Продолжаем тему шипящих звуков и помогаем второклассникам выполнять задания по русскому языку, новая подборка.
Задания взяты из учебника по русскому языку для второго класса, часть 2. Авторы – В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Программа – Школа России.
Тема: Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
Правило для запоминания:
Задание 21
Как выполнить задание
В поле травы хороши,
А на речке камыши.
Возле поля, мимо ржи,
Шли колючие ежи.
Я руки в воду опущу
И их в воде прополощу.
Или я зажгу свечу,
Или лампочку включу.
Задание 22
Как выполнить задание
ЧА или ЩА?
Площадка, защищать, мочалка, зайчата, саранча, прощать.
ЖИ или ШИ?
Кувшин, снежинка, моржи, машина, пружинка, ошибка, положить.
ЧУ или ЩУ?
Дочурка, щупальца, щука, чуткий, молчу, ворчун.
°
Вставляем пропущенные слоги по смыслу. Например: в русском языке нет слова плоЧАдка, но есть плоЩАдка.
Написание буквосочетаний проверяем по орфограмме: ударные слоги пишутся с буквами И, А, У.
Задание 23
Как выполнить задание
°
Выбираем из предложенных слов главные члены предложения – подлежащее и сказуемое, например: туча затянула. Остальные слова расставляем по смыслу: какая туча – серая, что затянула – всё небо. Получаем предложение: Серая туча затянула всё небо.
°
1.Серая туча затянула всё небо. 2. Пушистый снежок полетел на землю. 3. Чудесные снежинки были похожи на стайку белых мотыльков. 4. Они медленно кружились в воздухе. 5. Земля радостно встречала белый пух зимы.
°
Мы получили текст, который рассказывает о природном явлении. Пример заголовка - «Первый снег».
Задание 24
Как выполнить задание
Не кузнец, а с клещами. (Рак)
Щука хвостом махнула, лес погнула. (Ветер)
Кручу, бурчу, знать никого не хочу. (Метель)
На зелёной кочке живут дочки, сами аленькие, и большие, и маленькие. (Клюква)
Написание пропущенных букв:
Клещами, щука, кручу, бурчу, хочу, большие – сочетания ЩА, ЩУ, ЧУ, ШИ. Орфограмма: правописание гласных в буквосочетаниях с шипящими звуками.
Хвостом, махнула, зелёной – проверочные слова: хвОст, мАшет, зЕлень.
Орфограмма: безударные гласные в корне. Для проверки подбираем однокоренные слова, в которых на сомнительную гласную падает ударение.
Аленькие, маленькие– правописание НЕ шипящих согласных, для обозначения мягкости на письме ставим Ь.
°
Запомнить написание буквосочетаний:
Клещами, щука, кручу, бурчу, хочу, аленькие, большие, маленькие.
°
В словах кручу, бурчу звуки [кр], [ч'], [б], [рч'] передают рычание непогоды, вой ветра и кружение снега.
Задание «Проверь себя»
Как выполнить задание
1. Мир, мяч – буквы И и Я придают мягкость предшествующему согласному звуку. Шишка - буква И обозначает звук [ы], так как согласная шипящая Ш всегда твёрдая. Чайка, чудо – буквы А и У обозначают соответствующие звуки [а] и [у]. Утюг – безударная гласная У обозначает звук [у].
2. Точка, конечно, пружина, машина, початок, площадь, чудо, щуплый.
3. Тема рисунка – праздник, поздравление.
4. День рождения. У Саши сегодня день рождения. Друзья пришли с подарками и поздравляют Сашу. Мальчик рад гостям. На столе стоит большой праздничный торт. Все радуются.
***
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые полезные публикации.
Также читайте:
Готовое домашнее задание по русскому языку для второго класса. Тема: шипящие звуки, часть 2.