еще за счет хитрого технологического двигателя с барсумианским лучём движения (не спрашивайте как это).

-5

Любопытный факт в том, что все женщины здесь яйцекладующие: и зеленые и красные марсианки (не спрашивайте как это). Плод внутри яйца уж очень долго развивается, намного дольше чем у земных яйцекладущих. Чудна марсианская атмосфера, ничего не скажешь. Или все жители на Марсе отчасти динозавры, эволюционирующие до разумных двуногих существ?

В первой книге цикла мы сталкиваемся с двумя расами: красными и зелёными марсианами. Красные вовсе не индейцы, а как раз-таки самые цивилизованные существа, хотя есть среди них неправильные (например, жители Зоданги) и правильные (жители Гелиума). Зелёные марсиане - вовсе не зелёные человечки на летающей тарелке, а грубые, уродливые и воинствующие кочевники.... кочевники-коммунисты, в понимании первобытного коммунизма общества охотников-собирателей. Ну серьезно, почитайте писание:

«Но это были не родственники, и не жены, и не слуги; взаимоотношения казались своеобразными, и поскольку на Земле не существует ничего подобного, это очень трудно объяснить и описать. Все материальное богатство принадлежало общине зеленых марсиан, кроме личного оружия, украшений и постельных принадлежностей. Только на это можно было предъявлять неоспоримые права, но запрещалось иметь вещей больше, чем того требовали личные нужды. Все излишки просто находились на хранении у той или иной персоны, и при необходимости их передавали более молодым членам общины.

Женщины и дети из свиты мужчины могли быть соединены в воинское подразделение. Он нес за них ответственность и должен был их наставлять, воспитывать, кормить – словом, удовлетворять все их потребности во время продолжительных скитаний и непрерывной войны с другими общинами и с краснокожими марсианами. Его женщины ни в каком смысле не были его женами. В языке зеленого народа вообще нет такого слова, аналогичного земному. Спаривание происходит только в интересах общины, и никак иначе, и подчинено естественному отбору. Совет вождей в каждой общине контролирует этот вопрос так же строго, как какой-нибудь владелец беговых конюшен в Кентукки отбирает производителей исключительно по науке, чтобы улучшить качества потомства в целом.

-6

В теории это звучит неплохо, как это частенько случается с теориями, но в результате долгих веков столь противоестественной практики размножение в интересах общины привело к появлению холодных, жестоких существ, которые жили уныло, без любви и радости.

И при этом, честно говоря, зеленые марсиане в целом абсолютно целомудренны, за исключением отдельных выродков вроде Тала Хаджуса; но куда лучше было бы достичь тонкого баланса человеческих черт характера, пусть даже ценой случайной потери добродетели.»

Может, из-за того что Марс так сильно похож на Землю, он и привлекает внимание читателей? В будущих приведениях Барсум раскроется еще больше и глубже, раскапывая очередной скрытый в недрах планеты секрет.

Маленький шаг для человека, большой прыжок для Джона Картера

В итоге, могу прямо сказать - Принцесса Марса больше не является моей любимой фантастической книгой. Нет, она уже давно таковой не является (хотя несколько лет была номер один в моем личном топе), но теперь я в этом убедился. Мне не нравится ни главный герой, ни его беспомощная подруга Дея Торис, которую вечно приходится спасать. А специальный акцент на рыцарский характер главного героя, коим Джон Картер не является, и большое количество пафосных и приторных речей, создает прямо-таки отталкивающие моменты. Безусловно, стоит делать поправку во времени, ведь роман был написан аж в 1912 году.

С другой стороны, плохим романом Принцессу Марса я не назову (да-да, пытаюсь усидеть на двух стульях). Многие моменты мне понравились, особенно когда дело касается эпических молодецких битв с участием Картера, описания быта населяющих Барсум рас, а так же начало романа и его завершение. Финал достоин всяческих похвал! Вместо стандартной скучной концовки, господин Берроуз берет нас за грудки, хорошенько встряхивает и бросает в холодную воду. Помню, как при первом прочтении я просто волосы на себе рвал от того, как же ловко автор закрутил, и как же мне сильно, безумно сильно хотелось срочно приняться за продолжение, чтобы выяснить, осталась ли Дея Торис в живых. Вот это я понимаю "клиффхэнгер".